Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, реферат
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было".
Плюрализм в понимании и определении государства
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение
получило определение государства как
совокупности (союза) людей, территории,
занимаемой этими людьми, и власти. Известный
государствовед П. Дюги выделяет четыре
элемента государства: 1) совокупность
человеческих индивидов; 2) определенную
территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.
"Под именем государства,- писал Г. Ф.
Шершеневич,- понимается союз людей, осевших
в известных границах и подчиненных одной
власти".
Рассматриваемое определение, верно
отражающее некоторые черты (признаки)
государства, послужило поводом для различных
упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы
отождествляли государство со страной,
другие - с обществом, третьи - с кругом
лиц, осуществляющих власть (правительством).
В. И. Ленин критиковал это определение
за то, что многие его сторонники в ряду
отличительных признаков государства
называли принудительную власть: "Принудительная
власть есть во всяком человеческом общежитии,
и в родовом устройстве, и в семье, но государства
тут не было".
Не согласны с приведенным понятием
и сторонники психологической теории
права. "Государство не совокупность
людей определенного рода,- утверждал
Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними,
форма общежития, известная психическая
связь между ними". Однако "форма
общежития", форма организации общества
- тоже лишь один из признаков, но не все
государство.
Трудности выработки
дефиниции анализируемого сложного и
изменяющегося явления породили в те годы
неверие в возможность ее формулирования
вообще. М. Вебер, в частности, писал: "Ведь
государство нельзя социологически определить,
исходя из содержания его деятельности.
Почти нет таких задач, выполнение которых
политический союз не брал бы в свои руки
то здесь, то там; с другой стороны, нет
такой задачи, о которой можно было бы
сказать, что она во всякое время полностью,
то есть исключительно, присуща тем союзам,
которые называют "политическими",
то есть в наши дни - государствам или союзам,
которые исторически предшествовали современному
государству".
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение" Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".
Обе формулировки были широко распространены
и в науке, и в официальной пропаганде.
Однако они применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая классовая
напряженность и политическое противоборство
грозит разрушением общества. Иначе говоря,
эти определения подходят к тираническим
и диктаторским государствам. Выводя на
первый план их насильственную сторону,
указанные определения мешают увидеть
в государстве ценные феномены цивилизации,
культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе
государство обычно определяется как
политико-территориальная суверенная
организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать
свои веления обязательными для всей страны.
Данная дефиниция синтезирует наиболее
существенные черты и признаки государства
и в целом приемлема, но в ней слабо отражена
связь государства и общества. Поэтому
мы считаем, что более точной будет следующая
формулировка: государство - это политическая
организация общества, обеспечивающая
его единство и целостность, осуществляющая
посредством государственного механизма
управление делами общества, суверенную
публичную власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает
общее понятие государства, но больше
подходит к современному государству.
В нем подчеркивается, что государство
есть политическая организация всего
общества, всех его граждан. Оно выполняет
жизненно необходимые для общества функции,
обеспечивает его единство и целостность,
управляет важнейшими общественными делами.
В то же время государство (особенно правовое)
призвано всесторонне гарантировать права
и свободы граждан, поддерживать надежный
и гуманный правопорядок в обществе.
Информация о работе Плюрализм в понимании и определении государства