Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:32, реферат
Праздник первого мая был установлен парижским международным социалистическим конгрессом 1889 г.*1.
Его назначение состояло в том, чтобы путем одновременных выступлений рабочих всех стран в этот день подготовить почву для сплочения их в единую международную пролетарскую организацию революционного действия, обладающую одним мировым центром, одной мировой политической ориентацией.
Автор: Лев Троцкий Дата размещения материала на сайте: 30 апреля 2004 Дата написания: 1 мая 1918 |
В истории первомайского праздника, в его судьбах отражается характер всего рабочего движения в период II Интернационала. Праздник первого мая был установлен парижским международным социалистическим конгрессом 1889 г.*1. Его назначение состояло в том, чтобы путем одновременных выступлений рабочих всех стран в этот день подготовить почву для сплочения их в единую международную пролетарскую организацию революционного действия, обладающую одним мировым центром, одной мировой политической ориентацией. Парижский конгресс, приняв вышеуказанное решение, вступил на путь международного союза коммунистов*2 и I Интернационала*3. Усвоение II Интернационалом*4 типа двух первых международных организаций пролетариата было сразу невозможно, ибо в течение 14 лет, протекших со времени I Интернационала, во всех странах выросли классовые организации пролетариата, которые вели совершенно независимо свою деятельность на своей территории и не были приспособлены к интернациональному объединению на началах демократического централизма. Празднование первого мая должно было подготовить их к такому объединению, и потому в качестве его лозунга было выдвинуто требование 8-часового рабочего дня, обусловленное развитием производительных сил и популярное среди широких рабочих масс всех стран. Фактическая задача, предназначенная первомайскому празднику, состояла в облегчении процесса преобразования рабочего класса, как категории экономической, в рабочий класс в социологическом значении этого слова, - в класс, сознающий свои интересы в их целом и стремящийся к учреждению своей диктатуры и социалистическому перевороту. Ввиду этого, майскому празднику наиболее соответствовала роль демонстрации в пользу социалистической революции. И этого добивались революционные элементы конгресса. Но на той стадии развития, которую переживало тогда рабочее движение, большинство находило, что требование 8-часового рабочего дня более отвечало осуществлению поставленной задачи. Во всяком случае, это был лозунг, способный объединить рабочих всех стран. Такую же роль играл и лозунг всеобщего мира, выставленный впоследствии. Но конгресс предполагал, а объективные условия развития рабочего движения располагали. Майский праздник постепенно превратился из средства борьбы мирового пролетариата в средство борьбы рабочих каждой отдельной страны за свои местные интересы. И этому способствовало выставление третьего лозунга - всеобщего избирательного права. В большинстве государств день первого мая праздновался либо только вечером после окончания работ, либо в ближайшее воскресенье. Там же, где рабочие праздновали его путем прекращения работ, как в Бельгии, Австрии, он служил делу осуществления местных задач, а не делу сплочения рабочих всех стран в один мировой рабочий класс. Наряду с прогрессивными последствиями (содействием сплочению рабочих данной страны), он имел поэтому и отрицательные консервативные стороны - он связывал рабочих слишком тесно с судьбой данного государства и этим подготовлял почву для развития социал-патриотизма. Задача, поставленная в порядок дня парижским конгрессом, не осуществилась. Не было достигнуто образования Интернационала, как организации международного пролетарского революционного действия - с единым центром, с единой международной политической ориентацией. II Интернационал был лишь слабым объединением рабочих партий, независимых друг от друга в своей деятельности. Первомайский праздник превратился в свою противоположность. А с войной II Интернационал прекратил свое существование. Таковы были следствия неумолимой логики диалектического процесса развития рабочего движения. В чем же причина этого явления? В чем гарантия против его повторения? Каков отсюда урок для будущего? Конечно, основная причина неудачи первомайского празднества заключается в характере данного периода капиталистического развития, в процессе его углубления в каждой отдельной стране и обусловленной этим процессом борьбы за демократизацию государственного строя, в приспособлении последнего к запросам капиталистического развития. Но ведь в развитии капиталистического и всякого иного строя имеются двоякого рода тенденции - консервативные и революционные; ведь рабочий класс - активный участник исторического процесса, его авангарду - социалистическим партиям - предназначено идти впереди этого процесса, противопоставлять его революционные тенденции консервативным на всех стадиях рабочего движения, выдвигать и отстаивать общие, независимые от национальности, интересы всего пролетариата в его целом. Вот этой-то задачи и не выполняли социалистические партии в период II Интернационала, и это оказало непосредственное влияние на судьбы первомайского праздника. Под влиянием партийных верхов, состоявших из интеллигенции и рабочей бюрократии, социалистические партии в описанный период сосредоточили свое внимание на очень полезной парламентской деятельности, но национальной, а не международной, не классовой по самому своему существу. Рабочая же организация обратилась в их деятельности из средства классовой борьбы в самоцель. Достаточно вспомнить, как вожди германской с.-д. мотивировали перенесение майского праздника на ближайшее воскресенье. Они говорили, что нельзя из-за демонстрации подвергать опасности образцовую партийную организацию, парламентскую деятельность и многочисленные богатые профессиональные союзы*5. Нынешняя эпоха в рабочем движении прямо противоположна по своему характеру минувшей эпохе. Открытая войной, в частности российской Октябрьской революцией, она является эпохой непосредственной борьбы пролетариата за власть в мировом масштабе. Ее характер благоприятствует выполнению майским праздником той роли, которую старались ему предназначить революционные элементы парижского конгресса 1889 года. Ему предстоит облегчить процесс образования III революционного Интернационала и служить делу мобилизации пролетарских сил для мировой социалистической революции. Но для содействия выполнению им этой великой роли урок прошлого и запросы данной эпохи властно диктуют социалистам всех стран: 1) радикальную перемену их политики; 2) выставление соответствующих лозунгов в день первого мая. В первом отношении им предстоит: 1) сосредоточение усилий на образовании III революционного Интернационала; 2) подчинение интересов каждой страны общим интересам международного пролетарского движения; парламентской деятельности - интересам борьбы пролетарских масс. Основными же лозунгами первомайского праздника могут быть в нынешнюю эпоху: 1) III Интернационал; 2) диктатура пролетариата; 3) всемирная советская республика; 4) социалистическая революция. "Известия ВЦИК" N 87 (351),
------------------------------ *1 Парижский конгресс, - положивший начало организации II Интернационала, состоялся 14 - 20 июля 1889 г. На нем были представлены следующие страны: Франция, Бельгия, Германия, Англия, Австрия, Венгрия, Россия, Швеция и некоторые другие; число делегатов составляло 395 чел. В порядке дня конгресса стояли следующие вопросы: 1) доклады о положении труда и социалистического движения в различных странах, 2) вопрос о рабочем законодательстве и 3) вопрос о постоянной армии. В числе докладов о развитии социалистического движения в различных странах был также доклад о России, сделанный Плехановым. По вопросу о законодательной охране труда рабочих конгресс провозгласил следующие требования: восьмичасовый рабочий день, запрещение детского труда, 36-часовый отдых в неделю и т.д. Конгресс объявил день 1 мая праздником международной солидарности пролетариата и призвал рабочих всех стран отмечать этот день прекращением работ и манифестациями. По третьему вопросу конгресс решительно высказался за упразднение постоянной армии и замену ее всеобщим народным вооружением. *2 Международный союз коммунистов - был основан в 1847 г. при деятельном участии Маркса и Энгельса. Ими была предварительно проделана большая агитационная и организационная работа по созданию коммунистических организаций в Лондоне, Брюсселе, Париже и др. городах. Представители этих организаций и образовали в Лондоне в 1847 г. на первом съезде союз коммунистов. Свои задачи союз формулировал в первом пункте устава следующим образом: "свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание нового общества без классов и без частной собственности". Второй съезд союза (в конце 1847 г.) выработал общие принципы программы и поручил Марксу подробно разработать ее. В результате совместной работы Маркса и Энгельса, в январе 1848 г. появился "Коммунистический Манифест". Союз еще не успел окрепнуть и развить свою деятельность, когда началась революция 1848 г., вследствие чего союз, как целое, не смог сыграть в этой революции руководящей роли. Но отдельные члены союза были активными деятелями германской революции: участвовали в восстаниях, организовывали рабочие общества. После поражения революции наиболее видные члены союза эмигрируют в Лондон. Маркс и Энгельс пытаются возродить организацию и завязывают связи с Германией в надежде на новый революционный подъем. Но вскоре, учитывая создавшуюся в Европе экономическую и политическую ситуацию, Маркс пришел к выводу, что мысль о скорой революции приходится пока отложить. Часть союза, во главе с Виллихом и Шаппером, считала, наоборот, необходимым вызвать революцию немедленно. Эти разногласия приводят к расколу. После ареста в Германии в 1852 г. ряда активных членов союза, Маркс и Энгельс объявляют союз распущенным. Отколовшаяся часть союза также просуществовала недолго. Значение союза коммунистов заключается в том, что, являясь предшественником I Интернационала, он был первой международной организацией пролетариата, вставшей на почву классовой борьбы. *3 Первый Интернационал - был основан в Лондоне 28 сентября 1864 г. До этого времени мы имеем лишь отдельные попытки интернационального объединения рабочих в лице организованного в Лондоне в 1845 г. Харнеем "Союза Братских Демократов", который вел исключительно пропагандистскую работу с целью укрепления интернациональных связей рабочего класса. Реакция 1849 г. тяжело отразилась на "Союзе Братских Демократов", и он вскоре распался. Другой попыткой интернационального объединения был "Международный Комитет", основанный в Англии по инициативе Эрнеста Джонса в 1854 г. и тоже просуществовавший недолго. Быстрый рост промышленности и общий подъем 60-х гг. вновь оживили идею интернационального рабочего объединения. Сильным толчком к созданию Интернационала явилась всемирная выставка 1862 г. в Лондоне, на которой произошла сердечная встреча французских рабочих с английскими. На банкете, устроенном 5 августа английскими рабочими в честь французских гостей, много говорилось о необходимости международного объединения пролетариата. Связь английского и французского рабочего класса укрепилась еще больше в 1863 г., когда вспыхнувшее в Польше восстание вызвало единодушный отклик в сердцах французских и английских рабочих. На митинге в Лондоне, в Сен-Мартинс-Холле, 28 сентября 1864 г. было положено первое основание организации Международного Товарищества Рабочих. Первый конгресс Интернационала состоялся в Женеве в 1866 г. На конгрессе были заслушаны доклады представителей различных стран, но главным предметом занятий было обсуждение манифеста и устава Интернационала, написанных Марксом. После окончания конгресса Генеральный Совет I Интернационала энергично принялся за руководство рядом стачек, прокатившихся в 1866 - 1868 гг. по всей Европе. Второй конгресс I Интернационала был созван в сентябре 1867 г. в Лозанне. На этом конгрессе было представлено шесть стран. Основным вопросом порядка дня был вопрос об отношении социалистов к политической борьбе. Быстрый рост популярности Интернационала в рабочем классе вызвал естественные опасения у буржуазии; секции Интернационала в отдельных странах подвергались репрессиям. Третий конгресс Интернационала (в Брюсселе в 1868 г.) особенно много внимания уделил вопросу о войне. Конгрессом была принята резолюция, в которой говорилось о необходимости "проявления величайшей активности" в борьбе с милитаризмом. Четвертый конгресс (в Базеле в 1869 г.) происходил в момент сильного подъема влияния Интернационала во всей Европе. Однако, на этом конгрессе уже начинают проявляться внутренние противоречия между марксистским и бакунистским крылом Интернационала. Бакунисты, в противоположность марксистам, отрицали значение политической борьбы рабочего класса, необходимость пролетарской диктатуры, как этапа на пути к социализму и т. д. На Базельском конгрессе спор между бакунистским и марксистским течениями возник по поводу вопроса о праве наследования. Бакунин, в отличие от Маркса, рассматривал право наследования, как краеугольный камень буржуазного общества, и считал, что его отмена явится важнейшим исходным пунктом для создания нового общества. В дальнейшем разногласия между бакунистским крылом и большинством Интернационала усиливаются. Франко-прусская война 1870 - 1871 гг. и Парижская Коммуна обострили их еще больше. Реакция, наступившая после разгрома Парижской Коммуны, нанесла тяжелый удар Интернационалу. Его национальные секции начинают постепенно распадаться. Во Франции особенно усилилось влияние бланкистов и бакунистов, систематически боровшихся против влияния Маркса. В Германии вожди с.-д. партии были брошены в тюрьмы реакционным правительством Бисмарка. В Англии начинает зарождаться эра "рабочего либерализма". В таких экономически отсталых странах, как Италия или Испания, движение находилось целиком под влиянием Бакунина. В сентябре 1872 г. на конгрессе в Гааге Бакунин и его сторонники были исключены из Интернационала. Местопребывание Генерального Совета из Лондона было перенесено в Америку по настоянию Маркса, опасавшегося в Европе влияния бланкистов и бакунистов. В сентябре того же года бакунисты созвали свой конгресс в Швейцарии, на котором было постановлено не признавать решений Генерального Совета и Гаагского конгресса. После своего переселения в Америку Генеральный Совет I Интернационала просуществовал недолго; он постепенно терял свое значение и, наконец, в июле 1876 г., на конгрессе в Филадельфии, принял постановление о своем собственном роспуске. Еще раньше в 1874 г. Энгельс в письме к Зорге (Секретарю Генерального Совета) писал: "Наконец и в Америке престиж Интернационала пал, и всякая попытка вдохнуть в него новую жизнь была бы безрассудной и легкомысленной тратой энергии. Десять лет Интернационал правил одной стороной европейской истории и именно тою, в которой заложено все будущее, и он имеет полное право с гордостью оглянуться на пройденный им путь. Я думаю, что следующий Интернационал, после того как сочинения Маркса в течение нескольких лет окажут свое действие, будет чисто коммунистическим и водрузит своим знаменем наши принципы". Значение I Интернационала заключается в том, что он "заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал" (Ленин). *4 II Интернационал. - В 70-х годах XIX столетия в Европе завершился процесс создания национально-объединенных капиталистических государств. Промышленное развитие главнейших стран пошло вперед быстрым темпом. Одновременно растет и рабочее движение. Складываются мощные профессиональные организации, классовая борьба все более приобретает форму политической борьбы пролетариата с буржуазией. Прежние пропагандистские секции I Интернационала были бы теперь уже не в состоянии обслуживать потребности разросшегося движения: задачи времени требовали образования больших политических рабочих партий. В 1875 г. образовалась соц.-дем. партия в Германии, в 1879 г. - во Франции; в этот же период возникают рабочие партии в Бельгии, Швейцарии и др. странах. Консолидация национальных рабочих партий и вызванное быстрым развитием производительных сил усиление мировых связей между крупнейшими капиталистическими державами создали необходимые предпосылки для международного объединения отдельных социалистических партий. Начало II Интернационалу было положено в 1889 г. на конгрессе в Париже (см. прим. 1). В течение первого периода его существования (1889 - 1904 гг.) происходит окончательное отмежевание социализма от анархизма, и начинается борьба двух течений, оппортунистического и революционного. Первый конгресс в 1889 г. высказался за необходимость существования независимых политических рабочих партий и провозгласил лозунг празднования 1 мая, как символа международного единства пролетариата. На Брюссельском конгрессе в 1891 г. и на Цюрихском в 1893 г. принимаются решения о недопущении в Интернационал анархистов и о необходимости привлечь к нему профессиональные организации. В 1900 г. на конгрессе в Париже создается постоянный исполнительный орган II Интернационала - Международное Социалистическое Бюро. Этому же конгрессу, а также следующему (в Амстердаме в 1904 г.), пришлось столкнуться с оппортунистическим крылом в рабочем движении по вопросу о допустимости участия социалистов в буржуазных министерствах. Принятое решение носило половинчатый характер: осуждая в принципе это участие, оно в то же время допускало его "при особых обстоятельствах". Реформистские элементы не были изгнаны, они остались в рядах II Интернационала и продолжали вести внутри его свою работу. В течение второго периода жизни II Интернационала (1904 - 1914 гг.) империализм достигает своего расцвета; угроза мировой войны становится все более реальной. На конгрессах (в 1907 г. в Штутгарте, в 1910 г. в Копенгагене, в 1912 г. в Базеле) по-прежнему идет борьба с реформистами по вопросам о сотрудничестве с буржуазией, о независимости профсоюзов и т. д. Но основным содержанием работы конгрессов становится борьба с империализмом, вооружениями и опасностью войн. В течение этого периода, наряду с быстрым ростом капитализма, растут и силы II Интернационала. Организационный и агитационный аппарат его отдельных партий, в особенности германской, достигает чрезвычайно больших размеров. Так, в 1910 г. рабочих, находившихся под влиянием II Интернационала (т.-е. членов партий, профсоюзов, кооперативов, избирателей, голосующих за социалистических депутатов) насчитывалось до 25 миллионов. Однако, за этой организационной мощью скрываются процессы внутреннего разложения. Империализм с его колониальной политикой создает внутри пролетариата рабочую аристократию и отрывает верхушки партий и профсоюзов от масс. Ни один коренной вопрос рабочего движения не получает в Интернационале полного и точного разрешения. Резолюции конгрессов страдают половинчатостью ("каучуковые резолюции"), открывающей полный простор работе реформистов. Центр тяжести переносится на парламентскую деятельность, а не на подготовку масс к революции. Вся работа приспособляется к рамкам буржуазного строя, и заслоняется основная цель - борьба за уничтожение капитализма. Война 1914 г. вскрыла всю внутреннюю несостоятельность II Интернационала, который распался с первых же дней войны. Основная историческая роль II Интернационала заключается в том, что он превратил социализм из достояния отдельных кружков в движение масс. После войны, в 1919 г., на конференции в Берне, II Интернационал восстанавливается. В условиях революционного подъема и кризиса капитализма в 1917 - 1921 гг., а также и позже, при относительном укреплении буржуазного строя после 1921 г., II Интернационал помогает буржуазии подавлять революцию, ведет травлю Советского Союза и выполняет, таким образом, роль буржуазной агентуры в рабочем движении. *5 Об отношении к 1 мая вождей германской социал-демократии. - Постановление первого конгресса II Интернационала (в 1889 г.) о провозглашении 1 мая днем международной солидарности рабочего класса и о прекращении работ в этот день встретило довольно резкие возражения со стороны официальных вождей германской социал-демократии. Накануне 1 мая 1890 г., т.-е. первого года первомайского празднества, с.-д. фракция германского рейхстага выпускает воззвание, в котором призывает отказаться от всякого празднования 1 мая, так как это может вредно отразиться на экономическом положении рабочего класса. Повинуясь этому призыву, немецкие рабочие отпраздновали 1 мая частью вечером, частью в ближайшее воскресенье. Только пролетариат Гамбурга решительно поддержал постановление первого конгресса II Интернационала и организовал забастовку в день 1 мая. В 1891 г. германская с.-д. партия вновь усиленно рекомендует немецкому рабочему классу воздержаться от забастовки в день 1 мая и перенести праздник на ближайшее воскресенье. Подобные решения принимались правлением германской с.-д. партии из года в год. Это вызывало бурные протесты на конгрессах II Интернационала, которые не раз выносили решения, обязывавшие германскую с.-д. партию строго придерживаться постановлений международных конгрессов о проведении первомайского праздника. |
Международные стандарты финансовой отчетности: первое применение
Поленова С.Н.
Источник: Журнал "Финансовый менеджмент"
добавлено: 2009-06-11
просмотров: 2144
Основные цели развития и совершенствования средств обеспечения бизнеса направлены на создание единого экономического информационного пространства, участие нашей страны в мировых экономических процессах, реализацию норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ, Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» от 4.07.96 г. № 85-ФЗ, постановления Правительства РФ «О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных инвесторов» от 2.02.96 г. № 80.
Составляющим элементом единого экономического информационного пространства являются данные, предоставляемые системой бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Необходимость применения МСФО в российской практике
Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Поэтому изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, произошедшие в последние годы, направлены на создание организационных предпосылок формирования полезной информации на базе основного инструмента реформирования бухгалтерского учета — Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, на языке, понятном пользователям всего мира, а как следствие, наименее трудоемким путем завоевать доверие инвесторов, в том числе и зарубежных.
Однако, несмотря на определенный оптимизм во взглядах на преимущества использования МСФО в российской экономической практике по сравнению с национальными стандартами учета и отчетности, представляется, что подобная работа является сложной и трудоемкой. При создании инфраструктуры применения МСФО согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 г.) необходимо проделать значительную подготовительную работу:
Причины разработки МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»
В связи со сложностями внедрения и понимания МСФО Правление Совета по МСФО разработало и в 2003 г. приняло МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности». Теперь этот стандарт используется наряду со стандартом МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Причинами его разработки, на наш взгляд, являются следующие:
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» вступило в силу с 1 января 2004 г. Таким образом, организация, принявшая решение о применении МСФО для составления отчетности, использует его при формировании данных по итогам работы за 2005 г. В стандарте даны подробные указания о том, что он должен использоваться теми организациями, которые составляют финансовую отчетность за период, начинающийся с даты вступления в силу стандарта МСФО (IFRS) 1. Кроме того, этим стандартом руководствуются, если организация решила использовать международные стандарты в качестве главной основы составления отчетности позднее даты вступления стандарта в силу. Если компания составляла отчетность по МСФО для внутреннего пользования и не представляла ее внешним потребителям, то положения и требования данного стандарта также должны быть реализованы при составлении финансовой отчетности, которая отвечает международным принципам.
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» может быть использован в полной мере, когда организация в предшествующих отчетных периодах составляла отчетность с использованием отдельных стандартов. Его могут использовать также организации, ранее составлявшие отчетность в соответствии с основополагающими принципами международных стандартов, но, несмотря на то, что она использовалась внешними и внутренними пользователями, невозможно было однозначно констатировать, что все требования МСФО соблюдены. Кроме этого, стандарт должен быть использован организациями, ранее составлявшими финансовую отчетность в соответствии с национальными требованиями и национальными стандартами, которые частично соответствуют МСФО. При этом заявление о том, что данная организация представила отчетность, полностью соответствующую положением МСФО, отсутствовало.
Таким образом, положения МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» свидетельствуют, что организациями, впервые применяющими МСФО, являются такие, которые впервые представляют в финансовой отчетности полезные, достоверные и надежные сведения, полностью соответствующие всем требованиям МСФО.
Однако МСФО (IFRS) 1 не должен быть применен, когда компания в прошлом проводила следующую работу:
1. Составляла финансовую отчетность в соответствии с требованиями национальных стандартов и МСФО и заявляла в отчетности, что сформировала ее данные в полном соответствии с международными стандартами.
2. Представляла финансовую отчетность, руководствуясь требованиями национальных стандартов, заявляя при этом, что такая отчетность в полной мере соответствует МСФО.
3. Представляла отчетность, составляемую по МСФО, указывая, что она полностью соответствует международным стандартам, хотя аудиторы в аудиторском заключении выражали сомнения в виде оговорки.
Организация первого применения МСФО (IFRS) 1
Основной целью МСФО (IFRS) 1 является составление первой финансовой отчетности по итогам работы за год, а также промежуточной отчетности внутри финансового года, содержащей высококачественные сведения об организации, удовлетворяющие следующим требованиям:
При составлении финансовой отчетности впервые с использованием положений МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» организация должна учитывать ряд обязательных требований. Во-первых, формируя показатели финансовой отчетности, не должны быть использованы переходные положения, содержащиеся в других стандартах. Во-вторых, учитывая, что в МСФО (IFRS) 1 предложены девять исключений, которые могут быть реализованы при составлении финансовой отчетности, следует обязательно выполнить три из них, а по шести остальным выполнение является добровольным.
Для того чтобы данные предшествующего отчетного периода (обычно финансового года) были представлены в финансовой отчетности по МСФО, необходимо провести работу по пересчету сведений, ранее приведенных организацией в отчетности, составленной по национальным правилам и требованиям. Эти данные должны быть сопоставимы с отчетными показателями, полученными с учетом международных методологических подходов, содержащихся в том числе в МСФО (IFRS) 1. Поэтому, несмотря на некоторые отдельные упрощения стандарта по первому применению МСФО, процесс перехода на МСФО и составления первой отчетности является сложным. Однако когда организация приняла решение о переходе на МСФО или если переход на международные стандарты является обязательным условием, выполнение которого позволит решить важные стратегические задачи, необходимо согласно МСФО (IFRS) 1 выполнить следующие условия:
В целом датой перехода на МСФО считается дата, на которую в отчетности будут раскрыты сравнительные данные за предшествующий или несколько предшествующих отчетных периодов. Например, если организация, составляя финансовую отчетность по МСФО, представляет в ней сравнительные показатели за 2004 г., то датой перехода на МСФО считается 1 января 2004 г. Когда представляются такие данные еще и за 2003 г., то датой перехода является 1 января 2003 г.
В практической работе компании могут сталкиваться с ситуацией, когда между датой перехода на МСФО и датой первоначального составления отчетности по международным стандартам произошли изменения в методиках расчета отдельных показателей. Новые методики должны быть представлены в отчетности как изменения в учетной политике. Однако изучение и анализ такой финансовой отчетности внешними пользователями будет затруднен из-за непонимания того, почему при первоначальном применении МСФО произошли изменения в учетной политике. Поэтому МСФО (IFRS) 1 разрешает компаниям в добровольном порядке при расчете показателей финансовой отчетности при первом их применении использовать стандарты в редакции на дату перехода на МСФО независимо от того, произошли в них изменения на дату составления финансовой отчетности по международным стандартам или нет.
Следующим условием перехода организации на МСФО является составление вступительного баланса на дату перехода на МСФО, что является сложной и весьма трудоемкой работой. В МСФО (IFRS) 1 представлен перечень задач, которые должны быть решены на данном этапе.
1. Признание тех активов и обязательств организации, которые являются таковыми в соответствии с положениями МСФО. Например, согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» условиями признания нематериального актива, приобретенного извне или созданного внутри компании, является соблюдение следующих требований:
МСФО 38 «Нематериальные активы» запрещает также отнесение к нематериальным активам объектов, созданных внутри компании: деловой репутации, торговых марок, прав на публикацию, списков клиентов и др.
Если активы и обязательства никогда не признавались в финансовой отчетности, но согласно МСФО должны быть признаны, они включаются в ее содержание.
2. Переклассификация активов, обязательств и капитала организации исходя из методических подходов и требований МСФО. Например:
3. Уточнение оценки активов, обязательств и капитала, представляемых во вступительном балансе по МСФО, исходя из методик, используемых в международной учетной практике. Для уточнения оценки показателей бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо использовать нормы:
После уточнения оценки активов и обязательств, представляемых по статьям вступительного бухгалтерского баланса, исчисляют отклонения от ранее представленных в отчетности сумм. Они учитываются как составная часть капитала организации и отражаются в балансе на дату перехода на МСФО по статье «Нераспределенная прибыль» или другой статье группы капитала, по которой это является допустимым.
4. Поскольку в балансе представляются сведения за несколько отчетных периодов, статьи вступительного баланса должны быть сформированы исходя из одинаковой учетной политики. Причем, если в дальнейшем методы и способы учета, закрепленные в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, будут пересмотрены, показатели вступительного баланса в целях сопоставимости также должны быть пересчитаны.
Добровольные исключения в подготовке вступительного бухгалтерского баланса при первом применении МСФО
Разработчики МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности», осознавая высокую трудоемкость работ не только при формировании финансовой отчетности по МСФО за отчетный период, но и при пересчете показателей на предшествующую отчетную дату, предусмотрели в нем шесть исключений, которые могут быть допущены составителями. Эти исключения касаются представления информации в финансовой отчетности по объединению бизнеса, применению при оценке справедливой стоимости, формированию данных по пенсионным планам, отражению курсовых разниц, комбинированных финансовых инструментов, определению даты составления отчетности по МСФО дочерними компаниями.
Однако добровольные исключения могут быть проигнорированы полностью или частично, а могут быть использованы полностью как официально установленные отступления от общепринятых правил составления отчетности в системе международных стандартов.
В практической работе, когда решается вопрос об использовании этих исключений, наиболее принципиальным является учет соотношения между затратами на составление отчетности по МСФО и выгодами отчитывающейся организации, последние из которых должны превышать расходы. Кроме этого, в МСФО (IFRS) 1 отмечено, что использование этих стандартов запрещено, если их результатом явятся изменения ранее принятых руководством организации решений по уже имевшим место сделкам.
Добровольное исключение в области объединения бизнеса касается использования МСФО 22 «Объединение компаний». Если компания переходит на МСФО после даты признания объединения компании, она должна отразить все последующие объединения бизнеса до даты перехода на МСФО. Причем в МСФО (IFRS) 1 содержится подробное описание порядка учета и представления в финансовой отчетности информации об объединении бизнеса. При составлении вступительного баланса компания имеет право использовать один из трех вариантов формирования сведений о результатах работы и имущественном положении организаций, имеющих дочерние и ассоциированные компании, а также фирм, осуществляющих совместную деятельность.
Первый вариант состоит в том, что компания не производит пересчета сведений отчетности, если операции с дочерними, зависимыми, ассоциированными компаниями, а также по совместной деятельности были произведены до даты перехода на международные стандарты.
Второй предлагаемый вариант – представлять в пояснениях к финансовой отчетности расшифровку сведений по отдельным видам объединений бизнеса. В условиях третьего наиболее трудоемкого варианта организация, впервые составляющая отчетность по МСФО, должна представлять данные по всем имеющим место объединениям на дату составления отчетности.
Второе добровольное исключение при первом составлении финансовой отчетности по МСФО связано с наиболее сложным и дискуссионным вопросом оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности. Развитие норм МСФО осуществляется в направлении все большей приверженности применения справедливой стоимости для оценки активов и обязательств компаний. В связи с этим в МСФО (IFRS) 1 речь идет об использовании либо справедливой, либо расчетной стоимости для оценки в отчетности основных средств, нематериальных активов, инвестиционной собственности.
Стандарт разрешает использовать три варианта оценки этих видов активов. При первом варианте активы должны быть оценены по той стоимости, которая предложена как основной или альтернативный вариант в соответствии с нормами соответствующего международного стандарта. Так, положениями МСФО 16 «Основные средства» основным способом оценки является первоначальная стоимость за вычетом амортизации и убытков от обесценения, а альтернативным – переоцененная стоимость, являющаяся справедливой стоимостью объекта основных средств на дату переоценки, за вычетом амортизации и убытков от обесценения. Однако возможно комбинирование и использование разных видов оценок по отдельным объектам основных средств и их группам.
В соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» в финансовой отчетности подобные активы могут быть оценены по фактической себестоимости приобретения или по справедливой стоимости, которая формируется при приобретении нематериальных активов в обмен на долевые инструменты компании. Справедливая стоимость исчисляется на основе рыночной цены на активном рынке, которой может быть текущая цена покупателя, цена последней аналогичной операции. Причем под активным рынком понимается такой рынок, где одновременно соблюдаются все следующие условия одновременно: однородность активов, продаваемых на рынке, наличие продавцов и покупателей, желающих совершить сделку, доступность цен для общественности.
При отсутствии активного рынка для нематериального актива его себестоимость формируется по данным о цене, которую компания может заплатить при сделке между независимыми сторонами на основе полной информации, а также по недавним итогам операций продажи аналогичных активов.
Вторым вариантом оценки основных средств, нематериальных активов и инвестиционной собственности является использование только справедливой (рыночной) стоимости, которая рассчитана на дату первого составления финансовой отчетности по МСФО.
Третий вариант предполагает, что компания имеет право использовать для оценки активов переоцененную стоимость, если она была исчислена до составления отчетности либо на базе индекса цен, либо когда переоцененная стоимость сопоставима со справедливой (рыночной) стоимостью.
Третье добровольное исключение, которое может быть использовано при первоначальном применении МСФО, связано с порядком отражения вознаграждений работникам в виде накопленных прибылей и убытков по пенсионным выплатам работникам компании на дату составления финансовой отчетности, и прежде всего бухгалтерского баланса.
Правила формирования в отчетности сведений о пенсионных планах с установленными взносами и о пенсионных планах с установленными выплатами определены МСФО 19 «Вознаграждения работникам». Причем использование пенсионных планов с установленными взносами обязывает компанию осуществлять фиксированные взносы в отдельный фонд. Ее работники получают пенсии в размерах взносов, сделанных компанией, и инвестиционного дохода на эти взносы. Пенсионные планы с установленными выплатами характеризуются тем, что компания обязуется обеспечить вознаграждение работникам в оговоренном размере.
Согласно стандарту при использовании пенсионного плана с установленными выплатами необходимо устанавливать «коридор» и учитывать суммы выхода за установленные им пределы. Тогда эти суммы, представляющие актуарные прибыли или убытки, необходимо признавать и представлять в бухгалтерском балансе на дату первого составления отчетности по МСФО. Использование метода «коридора» возможно только с даты первого составления такой отчетности, и ретроспективного применения этого метода не требуется.
Следующее добровольное исключение при первоначальном применении МСФО связано с порядком пересчета валют, возникающим в результате приобретения дочерней компании. При первом применении стандартов компания имеет право не применять правила признания и отражения в отчетности курсовых разниц в соответствии с МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов».
Принятие четвертого добровольного исключения дает возможность исчисленные курсовые разницы не показывать в финансовой отчетности как составной элемент капитала и применять его не к некоторым компаниям, а ко всем компаниям, приобретенным организацией.
В случае продажи компании суммы курсовых разниц также не показываются в отчетности (в отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в капитале) и не влияют на финансовый результат деятельности. Однако курсовые разницы по валютным операциям признаются и отражаются в отчетности, если они возникли после даты перехода компании на составление отчетности по МСФО. Реализация подобного исключения позволяет снизить трудоемкость работ по составлению отчетности по новым правилам.
Снижение трудоемкости перехода на МСФО предусматривает использование в практической работе пятого добровольного исключения при составлении финансовой отчетности, связанного с представлением данных о комбинированных финансовых инструментах, принадлежащих компании. Финансовыми инструментами признаются те, которые имеют признаки долевых инструментов и финансовых обязательств. К ним относятся облигации, конвертируемые в акции. Методика их учета и отражения в финансовой отчетности представлена в МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
При первом составлении отчетности по международным стандартам необходимо, рассмотрев каждый из финансовых инструментов, принадлежащих компании, выделить такие, по которым на дату перехода на МСФО не погашена их долговая составляющая. Если компания владеет подобными финансовыми инструментами, при составлении отчетности по международным стандартам она может не выделять их долевую и долговую составляющую.
Шестое добровольное исключение, принимаемое компанией при составлении финансовой отчетности, предоставляет возможность использовать разные даты перехода дочерних компаний на МСФО по отношению к материнской компании. В практической работе возможны две ситуации: когда материнская компания раньше дочерней (дочерних) при составлении финансовой отчетности переходит на международные стандарты и наоборот.
Если материнская компания осуществила переход раньше дочерней, у последней имеется возможность выбора варианта оценки принадлежащих ей активов и обязательств. Такая оценка может быть произведена или с применением балансовой стоимости, когда активы и обязательства дочерней компании включены материнской компанией в консолидированную финансовую отчетность по этой оценке, или в соответствии с отдельной методикой оценки, представленной в МСФО (IFRS) 1.
В российской практике используется вариант оценки активов и обязательств любых организаций по балансовой стоимости. Поэтому при переходе на МСФО организациям необходимо иметь в виду, что при консолидации финансовой отчетности придется провести процедуру корректировки балансовой стоимости. Суть корректировки состоит в исключении из балансовой стоимости консолидационных поправок и поправок, исчисленных и отраженных в учете по методу приобретения.
В ситуации составления финансовой отчетности по МСФО дочерней компанией раньше материнской шестое добровольное исключение в МСФО (IFRS) 1 имеет следующее содержание. При составлении консолидированной финансовой отчетности показатели активов (имущества) и пассивов (обязательств) дочерней (дочерних) компании должны быть приведены в ней только по балансовой стоимости с учетом соответствующих корректировок. Их выполнение производится в форме исключения поправок по консолидации и поправок, возникших в связи с учетом по методу приобретения.
Рассмотренные исключения сугубо добровольны. На их использование указывается в пояснениях и разъяснениях к финансовой отчетности. Когда компании не видят смысла в их применении, что в большинстве случаев определяется расчетом соотношения затрат и выгод от использования МСФО, они строго придерживаются норм, установленных всеми международными стандартами без исключения.
Обязательные исключения в подготовке финансовой отчетности при первом применении МСФО
В МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» помимо добровольных исключений содержатся три обязательных исключения при формировании в отчетности сведений ретроспективного характера. Они касаются вопросов признания финансовых инструментов, отражения операций хеджирования, оценок при определении стоимости активов и обязательств компании.
Обязательное исключение о порядке признания финансовых инструментов в финансовой отчетности при ее составлении в системе МСФО связано с вопросами представления сведений об операциях признания финансовых инструментов, отраженных в ней до 1.01.01 г., т.е. до даты вступления в силу МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Согласно требованиям МСФО (IFRS) 1 компании, впервые применяющие международные стандарты, не имеют права признавать те финансовые активы и финансовые обязательства, которые были списаны в течение финансового года до 1.01.01 г. согласно принципам и методикам, ранее использованным в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе в соответствии с национальными стандартами. Однако если материнская компания осуществляет контроль над компаниями специального назначения (специализированными компаниями), она обязана консолидировать все сведения о них на дату перехода на международные стандарты. Причем это касается всех компаний специального назначения, даже когда они контролировались материнской компанией до даты перехода на МСФО. Если финансовые активы и финансовые обязательства специализированных компаний были списаны в соответствии с национальными учетными концепциями до даты применения МСФО, они также признаются в консолидированной финансовой отчетности материнских компаний при первом применении международных стандартов.
Нормы отражения во вступительном бухгалтерском балансе и других формах финансовой отчетности при первом применении МСФО информации о хеджировании составляют второе обязательное исключение.
МСФО (IFRS) 1 предусматривает полное отражение операций хеджирования, если таковые имели место в отчетных периодах, предшествующих дате составления отчетности по МСФО. Таким образом, учет хеджирования в предыдущих отчетных периодах не должен подвергаться изменениям. Подобное правило соответствует положениям МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». В отчетности следует представлять все признанные производные инструменты компании по справедливой стоимости.
Третье обязательное исключение при первоначальной подготовке отчетности по международным стандартам касается принципиального вопроса денежной оценки показателей. Использование расчетных оценок при составлении бухгалтерского баланса позволяет прогнозировать имущественное положение компании и принимать управленческие решения пользователями отчетной информации.
Реализация принципа сопоставимости сведений, содержащихся в финансовой отчетности, предложена Советом по МСФО в МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности». В связи с этим третье обязательное исключение, используемое составителями отчетности, характеризуется преемственностью оценки активов и обязательств. Преемственность означает, что те оценки, которые были использованы компанией при составлении отчетности по МСФО на дату перехода, должны соответствовать примененным оценкам на предыдущую дату отчетности, данные по которым в ней отражены.
При первом составлении финансовой отчетности по МСФО должна быть проведена работа по проверке сведений об оценке активов и обязательств за предшествующий отчетный период.
Представление и раскрытие информации при первом применении МСФО
При первом применении международных стандартов следует не только составить необходимые формы финансовой отчетности, но и представить разъяснения по отдельным формам и сведениям, содержащимся в них, а также дополнительную пояснительную и сравнительную информацию. В связи с высокой трудоемкостью и сложностью перехода на международные стандарты в МСФО (IFRS) 1 даны специальные нормы, которыми следует руководствоваться.
В стандарте определено, что в отчетности по возможности необходимо раскрывать сведения в соответствии с требованиями всех стандартов МСФО. Вместе с этим в ней должны содержаться дополнительные сведения. Они представляют степень влияния на важнейшие показатели деятельности компании применения норм МСФО. Представляя такую информацию, следует руководствоваться принципом соотношения затрат и выгод их формирования.
Среди наиболее важных показателей, которые следует дополнительно раскрывать в финансовой отчетности по МСФО, являются капитал и чистая прибыль. Что касается суммы капитала в отчетности, то методические подходы к ее отражению сводятся к представлению стоимости капитала, исчисленной по национальным стандартам и МСФО на дату первого применения международных стандартов. Кроме этого, следует привести эти же сведения на дату последнего составления финансовой отчетности по правилам национальных стандартов.
Сумма чистой прибыли компании представляется на последнюю дату составления отчетности как по национальным стандартам, так и пересчитанная на эту же дату по нормам МСФО. Поскольку сумма капитала и чистой прибыли подлежит пересчету, в дополнительных сведениях к отчетности следует представить расшифровки пересчета этих показателей по правилам МСФО. Такие сведения должны быть представлены к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках либо в самих формах, либо в пояснениях к ним.
Кроме того, в отчетности компания обязательно должна приводить данные за один предшествующий отчетный период. Она также может представлять сведения о своей деятельности за несколько предшествующих лет. В соответствии с МСФО (IFRS) 1 эта дополнительная информация может не соответствовать всем правилам МСФО и быть сформирована только по национальным стандартам. В этом случае необходимо руководствоваться следующими установками.
1. Указать, какие сведения, представленные в виде дополнительной информации, не соответствуют требованиям МСФО, а рассчитаны по национальным стандартам.
2. Представить сведения о содержании корректировок, которые следует выполнить для приведения в соответствие с МСФО дополнительной информации в финансовой отчетности.
В связи с тем, что применение МСФО дает возможность получить более достоверные сведения о работе компаний любых отраслей и сфер деятельности, в МСФО (IFRS) 1 даются настойчивые рекомендации обязательно представлять в отчетности информацию, на основе которой внутренние и внешние пользователи могут составить мнение о степени влияния использования концепций и методик МСФО на имущественное положение компании, ее финансовые результаты, величину фактических и прогнозируемых потоков денежных средств. Подобные сведения, считающиеся достаточно существенными, должны быть представлены в первой годовой и первой промежуточной отчетности по МСФО. Основные требования по обязательному представлению информации сводятся к следующему.
1. Отчетные данные на последнюю дату составления отчетности по национальным стандартам или требованиям, которые не соответствуют нормам международных стандартов, необходимо представить в качестве сведений, раскрывающих информацию либо в самих формах отчетности, либо в пояснениях к ней. Раскрытие такой информации необходимо внешним пользователям отчетности, для того чтобы сведения о деятельности компании можно было всесторонне проанализировать и оценить.
2. В финансовой отчетности, составленной впервые по МСФО, следует указать отчетную дату перехода на МСФО.
Формирование информации при первом составлении финансовой отчетности по МСФО производится с использованием сверки данных о капитале, прибылях, убытках, движении денежных средств. На ее базе корректируются сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств, отчете об изменениях в капитале. Поэтому для полноты представления информации о работе компаний в отчетности представляется описательный материал о суммах корректировок отдельных показателей. Например, использование справедливой стоимости для формирования данных об остатках внеоборотных активов на отчетную дату в бухгалтерском балансе по МСФО следует подтвердить информацией об агрегированной поправке к балансовой стоимости отдельных групп видов внеоборотных активов, которая была использована для их оценки в последнем периоде перед применением МСФО.
Подробное раскрытие информации о деятельности организации должно быть также представлено в отчетности, когда датой перехода на МСФО является дата составления промежуточной отчетности. Объем информации в ней должен быть достаточно полным для понимания внешними пользователями степени влияния на показатели финансовой отчетности предшествующего отчетного периода факта перехода компании на использование международных стандартов.
В годовой и промежуточной финансовой отчетности могут также приводиться неограниченные дополнительные данные, которые являются традиционными для данной компании, в том числе информация, сформированная исходя из норм национальных стандартов бухгалтерской отчетности. Корректировки этих сведений по требованиям МСФО не производятся. Однако их представление является полезным и необходимым пользователю для раскрытия фактического финансового состояния и финансовых результатов компании.
В практической деятельности для первого применения международных стандартов в российских условиях следует провести следующую организационную и подготовительную работу. В области организации перехода на МСФО необходимо:
1) сформировать группу специалистов или создать отдел по трансформации бухгалтерской отчетности по национальным стандартам в финансовую отчетность по МСФО;
2) создать информационное поле движения данных о деятельности дочерних и зависимых компаний в целях консолидации финансовой отчетности;
3) приобретение соответствующих технических средств и программных продуктов, позволяющих облегчить процесс трансформации и консолидации на отдельных этапах составления финансовой отчетности по МСФО.
В области создания учетно-методических предпосылок рационализации процесса составления отчетности по международным стандартам следует:
1) разработать учетную политику компании в соответствии с требованиями и методиками МСФО, в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2) разработать методические рекомендации внутреннего пользования по трансформации финансовой отчетности по МСФО;
3) разработать методические указания по консолидации финансовой отчетности по МСФО;
4) установить содержание отчетных форм (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале) в соответствии с требованиями международных стандартов;
5) определить содержание и порядок формирования сведений для расшифровки статей каждой из форм финансовой отчетности;
6) определить содержание и порядок формирования дополнительной информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности;
7) составить график документооборота и представления информации, необходимой для составления отчетности по МСФО;
8) внести изменения в систему аналитического и синтетического учета компании для сокращения работы по получению данных отчетности;
9) организовать систему сверки данных финансовой отчетности и контроля качества информации и др.
Насколько МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» облегчит их практическое внедрение, покажет время. Однако уже сейчас можно сказать, что Совет по МСФО провел значительную работу, позволяющую не только снизить трудоемкость формирования финансовой отчетности, но и сформировать достоверную, полезную, своевременную и полную информацию о работе компаний, необходимую для ускорения инвестиционных процессов.
Печатная версия | Отправить другу | В избранное | Статьи | Новости | Наверх
Вступление
1.В современных международных отношениях международным организациям
отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к
интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость
создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в
развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных
универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и
Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более
4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это
позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой
является ООН (Организация Объединенных Наций).
ООН - универсальная международная организация, созданная в целях
поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества
между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его
преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости
избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в
основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в
равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и
создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к
обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире
друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания
международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы
применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия
для достижения этих целей
История создания ООН как системы
Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном
виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание
причины появления всех ее элементов.
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления
мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые
международные межправительственные организации. Появление этих организаций
было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в
результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных
государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых,
успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к
взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа
и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-
демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий
класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого
государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало
ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий
производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что
интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и
вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в
рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого
сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению
такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные
межправительственные организации.
Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках
международных организаций можно было считать контроль над интеграционными
процессами. На первом этапе за межправительственными организациями
закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция.
Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения
государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт,
отношения с колониями.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор
остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой
Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме
европейских и американских комиссий по международным рекам,
характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались
так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный
Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой
развития межправительственных организаций.
По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых
было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные
организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития
многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма
породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие
международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же
время осознание губительности мировых войн для всей человеческой
цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания
международных организаций политической ориентации в целях предотвращения
войн.
Идея создания глобальной межправительственной организации для
предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних
пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей
эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем
организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых
фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной
инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне впорос создания организации международной
безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников
и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных
Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию
Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи
вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря
1941 года.
Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и
премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали
документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как
в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в
поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической
хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на
заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное
Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях
будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-
Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено
Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября
Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности,
большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24
октября в международном календаре называется Днем ООН.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в
Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,
США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают
необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной
организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной
на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами
которой могут быть все такие государства - большие и малые»[1].
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный
политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,
безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах
межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны
прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной
структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых
исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют
конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы
основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.
Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех
правительств - советского, британского и американского - обсудила
предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в
ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в
США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей
с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных
документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после
передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и
большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в
силу.
Появление новой международной организации, с созданием которой
связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие
сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального
развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме
компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в
значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в
первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и
безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И
союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из
важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании
совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и
безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в
Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно
организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации».
Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН
как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству
государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и
т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна
совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,
так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что
компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.
Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа
от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и
наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.
Советские представители высказывали мнение, что регулирование
экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной
компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании
экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения
государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела
государств.
Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что
создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с
принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности
частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние
экономические связи государств.
Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической
сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два
диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в
этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета
Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными
полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным
центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.
Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала
поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим
причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из
единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван
подход с позиции функциональной децентрализации.
В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов
оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных
институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту
систему вошли существующие и вновь созданные специализированные
межправительственные организации.
Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57
и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения
устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с
ЭКОСОС ООН.
Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения
оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с
ООН носила характер сотрудничества и координации действий.
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда
(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -
Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -
Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная
метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944
году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали
действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было
объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,
преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению
и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания
группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три
структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам
ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью
оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная
ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи
развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи
с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в
ООН.
В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -
Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры
(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и
Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое
существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с
Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского
хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного
учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО,
Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных
учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная
морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный
фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»
специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по
промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный
орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее
преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая
работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его
ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот
статус.
В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух
международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по
атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с
последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН
у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не
является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через
соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой
МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в
области торговли.
В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы
ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость
в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было
вызвано меняющимися потребностями международного экономического и
социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению.
Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное
сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-
освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление
проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны,
демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.
Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные
изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках
самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями
межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками
финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции
Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946),
созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии
колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и
развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами
находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития
ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред
инвестиционной помощи развивающимся странам.
Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН,
которая включает в себя главные органы:
Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения :
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии
Направления деятельности ООН и ее органов
Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех
или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть
направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и
деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их
компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В
соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том
числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за
исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету
Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам[4]. Генеральная Ассамблея
ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле
поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы,
определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в
отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать
любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и
безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе
государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и
делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному
государству или государствам либо Совету Безопасности до и после
обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять
действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и
после обсуждения[5]. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать
рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет
Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН
функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом[6]. Генеральная
Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях
содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры,
образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и
основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и
религии[7].Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и
специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов
ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только
рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и
процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации
Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит
прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления
прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН . Генеральная
Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов
ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.
Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический
орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет
наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных
споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения
актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного
мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой
орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении
операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы,
связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности,
такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и
численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций,
а также вопросы руководства операциями и определение порядка их
финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого,
создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира,
Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не
связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или
частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских,
воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а
также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены
Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с
использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти
действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных
сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН,
об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о
приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН,
если против этого члена он предпринимает действия превентивного или
принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи
ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с
ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения
решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить.
Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически
обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной
силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было
практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу
мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между
государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем
значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета
Безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из
главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН
координирует экономическую и социальную деятельность ООН,
специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На
ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития
сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных
экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое
развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов,
международная защита прав и свобод человека, положение женщин,
народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение
преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН,
предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по
вопросам международного, экономического, социального, культурного
сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав
человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать
проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их
Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными
учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для
получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих
в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения
международных экономических и социальных проблем глобального и
межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по
этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и
выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в
указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций
и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в
области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом
необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия
первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы
ООН в целом.
Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи
ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью,
управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать
их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические
посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с
управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в
соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету
относительно политического, экономического и социального прогресса, а также
прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под
опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет
последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате
освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело
независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в
ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась
одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят
Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе
фактически не участвует.
Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном
и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет
множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных
судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только
государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства
передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-
компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым
международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной.
Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права,
применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие
принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве
вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее
квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других
органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН
выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит
некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и
другие документы и т.д.