Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:44, реферат
Развитие рынка и рыночной системы проходило разные исторические этапы: от периода зарождения простейших форм рыночного обмена, становления рыночной экономики как целостной системы в национально – государственных границах до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм. В этом процессе рынок, как главная организующая сила экономики, проявлял свои мощные возможности для саморазвития и саморегулирования
Введение
Основная часть. Японская экономическая система.
Основные элементы японской модели регулирования
Специфика японской модели менеджмента
Современные трудности экономического развития Японии
Заключение.
Список использованной литературы
Министерство
Науки и Образования Республики
Казахстан
По дисциплине «Государственное регулирование
экономики»
Реферат на тему:
«Особенности государственного
регулирования Японии»
Специальность:
Алматы
2010г
Содержание
Введение
Развитие рынка и рыночной системы проходило
разные исторические этапы: от периода
зарождения простейших форм рыночного
обмена, становления рыночной экономики
как целостной системы в национально –
государственных границах до эпохи вызревания
сложнейших международных кооперационных
форм. В этом процессе рынок, как главная
организующая сила экономики, проявлял
свои мощные возможности для саморазвития
и саморегулирования. Располагая такими
совершенными инструментами как цена,
спрос, предложение, конкуренция, рынок
двигал экономику по пути наибольшей эффективности,
определяя всем субъектам рыночной экономики
основные параметры их деятельности: что,
как и сколько производить и соблюдать
при этом свои частные интересы, диктуя
каждому субъекту рациональное экономическое
поведение. По мере становления, развития
и совершенствования рыночная система
показывала не только свои экономические
преимущества, но также и недостатки, решать
ряд сложнейших социально-экономических
проблем. Более того, в своем движении
рыночная система стала проявлять определенные
тенденции к саморазрушению: порождая
монополии уничтожала конкуренцию, устанавливала
монопольные цены и контроль над ними
снижала объем совокупного спроса, вызывая,
тем самым, спад производства и несбалансированность
экономики. В итоге эффективное экономическое
развитие становилось все более невозможным
без внешнего вмешательства, без привлечения
направляющей и регулирующей силы государства.
В ходе развития и изменения изначальной
сущности государства и рынка и рыночной
системы, совершенствования их традиционных
функции, происходило органическое сочетание
и тесное переплетение государственных
и рыночных сил. Таким образом в конце
XX века, мир пришел к твердому убеждению
об объективной необходимости такого
сочетания, к пониманию того, что управлять
экономикой в отсутствии государства
или рынка, невозможно. Однако остается
«открытым» вопрос – какова мера разумного
сочетания рынка и государства, когда
вмешательство государства в экономику
обеспечивает наибольшую эффективность.
При этом трудность заключается в том,
что сама мера является подвижной, изменчивой,
зависимой от множества факторов: социально
экономических, экологических, региональных,
политических и даже национальных. Более
того, эта мера может быть разной не только
для разных национальных экономик, имеющих
разный уровень обобществления и интеграции
производства, разную долю государственного
сектора в экономике, но и даже внутри
них – разной в разные периоды экономического
развития конкретной страны в зависимости
от решаемых задач.
Таким образом, каждое государство само
определяет «меру» вмешательства в регулировании
национальной экономики с учетом особенностей
своей страны.
Рассмотрим модель государственного
регулирования и изучим «меру» вмешательства
государства такой развитой страны как
Япония.
Японская модель (Japanese government model) государственного
регулирования основывается на убеждении,
что экспорт – основа экономического
роста, что определенные отрасли экономики
нужно выделять и поддерживать, чтобы
они могли вырасти до масштабов позволяющие
им успешно конкурировать на международных
рынках, что Япония должна экономить ресурсы
и избегать разрушительных и расточительных
последствий внутренней конкуренции.
Именно такие представления обусловили
комплекс правительственных мер, положенных
в основу японской модели государственного
регулирования и обеспечили быстрый рост
экономики и высокую конкурентоспособность
японской продукции. Для их ускоренного
развития принимались особые, целенаправленные
законы, разрабатывались планы, создавались
системы стимулирования и предоставления
займов, особая политика инвестирования.
Японская экономическая
модель
Выдающиеся экономические успехи послевоенной
Японии, ее высокая конкурентоспособность,
стремительное развитие «японского чуда»
- это результат действий государства,
осуществляющего комплекс мер экономической
политики.
Чалмерс Джонсон, который считается «автором»
сформулировавший принципы японской модели
государственного регулирования экономики
утверждал, что в Японии правительство
фактически «выращивало» промышленность,
в то время как в западных странах государство
просто устанавливало «правила игры».
Главную роль в выборе направления развития
экономики, разработке и осуществлении
соответствующей конкретному периоду
и конкретной отрасли политики играло
Министерство международной торговли
и промышленности (MITI, Ministry of international Trade
and Industry), которое исследователи называют
«главным катализатором японского чуда».
По мнению, Джонсона, успехи MITI были связаны
с тем, что ему удавалось разрабатывать
практические, соответствующие реалиям
рынка рекомендации и меры, которые стимулировали
инвестиции и быстрый рост экономики.
MITI поддерживало сложную систему взаимосвязей
японских правительственных и бизнес-институтов,
которые определяли характер конкуренции
и кооперации в японской экономике. При
помощи этой системы взаимосвязей MITI влияло
на экономическую политику и координировало
различные инициативы. Эта система выполняла
так же роль эффективной системы разрешения
конфликтов и споров между различными
группами заинтересованных лиц. В то же
время эта система затрудняла иностранным
компаниям вход на японские рынки.
Выделяют ряд причин быстрого роста японской
экономики: хорошо образованную рабочую
силу, большое число квалифицированных
менеджеров и технических специалистов,
высокий уровень инвестиций и быстрое
развитие технологий.
Основные элементы
японской модели государственного
регулирования:
Краеугольным камнем японской экономической
модели является убеждение, что правительство
должно активно направлять развитие
экономики. Главными агентами, выполняющими
эту роль, были влиятельные министерства,
в первую очередь MITI и Министерство
финансов. Сотрудники этих министерств,
чиновники от элиты, профессиональные
бюрократы обеспечивали преемственность
экономической политики независимо
от смены правительств на длительный
период.
Правительство выбирает и поддерживает
целевые отрасли. Эта поддержка
отражается в Законах, инструкциях
и циркулярах, направленных в корпорации
и официальном видении
Правительство Японии было уверенно в
том, что для Японии, маленькой
страны, не обладающей обширными природными
ресурсами, единственный путь выжить –
это производить товары на экспорт.
Поэтому для целевых экспортных
отраслей предусматривались
Разнообразные правительственные предписания
включают в себя как требования обязательных
согласований, так и «добровольные»
правила, которые устанавливались
после консультаций с ассоциациями
бизнесменов той или иной отрасли.
Например для работы с ценными
бумагами нужна была не только лицензия,
но и одобрение Министерства финансов
на принятие таких решений как
открытие новых филиалов или открытие
бизнеса, который выходил за рамки
традиционных операций с ценными
бумагами.
Для того, чтобы защитить японские компании
от конкуренции импортеров, иностранным
фирмам был практически закрыт доступ
на японский рынок. Были разработаны
специальные меры в сфере торговли
и валютного обмена, которые позволяли
японским фирмам «нагнать» зарубежных
конкурентов в ряде растущих отраслей.
Такие протекционистские меры применялись
в широком спектре отраслей, начиная
от производства сырья и заканчивая
производством готовых товаров.
Например, фирма Singer , крупнейший в мире
производитель швейного оборудования,
была лишена доступа на японский рынок
швейных машин, который в послевоенный
период переживал настоящий бум.
Эти ограничения постепенно ослаблялись
под давлением других стран и
международных организаций. Либерализация
импорта началась лишь со вступлением
Японии в члены Международного валютного
фонда (МВФ).однако и сейчас японский
рынок считается закрытым.
Государство проводило политику жесткого
ограничения прямых иностранных
инвестиций и осуществляло энергичные
меры поддержки японских собственников
и не позволяло иностранным
Постепенная либерализация законодательных
ограничений на прямые иностранные инвестиции
была завершена только к середине 70-х годов.
Государство поддерживало монополии
в нескольких целевых растущих отраслях
путем слияния создавались
В дополнение к разрешению и стимулированию
подобных слияний, существенно повышавших
уровень концентрации в отрасли, правительство
координировало объем инвестиций в новые
предприятия. Так происходило в нефтехимической
отрасли, производстве синтетических
волокон, в целлюлозно-бумажной промышленности
и других отраслях. Главной целью было
минимизировать перепроизводство и избежать
чрезмерной конкуренции. Поэтому принимаемые
антимонопольные законы были мягкими
и даже в случае нарушения принятых законодательств
не предусматривалось официальных санкций
и наказаний, никаких штрафов не следовало.
В последние годы под активным давлением
США и других стран антимонопольное законодательство
Японии стало несколько ужесточаться,
наметилась тенденция усиления конкуренции
как внутри страны, так и на международной
арене.
Для того чтобы воспользоваться
экономией масштаба японским компаниям
правительство настоятельно рекомендовало
усилить линейное разделение труда и производства
между компаниями и затем на основе кооперации
увеличить объемы выпуска продукции, что
позволило бы воспользоваться эффектом
масштаба. Такое разделение производства
и кооперация изменили структуру промышленности
страны, создав множество фирм и компаний,
связанных между собой кооперационными
связями и превратив японские корпорации
в крупных игроков на глобальном рынке.
Для ослабления влияния цикличности
деловой активности и оказания помощи,
отраслям находящимся в кризисе
правительство стремилось создать
легальные картели. Регулировалось
на сколько во время экономического
спада каждая из конкурирующих компаний
должна была снизить свои производственные
мощности и выпуск продукции. Одним
из типов картелей были рецессионные
картели, которые помогали компаниям
и отрасли в целом выжить в
трудные времена. Участникам таких
картелей разрешалось договариваться
об объемах производства, ценах и
ограничениях на ввод производственных
мощностей. Целью их создания было стремление
избежать безработицы, которая была
бы неизбежной в случае банкротств
компаний, а это оказалось бы серьезной
социальной проблемой, учитывая характерный
для Японии низкий уровень мобильности
рабочей силы. Сохранение рабочих
мест расценивалось как социально
важная задача, решение которой оправдывало
создание картелей.
Были разрешены и другие типы картелей.
Среди них – рационализационные картели,
которые создавались для того чтобы сократить
затраты и повысить качество продукции.
Участникам таких картелей разрешалось
согласовывать стандарты, распределять
различные модели продукции между собой,
совместно использовать склады и транспорт,
обмениваться технологиями и т.д.. что
позволяло более рационально использовать
имеющиеся ресурсы. И экспортно-импортные
торговые картели – создавались для того,
чтобы мелкие компании не экспортировали
товары по низким ценам. Японское правительство
считало, что это может снизить доходы
от иностранной валюты и поэтому участники
этих картелей согласовывали количество,
цену и качество экспортируемых товаров.
В целом создание различных картелей
рассматривалось как средство защиты
мелких и средних компаний от крупных
корпораций, так как давали возможность
мелким и средним компаниям, входящим
в картели, отстаивать свои интересы. Такая
защита считалась благотворной для конкуренции,
так как ограничивала влияние большого
бизнеса.
Для рационального направления
Практиковалась политика взаимного владения
акциями других компаний, что защищало
компании от давления рынков капитала.
У Совета директоров корпораций было очень
мало возможностей для контроля, так как
согласно правилам , в Совет директоров
входили только свои компании – инсайдеры.
Японское правительство играло большую
роль в организации и финансировании
совместных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
В дополнение к другим мерам японское
правительство проводило
Японская модель государственного регулирования
экономики, превратившая Японию в одну
из сильнейших мировых держав, стала эталоном
управления экономикой страны, даже ведущие
страны мира стали организовывать развитие
экономик своих стран по японскому образцу,
многие элементы этой модели копировались.
Широко копировались такие элементы японской
модели государственного регулирования,
как спонсируемые правительством совместные
программы в области НИОКР. Так в Европе
под влиянием японской «Программы создания
компьютера пятого поколения» принимались
многомиллиардные программы исследований
и разработок в области информационных
технологий для повышения конкурентоспособности
европейских стран в области компьютеров
и информационных технологий. В Англии
был начат проект Alvey, целью которого так
же было создание компьютера пятого поколения.
Специфика японской
модели менеджмента
Кроме собственной модели государственного
регулирования экономикой, Япония имеет
уникальную модель менеджмента. Элементы
этой модели (командная работа, ориентация
на длительную перспективу, стремление
к постоянному повышению качества) являются
важными преимуществами Японии.
Японские компании стали «авторами» широко
известных сегодня принципов, как всеобщий
менеджмент качества (TQM), бережливое производство
(lean production) и построение тесных отношений
с поставщиками. Другими словами, японские
предприятия уверенны, что высокое качество
и низкие издержки могут существовать
одновременно. Это дало значительные преимущества
перед западными компаниями.
Также выделяют следующие преимущества
японской модели менеджмента: быстрый
рост квалификации сотрудников, сильное
чувство общности, высокая лояльность
сотрудников компании, умение и желание
сотрудников учитывать долговременные
последствия своих решений.
Основными элементами японской модели
менеджмента являются:
Информация о работе Особенности государственного регулирования Японии