Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:24, реферат
Однако исследования показывают, что огульное охаивание Востока приводит к игнорированию богатейшего культурного достояния восточных обществ, их достижений в художественной культуре, философии, науках, политической культуре и т.п. Вплоть до XVII-XVIII вв. – в восточных цивилизациях существовала во многих отношениях более многообразная, сложная и дифференцированная культура и социальная жизнь, чем на Западе, в значительной степени обязанном многими своими обретениями «заимствованиям» с Востока. Взаимосвязь Востока и Запада требуется описать в моей работе, что я и попытаюсь сделать.
Введение
1.Сущность системы права Китая
2.Западная система права
3.Отличительные черты китайской системы права от западной
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Морского Права и Менеджмента
Кафедра
Морского права
РЕФЕРАТ
На тему:
«Отличия
китайской системы права от западной»
Выполнила:
Курсант гр.1322
Заднепровская
Ю.А.
Одесса-2011
ПЛАН
Введение
1.Сущность системы права Китая
2.Западная система права
3.Отличительные черты китайской системы права от западной
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В отношении
восточных народов прямо
Даже представители восточного этноса зачастую отрицают жизнеспособность Востока как цивилизации. Так, г-н А.Г. Хабибуллин в докторской диссертации пишет: «Азиатская или генеральная модель характеризуется первичной ролью власти в организации производства и всей жизни общества, наличии феномена «власть-собственность», где само государство и его лидер становятся главными собственниками и главным субъектом экономических отношений. Большинство стран, развивавших свою государственность по этой модели, оказались нежизнеспособными и исчезли еще до эпохи капитализма. Европейская модель, когда государственность появилась вследствие появления собственности и социального расслоения, возникнув позже, оказалась более прогрессивной, отвечающей природе человека».
Однако исследования показывают, что огульное охаивание Востока приводит к игнорированию богатейшего культурного достояния восточных обществ, их достижений в художественной культуре, философии, науках, политической культуре и т.п. Вплоть до XVII-XVIII вв. – в восточных цивилизациях существовала во многих отношениях более многообразная, сложная и дифференцированная культура и социальная жизнь, чем на Западе, в значительной степени обязанном многими своими обретениями «заимствованиям» с Востока. Взаимосвязь Востока и Запада требуется описать в моей работе, что я и попытаюсь сделать.
1)Сущность системы права Китая
Традиционная
для Китая концепция
Гармония,
от которой зависят равновесие
в мире и счастье людей,
Во-вторых,
гармония необходима в
Незначительная роль права. Вследствие
таких взглядов китайцы отрицательно
относятся к нашей идее права
с его строгостью и абстрактностью.
Человек не должен настаивать на своих
правах, поскольку долг каждого — стремиться
к согласию и забывать о себе в интересах
всех. К юристам китайцы относятся с недоверием.
Используя абстрактные нормы, юристы создают
препятствия к достижению компромиссов.
Хотят они того или нет, но тем самым они
способствуют недостойному поведению,
несовместимому с интересами общества.
В любом случае конкретное решение должно
отвечать справедливым и гуманным чувствам,
а не быть втиснутым в рамки юридической
схемы. Возмещение вреда не должно ложиться
непомерным грузом на плечи должника и
вести его семью к разорению [2].
Законы не
являются нормальным средством решения
конфликтов между людьми. Их полезная
роль ограничивается тем, что они
предлагают образцы поведения и
предостерегают тех, кто повел бы себя
антиобщественным образом. Однако речь
не должна идти о буквальном следовании
законам; при их исполнении и применении
должна сохраняться большая свобода усмотрения,
а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись
и судебные решения не выносились.
Традиционная китайская концепция не
отрицает права, но полагает при этом,
что оно для варваров [3], для тех, кто не
заботится о морали, для неисправимых
преступников, наконец, для иностранцев,
которым чужда китайская цивилизация.
Китайский же народ прекрасно обходится
и без права. Он не интересуется тем, какие
нормы содержат законы, не обращается
в суд и регулирует межличностные отношения
так, как ему подсказывает смысл, следуя
не праву, а соглашению и гармонии. Эту
гармонию легко восстановить благодаря
тому, что китайцы воспитаны так, что ищут
причины конфликта не в злой воле или неспособности
противника, а в своих собственных ошибках,
нерадении, оплошности. В атмосфере, где
каждый готов признать свои ошибки, людей
нетрудно заставить пойти на уступки и
согласиться на вмешательство посредника;
страх перед общественным мнением может
придать этому согласию принудительный
характер[4].
Ряд факторов еще более усугубляет неприязнь к праву. Среди них на первом плане — плохая (быть может, умышленно плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти[5]. Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далек от тяжущихся, так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречие и обычаи. Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы, они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда весьма сомнителен. «Выигранный процесс — потерянные деньги», — говорит народная поговорка. Все это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путем внесудебных процедур.
Тип общества,
который существовал в Китае
и всячески поддерживался в течение
веков, соответствует тому, что предложило
конфуцианство. Ячейка общества — это
семья с иерархической организацией и
почти абсолютной властью главы семьи.
Община и само государство должны соответствовать
этой модели семьи и избегать сколько-нибудь
значительного вмешательства в отведенный
ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось
строго следовать ритам, соответствующим
статусу, который житель имеет в общине.
Соблюдение ритов, предписываемых обычаем,
заменяло в Китае законопослушание.
В этой статичной концепции общества
в качестве основных принципов выступали:
сыновняя любовь, подчинение высшим в
иерархии, запрещение любых эксцессов
и возмущений. Да и власти остерегались
править по произволу: они сами были воспитаны
в уважении к ритам, а кроме того, их сдерживали
моральные установки, требовавшие сперва
объяснить, а потом приказывать, выступить
в качестве арбитра, а уж потом судить,
предупредить, прежде чем наказать[6].
Китай в течение веков жил, не зная организованных
юридических профессий. Суд творили администраторы,
сдававшие для занятия поста экзамены
литературного характера. Они не знали
права и руководствовались советами своих
чиновников, принадлежащих к наследственной
касте. Людей, сведущих в законе, презирали,
и если советовались с ними, то тайно. Не
было юридической доктрины, и в долгой
истории Китая не обнаруживается ни одного
крупного юриста, оставившего в ней след.
Школа легистов.
Этот традиционный подход был оспорен,
но весьма своеобразно. В истории Китая
выделяется период сражающихся царств.
В это смутное время — III век до нашей эры
— школа легистов заняла позицию, согласно
которой власть должна основываться не
столько на добродетели правящих (правлении
людей), сколько на подчинении закону (правлении
законов). Взгляды легистов изложены в
трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он
и другие легисты настаивали на необходимости
постоянно действующих законов; правитель
должен знать их, а подданные — строго
исполнять. Это была концепция права и
закона, близкая к преобладавшей на Западе,
но не лишенная, по выражению Ж. Эскарра,
«некоторой наивности»[7].
Однако взгляды легистов остались чуждыми
сознанию большинства китайского населения.
Они слишком отклонялись от укоренившихся
представлений и поэтому имели лишь временный
успех. Легистам не удалось утвердить
в Китае понятие постоянно действующих
правовых норм и суверенного закона.
При династии
Хан (206 г. до нашей эры) конфуцианство
снова возобладало, и с тех
пор его господство было постоянным.
Монголы-завоеватели в XIII веке могли
выразить свое презрение к этому
учению, отнеся его проповедников вместе
с проститутками и нищими к десятому, последнему
разряду населения. Но это преходящее
явление не оставило большого следа, конфуцианская
мысль господствовала вплоть до нашего
века, и право не интересовало китайцев,
предпочитавших иные пути реализации
справедливости. Общественный строй основывался
на ритах, и закон играл лишь второстепенную
роль[8]. Чтобы узнать нормы, которыми реально
руководствовались в сфере, которую мы
бы назвали частным или гражданским правом,
следует
абстрагироваться от закона и руководствоваться
только обычаем. Китайские кодексы, которые
появлялись после воцарения династии
Хан, содержали лишь административные
предписания или нормы, относящиеся к
уголовному праву; гражданско-правовые
правила попадали в них лишь тогда, когда
нарушение норм обычая влекло уголовные
санкции[9]. Тот, кто, добиваясь осуществления
своих интересов в области частного права,
просил государственного вмешательства,
должен был винить другую сторону в совершении
уголовно наказуемого деяния. Общественное
мнение осуждало такой способ действий,
и тот, кто не мог доказать выдвинутое
обвинение, сурово наказывался.
Кодификация.
Идея «общества без права»
как будто была поставлена
под сомнение революцией 1911 года.
После провозглашения
Сохранение традиционных идей. Однако
за этим фасадом продолжали существовать
традиционные понятия и, за немногими
исключениями, именно они преобладали
в реальной действительности. Труды нескольких
человек, желавших вестернизации своей
страны, не могли немедленно перестроить
китайское мышление и укоренить в течение
нескольких лет в умах юристов и китайского
населения романскую концепцию права,
разрабатывавшуюся более тысячи лет юристами
Запада. Кодексы и законы применялись
в Китае только в той мере, в какой они
отвечали народному чувству справедливости
и приличиям. Практика игнорировала законы,
как только они нарушали традицию. В суды
не обращались потому, что люди не знали
своих прав, или потому, что они не хотели
заслужить неодобрение общества. Общественные
отношения, таким образом, практически
регулировались так же, как и прежде. Обращались
ли в исключительных случаях в суды. Даже
в этих случаях часто получалось так, что
китайские судьи выносили решения по стандартам
конфуцианства, вместо того чтобы применять
нормы писаного права: они отказывались
выселить нанимателя из помещения, так
как он беден и ни в чем не виноват, тогда
как собственник богат и не нуждается
в сданном помещении; они предоставляли
отсрочку должнику, если он был в трудном
положении. В результате принятия новых
кодексов, как того и опасались, увеличилось
число судебных процессов, и это казалось
китайцам признаком упадка. Возврат к
конфуцианству казался желательным даже
самым передовым умам.
Китайская Народная Республика. В результате победы коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 года стал Народной республикой. Как и Советский Союз, он руководствуется идеологией марксизма-ленинизма. Однако положение Китая глубоко отличается от положения Советского Союза. Советский Союз и страны народной демократии в Европе легко пришли к необходимости принципа законности в переходный период. В этих странах в течение веков признавалась первенствующая роль закона, который и был использован для создания и организации нового общества.
В первые годы после прихода коммунистов к власти могло сложиться впечатление, что они, хотя и с неохотой, признают важность права и закона, видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент перестройки общества.
Органические законы 1949 года, которые предусматривали воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950--1951 годах были изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др.
Конституция 1954 года, построенная по модели советской Конституции 1936 года. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. В 1957 году действовало более 2700 народных судов. Постановление 1954 года содержало гарантии против ареста и задержания. В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в рамках Совета по расширению международной торговли. Предварительный регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому образцу.
В 1960 году произошел полный разрыв с СССР. Хотя китайская критика была сконцентрирована на советском руководстве, которое пришло на смену Сталину, в действительности в Китае была отброшена вся политическая линия, которой следовал Советский Союз начиная с 1917 года. Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений, исключающих всякую возможность и даже желание эксплуатации.
Отказ от принципа законности. Принцип законности, который и так не был прочен ни в общественном сознании, ни в практике, оказался вновь отброшен. Были прекращены кодификационные работы. Партийные директивы заменили законы. Ограничена деятельность судов, поставленных под контроль исполнительных органов. Подчеркивалось подчинение права (как и экономики) политике. Все это вело к возврату старой почитаемой традиции: социальный мир и порядок должны быть достигнуты путем воспитания, для создания нового строя необходим общий консенсус. Согласие и примирение - самое главное, а право может играть лишь подчиненную роль.
Информация о работе Отличия китайской системы права от западной