Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:05, реферат
Россия - огромная страна, имеющая в своем запасе множество природных и других ресурсов, имеющих небезлимитное пользование. Всё-таки необходимо платить и за использованные ресурсы, и за товары и услуги, а также за правонарушения в области экологии (плата является одним из видов административного или уголовного наказания), иначе мы ставим под угрозу не только свое здоровье, но здоровье и будущих поколений, а это наше будущее.
1.Введение 3
2. Понятие экологического правонарушения 5
2.1 Понятие гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения. 5
3.1 Правовые основы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения 5
3.2 Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности 6
3.3 Виды ответственности за экологические правонарушения 16
3.3.1 Дисциплинарная ответственность за экологические проступки 17
3.3.2 Административная ответственность за экологические проступки 18
3.4 Уголовная ответственность 20
Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.
По
фактическим затратам возмещается
ущерб, когда отсутствуют
В
смешанном порядке применяются
все способы определения
Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда является авария на техногенном объекте. Для решения проблемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.
Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законодательства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; характере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов, затопление и т.д.); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжительности воздействия на природную среду (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель растительного и животного мира, людей), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.
В соответствии с Законом “Об охране окружающей природной среды” (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций).
Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — конституционное (ст. 42 Конституции РФ). По имеющимся данным, 20—30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.
О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.
Механизм защиты соответствующего права регулируется Законом “Об охране окружающей природной среды”, Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Федеральными законами “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”, “Об использовании атомной энергии”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Законом РФ “О страховании” и др.
В
соответствии с действующим
а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;
б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;
г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;
д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.
Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 89 Закона “Об охране окружающей природной среды” при определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то согласно ст. 90 Закона “Об охране окружающей природной среды” при этом учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (ст. 49). Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При
экспертизе временной нетрудоспособности
определяются необходимость и сроки
временного или постоянного перевода
работника по состоянию здоровья
на другую работу, а также принимается
решение о направлении
При наличии признаков инвалидности, т.е. нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы. Ее организация и проведение регулируется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г., и Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.
В соответствии со ст. 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы Министерства социальной защиты населения РФ по письменному заявлению лица, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, либо его законного представителя.
В соответствии с Положением о признании лица инвалидом основными причинами для такого признания являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности и необходимость осуществления мер социальной защиты. В числе других причин в Положении указывается “инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством РФ” (п. 21). Здесь же говорится о том, что учреждение медико-социальной экспертизы оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов.
Наряду с материальным обеспечением инвалидов, включающем денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает льготы по медицинской помощи, получению жилья, на условия труда, социально-бытовое и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение.
При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.
Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069).
Важно также знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда.
3.3 Виды ответственности за экологические правонарушения
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
3.3.1
Дисциплинарная
Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.
Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства.
Информация о работе Ответственность за экологические правонарушения