Особенности конституционно-правового статуса российских граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:43, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: основной закон государства – Конституция. В первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1]. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1. Понятие граждан РФ 4
2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы 4
3. . Гражданство: способы приобретения и прекращения. 7
Глава II 14
1. Особенности конституционно-правового статуса российских граждан 14
2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. 15
Заключение 17
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Контрольная Работа КП.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

– возраст человека. Значительной частью прав человека может в полном объеме пользоваться с рождения – право на жизнь, достоинство личности, право частной собственности и т.д. Но только по достижении 18 лет гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. С одной стороны, он может пользоваться всеми конституционными правами, например получает право избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства, а с другой стороны, гражданин должен нести полную ответственность за неисполнение своих обязанностей, а также за нарушение законодательства РФ. По достижении определенного возраста возможно избрание или назначение гражданина депутатом, судьей, главой администрации субъекта РФ, президентом страны. С определенным возрастом связано и назначение пенсии по старости;

– пол. Наряду с конституционным положением о равных правах и свободах для мужчин и женщин есть установленные законом льготы для женщин, связанные с материнством, использованием женского труда, выходом на пенсию;

– здоровье. При некоторых заболеваниях установлены дополнительные права на социальное обеспечение, преимущества обеспечения жильем, продуктами питания;

– раса и национальность. Конституцией и федеральным законом предусмотрены дополнительные права малым народам: право пользования родным языком, право организации теле- и радио вещания на родном языке, создания национальных объединений на основе национально-культурной автономии и др.

Социальные особенности правого положения граждан РФ связаны:

– с социально-экономическим положением. Малоимущие и многодетные семьи имеют право на бесплатное или льготное получение жилья, социальную помощь из государственных фондов, гуманитарную помощь от благотворительных организаций. Но, с другой стороны, малоимущие не имеют реальных возможностей пользоваться многими социально-экономическими правами, закрепленными в Конституции РФ в связи с тем, что повсеместно сокращается объем услуг, предоставляемых бесплатно, и соответственно расширяется сфера платных услуг, малодоступная широким слоям населения;

– сфера деятельности. Государственные служащие, военнослужащие несут повышенную обязанность по выполнению законодательства, представители отдельных профессий имеют различные льготы. Существуют установленные Конституцией и законодательством РФ ограничения заниматься некоторыми видами деятельности для лиц, занимающих определенные должностное положение (депутаты, судьи, прокурора и т.д.);

– проживанием в отдельных местностях. Законодательством установлены льготы для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в местностях со сложными климатическими условиями. Предусматривается ограничение некоторых личных прав, связанных со свободой передвижения в приграничных районах.

Кроме того, к особенностям конституционного статуса можно отнести особое правовое положение граждан в условиях чрезвычайного положения в стране или в отдельных регионах, когда допускается временное ограничение прав свобод человека и гражданина с введением дополнительных обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

– принадлежность к гражданству. Ряд прав и свобод, в первую очередь политических, принадлежит только гражданам РФ, им же вменяется обязанность по защите Отечества и несению военной службы.

2.Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещающий любые формы ограничения прав [1].

Для реализации прав и свобод недостаточно самых громких деклараций, не обходима целая система гарантий их безусловного соблюдения и защиты. На страже прав и свобод гражданина стоят все органы государственной власти:

- Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

- Федеральное Собрание РФ, которое обеспечивает принятие законодательной базы по охране и защите прав и свобод человека;

- Уполномоченный по правам человека, который обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами [2];

- Правительство РФ, которое осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- в этом ряду также состоят Конституционный, верховный и другие суды РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; органы прокуратуры и следственного комитета; другие правоохранительные органы всех уровней, в том числе и МВД и внутренние войска МВД РФ.

В России провозглашен весьма широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. Однако недостаточно провозгласить те или иные права, необходимы соответствующие гарантии со стороны государства, чтобы эти права были реализованы. К этим гарантиям относят: политические, экономические, юридические.

Юридические гарантии – это правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека. В первую очередь, это сам конституционный строй РФ, основанный на неуклонном  соблюдении всеми органами власти, всеми гражданами Конституции РФ, в которой права и свободы гражданина занимают одно из центральных мест.

Политические гарантии – это создание твердых основ подлинно демократического, гражданского общества.

Экономические гарантии, которые обеспечивают материальную основу гражданами своих прав и свобод, в первую очередь это стабильное развитее экономики, ее социальная направленность.

              Кроме того, в различных отраслях права предусматриваются специфические системы гарантий трудовых прав, охраны здоровья, социального обеспечения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] п.2 ст.19 Конституции РФ.

[2] (см. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) «Об уполномоченной по правам человека в Российской Федерации» (Рос. Газ. От 4 марта 1997))


Заключение.

              Напомню, что гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, это и определенное правовое положение лица в конкретной стране, и признание государством данного лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство - это особый статус, юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека.

Закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, условия его приобретения, приема в гражданство и прекращения гражданства России; вопросы гражданства детей. В данном законодательном акте закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.

В данном курсовом исследовании мы выяснили основные положения конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

- установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;

- определено понятие гражданства и исследованы его основные принципы;

- установлено морально-политическое и юридическое содержание гражданства;

- рассмотрены вопросы приобретения и прекращения гражданства; вопросы гражданства детей;

- изучено производство по делам о гражданстве в государственных органах России.

Подводя итог, можно сказать, что Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней и Законе «О гражданстве РФ» довольно обстоятельно изложены нормы права о гражданстве России, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Достаточно четко построенная система этих норм позволяет увидеть, что они подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В них заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.


Библиографический список.

 

Нормативно - правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18 дек. 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46. Ст. 4447; 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170; № 31. Ст. 3420.

3) Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 7 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4570; 2006. № 15. Ст. 1584.

4) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 31 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16.

Научная и учебная литература:

5) Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1999.

6) Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – № 6.

7) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000.

8) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

9) Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.

10) Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации: Комментарий законодательства / Под общ. ред. В.Ф. Миронова. М., 2003.

11) Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999

12) Конституционное право РФ: учебное пособие – 2-е изд.,  испр. и доп./ В.Г. Васильев; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. – 311 с.

 

2

 



[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 43.

[2] Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4571.

[3] Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 144.

[4] Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 145.

[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 276.

[6] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 44.

[7] Статья 12 Закона о гражданстве.

[8] Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 148.

[9] Статья 13 Закона о гражданстве.

[10] Статья 14 Закона о гражданстве.

[11] Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 149.

[12] Статья 20 Закона о гражданстве говорит о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин России: 1) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

[13] Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 7 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4570; 2006. № 15. Ст. 1584.

 

[14] Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – № 6.

[15] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 278.


Информация о работе Особенности конституционно-правового статуса российских граждан