Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Важнейшей предпосылкой приобретения человеком всех установленных законами прав и обязанностей в государстве является гражданство. Под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с данным государством, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей. Регулирование отношений, связанных с приобретением и утратой гражданства, относится к числу прерогатив государственной власти, вытекает из принципа государственного суверенитета. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории данного государства, но и за рубежом.

Работа содержит 1 файл

Основы правового положения личности..docx

— 20.83 Кб (Скачать)

Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан

     Положение личности в обществе, основные права, свободы и обязанности граждан регламентируются нормами конституционного права. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического положения, политического режима в каждой стране. Права и свободы грубо попираются в тоталитарных государствах, они лишены необходимых гарантий в развивающихся странах. Проблема защиты прав и свобод остается актуальной и во многих развитых демократических государствах.

 

1. Гражданство в развитых и освободившихся  странах. Понятия гражданства.

      Важнейшей предпосылкой  приобретения человеком всех  установленных законами прав  и обязанностей в государстве  является гражданство. Под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с данным государством, т.е. признание государством  этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.  Регулирование отношений, связанных с приобретением и утратой гражданства, относится к числу прерогатив государственной власти, вытекает из принципа государственного суверенитета. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории данного государства, но и за рубежом.

      В некоторых монархических  государствах употребляется термин  «подданство», который формально  устанавливает личную верность  монарху, но фактически уже  давно равнозначен гражданству.  Практически в каждом государстве проживает немало людей ,не являющихся гражданами данного государства ,но пользующихся определенными гражданскими правами .Однако в полном объеме гражданскими правами ,а следовательно ,и правовой защитой своих прав обладают лица , законно оформленное гражданство .                                                                                               

   Для подавляющего большинства  людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного ,так как они являются гражданами государства с самого рождения и сохраняет это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако в современных условиях ,и прежде всего вследствие растущей интернационализации мирового хозяйства , возникают различные миграционные потоки ,т  .е . перемещения больших групп людей из одной страны в другую . За счет притока иммигрантов быстрыми темпами растет население стран с высоким уровнем жизни ( США , Великобритания , ФРГ и др . ). Значительные передвижения людей между освободившимися странами ;предпринимательские круги развитых государств систематически занимаются переманиванием высококвалифицированных специалистов из этих стран ( так называемая   «утечка умов» ) . Такие передвижения – индивидуальные и групповые , а также браке , заключаемые между гражданами различных государств , постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданств. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

     В государствах с  унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах – двойное гражданство. Каждый человек считается гражданином союза и одновременно – субъекта федерации (штата, провинции, кантона и т. д.) Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах  существуют разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации (например, в определении подсудности, сферы действия налогового, семейного законодательства и т. д.

    Существенной новеллой  последнего времени является  учреждение  гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств – ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отменяет приоритет национального гражданства.

 

Приобретение  гражданства

     Гражданство приобретается двумя основными способами: в силу факта рождения («филиация») и путем натурализации («укоренение»). Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, сведетельствующих о его желаний приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяется «право крови» и «право почвы».

       Так называемый  принцип «права крови» признает  гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответсвующее гражданство).  На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип «права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.

    Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства. Как правило,  этого добиваются люди, прибывшие в страну  в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в США, например, требуется давать клятву верности этой стране, т.е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весьма распространена  в странах с массовой иммиграцией (США, Великобритания), а также в тех государствах, которые поощряют иммиграцию вследствие малочисленности своего населения(Австралия, некоторые страны Латинской Америки)

      Приобретение гражданства путем натурализации не является субъективным правом человека. Законодатель может  по собственному усмотрению предоставлять  определенные преимущества какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурализацию. Обычно законодательство требует знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказательств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др.  Процедура натурализации носит сложный и часто унизительный характер; она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их бесприкословно следовать указаниям властей. Больше значение придается политическим взглядам иммигрантов. В США, например исключена возможность натурализации для лиц, придерживающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждениями сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданств США; в случае признания лица «политически неблагонадежным» оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из страны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также Европы (Росии, Украины), натурализовавшихся в развитых странах, неуклонно растет.

 

Лишение гражданства

         Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для  этого соблюдение определенных формальностей. Само по себе заявление об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих странах законы позволяют исполнительной власти лишать человека гражданства, если он в течении определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства подлежат высылке из страны (експатриация)

          Сложность  процедуры предоставления и лишения  гражданства, обилие противоречивой  судебной практики заставляют многих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, вообще не обращаться за получением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде европейских стран произошло ужесточение иммиграционного законодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса иммигрантов.

Безгражданство, двойное гражданство и режим иностранцев

     На территории государства  могут оказаться лица, не имеющие  гражданства (беженцы из районов   вооруженных конфликтов, лица, утратившие  гражданство, и др.), а также  те. Кто состоит в гражданстве  нескольких государств. Конвенция   о  сокращении  безгражданства 1961 г. (вступила в силу в 1975 г.) обязывает государства способствовать сокращению безгражданства , поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Конвенция о сокращении случаев многогражданства, принятая Советом Европы в 1963 г., устанавливает, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое.

        Весьма распространенным  является правовое состояние,  именуемое «двойное гражданство» (такое гражданство обретает, например, ребенок, родители которого имеют  разные гражданство). Конституции  и законы ряда стран предусматривают  возможность двойного гражданства;  такое правовое состояние может предусматриваться договором между двумя государствами. Пребывание  в двойном гражданстве расширяет не только права, но и некоторые обязанности (например, платить налоги двум государствам), хотя от некоторых обязанностей в одном из государств лицо может освобождаться (например, от военной службы).

      Особый режим предусматривается для иностранных граждан, каковыми признаются сотрудники дипломатических и консульских представительств, постоянно проживающие лица, имеющие вид на жительство, члены экипажей иностранных самолетов и судов, туристы, бизнесмены и др. Как правило, они пользуются равными правами и свободами, за исключением политических прав  (в ряде стран, тем не менее, им позволяется участвовать в выборах местных органов власти), права собственности на землю;  кроме того, законами для них может быть установлен ряд ограничений.

      Среди иностранцев  можно выделить беженцов, которые покидают свое государство из опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, политических убеждений и др. Их правовой статус регулируется законами, опирающимися на положения Конвенция о статусе беженцев (1951 г.). Признание лица беженцем недопустимо, если оно совершило преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

      В соответствии  со Всеобщей декларацией прав человека в большинстве конституций стран мира (Германия, Италия и др.) закреплено право на политическое убежище. Оно предоставляется лицам, преследуемым на родине за политические и иные убеждения, если они не являются преступными с точки зрения международного права. Представления убежища не означает автоматическое принятие в гражданство.

       Кроме того, практически  все демократические  конституции  исключают возможность принудительной  высылки граждан за пределы  свего государства (экспатриация); строго регламентируется, нередко вплоть до запрета, выдача лица по требованию государства, гражданином которого данное лицо  является, с целью привлечению его к уголовной ответственности (экстрадиция).


Информация о работе Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан