Основы правового статуса человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

Содержание

Введение………………………….……………………………….….….….3
Понятие гражданства..………..………………………..………….….…4
Основные права и свободы человека и гражданина………………….7
Правовые институты в области защиты прав и свобод человека …..10
Заключение……………………………………………………………......16
Список литературы…………………………………………………….....17

Работа содержит 1 файл

АЙКА семестровая №1.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

      9) не имеют юридической силы  доказательства, полученные незаконным  способом. Никто не может быть  осужден лишь на основе его  собственного признания;

      10) применение уголовного закона  по аналогии не допускается...»  Кроме того, статья 78 Конституции  РК устанавливает:

       «Суды не вправе применять  законы и иные нормативные  правовые акты, ущемляющие закрепленные  Конституцией права и свободы  человека и гражданина. Если суд  усмотрит, что закон или иной  нормативный правовой акт, подлежащий  применению, ущемляет закрепленные  Конституцией права и свободы  человека и гражданина, он обязан  приостановить производство по  делу и обратиться в Конституционный  Совет с представлением о признании  этого акта неконституционным».

       Следующим государственным институтом  защиты прав и свобод человека  является прокуратура.

       Согласно статьи 83 Конституции РК:

       «I. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов,   указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и  другие правовые акты,  противоречащие Конституции и законам Республики.

       Прокуратура представляет интересы  государства в суде, а также  в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет  уголовное преследование...».

       К смешанным институтам защиты  прав человека можно отнести  Республиканскую Комиссию по  правам человека при Президенте  РК, которая, согласно Указу Президента РК от 3 июня 1996 года, «...является консультативно-совещательным органом при Главе государства.

      2. Основными задачами Комиссии  являются:

      1) содействие Президенту Республики  Казахстан в обеспечении его  конституционного статуса гаранта  соблюдения прав и свобод человека  и гражданина,

      2) выработка предложений по совершенствованию  законодательства и правоприменительной  практики в области обеспечения  и соблюдения прав и свобод  человека и гражданина;

      3) подготовка предложений по обеспечению  Республикой Казахстан покровительства  в отношении своих граждан,  находящихся за пределами ее  территории, защите их прав и  свобод;

      4) подготовка аналитических и  экспертно-рекомендательных заключений  и предложений по международно-правовым  актам в области прав человека, затрагивающим интересы Республики  Казахстан...»

       В соответствии с разделом  П Положения о Комиссии она:    «... 1) рассматривает направленные Президенту   Республики   Казахстан   или непосредственно в Комиссию обращения граждан и организаций о нарушениях прав и свобод человека;

      2) изучает направленные в ее  адрес местными представительными  и исполнительными органами материалы  об обращениях граждан и организаций  по вопросам соблюдения прав  и свобод человека, а также  соответствующие публикации в  средствах массовой информации;

      3) составляет специальные и ежегодные  доклады о соблюдении прав  человека и представляет их  Президенту Республики Казахстан;

      4) анализирует текущее законодательство, вносит предложения по приведению  его в соответствие с международно-правовыми  актами о правах и свободах  человека,   призванными Республикой  Казахстан, участвует в разработке  проектов законодательных актов,  затрагивающих вопросы прав и  свобод человека;

      5) принимает участие в работе  международных организаций по  правам человека;

      6) оказывает организационно-методическую, информационную и иную помощь  должностным лицам аппаратов  акимов областей,    городов республиканского значения и столицы республики, в ведение которых находятся вопросы прав человека...».

       Одним из новых институтов  защиты прав и свобод человека, которые планируется ввести в  Казахстане в конце 2000- начале 2001 года является институт омбудсмена. Национальный Омбудсмен - должностное  лицо, осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное полномочиями проводить проверки по обращениям граждан Республики Казахстан и других лиц на решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

       Создание   института   Национального   Омбудсмена   дополняет существующие  национальные средства защиты  прав и свобод человека и  не влечет ограничения или  пересмотра компетенции других  государственных органов, осуществляющих  защиту прав человека в соответствии  с Конституцией и законодательством  Республики Казахстан. Национальный  Омбудсмен должен иметь право:

      1) требовать от руководителей  и должностных лиц государственных  органов, организаций и учреждений  предоставления необходимых для рассмотрения жалобы или обращения сведений и других материалов, которые должны быть ему направлены в течение 10 рабочих дней после получения запроса;

      2) безотлагательного приема руководителями  и другими должностными липами  государственных органов и организаций,  получать объяснения от конкретных  лиц, по жалобам и обращениям, находящимся у него в производстве;

      3) направлять руководителям и  должностным липам государственных  органов и организаций, в решениях  или действиях которых он усматривает  нарушение прав человека, свои  рекомендации о восстановлении  нарушенных прав и устранении  причин и условий,    способствовавших  нарушению законности;

      4) поручать государственным органам  и организациям, подготовку заключений  по вопросам, подлежащим выяснению,  привлекать специалистов к выполнению    экспертных и консультационных  работ. Такие поручения выполняются  безвозмездно, в срок не позднее  двух месяцев;

      5) обращаться в суд за защитой  нарушенных прав и свобод человека, а также принимать      иные    действия и меры, предусмотренные  законодательством;

       6) по вопросам соблюдения прав человека, по предъявлению служебного удостоверения,    без предварительного уведомления,   беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных органов и организаций, включая войсковые части и соединения, а также посещать места принудительного содержания, где находятся задержанные, арестованные и осужденные лица, встречаться и беседовать с ними, в том числе и конфиденциально;

      7) знакомиться с уголовными, гражданскими  и административными делами, решения  по которым вступили в законную  силу, а также с делами, находящимися  в производстве;

      8) вносить предложения в соответствующие  органы о привлечении к   установленной законом ответственности  лиц, действиями которых вызвано  нарушение прав и свобод человека  и гражданина, а также принятии  мер к возмещению материального  и морального ущерба;

      9) публиковать заключении и иные документы по результатам проведенных проверок в периодических изданиях;

      10) использовать помощь неправительственных  организаций;

      11) предпринимать иные законные  меры, необходимые для защиты  прав и свобод человека и  гражданина.

       По результатам проверки жалобы  или обращения Национальный Омбудсмен  вправе направить государственному  органу или должностному липу, решениями или действиями которого  нарушены права и свободы заявителя,  рекомендации относительно мер,  которые надлежит принять для  восстановления нарушенных прав.

       Руководитель государственного  органа или должностное лицо, получившие рекомендации Национального  Омбудсмена, обязаны рассмотреть  рекомендации и направить Национальному Омбудсмеиу сообщение о результатах рассмотрения.

       В случае отклонения рекомендаций  руководитель государственного  органа, организации или должностное  лицо обязаны мотивировать свое  решение по существу. Ссылка на  подзаконные акты не может  рассматриваться в качестве отказа следовать рекомендациям Национального Омбудсмена.

       Копия решения Национального  Омбудсмена должна направляться  заявителю.

       В  случае  неисполнения  должностными  лицами  обязанностей, установленных  настоящим Законом, а также  любого воспрепятствоваиия правомерным действиям Национального Омбудсмена, должностное лицо должно   привлекаться   к   дисциплинарной   либо   административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

       В обязанности Национального  Омбудсмена входит:

      1) рассматривать жадобы и обращения граждан на действия (бездействие) или решения государственных органов, организаций и должностных лиц;

      2) своевременно извещать заявителя  о результатах рассмотрения его  жалобы или обращения;

      3) не разглашать информацию конфиденциального  характера, ставшую известной  в результате рассмотрения жалобы  или обращения;

      4) быть внимательным и корректным  в отношениях с заявителем;

      5) проявлять объективность и беспристрастность  при рассмотрении жалоб и обращений  граждан;

      6) не совершать каких-либо действий  против интересов лица, обратившегося  за защитой и не препятствовать  осуществлению его прав;

      7) обеспечить средствам массовой  информации по их просьбе возможность  ознакомления с результатами  проведенных проверок по фактам  нарушений прав и свобод человека  и гражданина.

     Институт  омбудсмена достаточно широко распространен в различных странах, хотя эта должность имеет разные наименования: от уполномоченного по правам человека в России, народного защитника в Грузии до комиссара по правам человека в Новой Зеландии.

       Введение этого института в  Казахстане позволит усилить  государственные механизмы защиты  прав и свобод граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение 

     Конституция Республики Казахстан рассматривает  человека, его права и свободы  в качестве высшей ценности. Тем  самым она декларирует свое понимание  взаимоотношений государства и  личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и  ее защита являются неотъемлемым атрибутом  конституционного государства, его  обязанностью.

     Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства  к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Казахстане. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя нашей республики, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

     Принцип признания человека, его прав и  свобод высшей ценностью должен оказывать  определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю  деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные  возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений  с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство  приобретает те черты, которые характеризуют  его как конституционное.

Информация о работе Основы правового статуса человека и гражданина