Основные права, свободы и обязанности человека: теория, нормативная база и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….........3
1. Правовой статус
1.1 Понятие правового статуса личности…………….................….................6
1.2 Принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина...........................................................……………….…………….......…7
2 Понятие прав и свобод человека и гражданина
2.1 История возникновения и формирования понятия «права человека». Его отражение в международных и российских документах.………..............…10
2.2 Определение понятия «права человека». Разграничение понятий «права» и «свободы» человека......................................................................….......12
3. Права человека и права гражданина.……………………………………...........15
4. Классификация прав и свобод человека и гражданина.....................................17
5. Обязанности гражданина......................................................................................20
6. Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей.
6.1 Понимание гарантий прав и свобод и пути их реализации.....................23
6.2. Причины нарушения реализации прав и свобод.....................................26
Заключение …………………………………………………………...………........30
Библиографический список ……………….………………..……………........…..33

Работа содержит 1 файл

Леля курсовик ТГП2.doc

— 155.50 Кб (Скачать)
 

  Полнота, равенство перед законом и  неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение - важнейшие принципы. Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается в соответствии с федеральным конституционном законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения.2 Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничивается свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

  Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и  правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (но не лишение) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.20  ч.1 Конституции РФ), если закон предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

  Существующая  классификация правовых статусов проводится по сфере их действия и структуре  правовых систем. Различают следующие виды правовых статусов личности:

  -общий  (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;

  -конституционный  (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;

  -отраслевой  статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;

  -родовой  (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;

  -индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.

 

 

  2. Понятие прав и свобод человека и гражданина. 

  2.1 История возникновения и формирования  понятия «права человека». Его отражение в международных и российских документах.

  Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно обретали реальное воплощение, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах.

  Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном  виде, была Вирджинская декларация (1776 г.). Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, однако важными вехами на пути его появления были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

  В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

  В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским  и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как  правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

  Вторая  мировая война и трагический  опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института  прав человека и гражданина, ведущую  роль в развитии которого приобретает международное право.

  10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей  ООН была принята «Всеобщая  декларация прав человека». В  ней декларируется, какие права  принадлежат человеку по факту  рождения .

  «Все  люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». 3

  «Каждый человек должен обладать всеми правами  и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении  расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».4

  Начиная с 1950 года, 10-го декабря отмечается День прав человека.

  Также в 1950 году в Европе была подписана  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

  В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Они и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников.

    Стремление нашей страны решительно  и в полном объеме учитывать  в законодательстве и соблюдать  на практике права человека  выражено в принятии Декларации  прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации  (1993 г.).  

  2.2 Определение  понятия «права человека». Разграничение понятий «права» и «свободы» человека.

  Сразу скажем, что общепризнанного определения  прав человека не существует. Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение прав человека было дано в опубликованном ООН сборнике "Права человека. Вопросы и ответы". "В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой"5.

  Права человека – это универсальные  моральные права. Они не зависят  от конкретных обстоятельств и присущи  любому человеку в любой ситуации как необходимые компоненты человеческого достоинства. «Основным понятием теории прав человека является человеческое достоинство. Я не в состоянии дать этому понятию четкое определение. Это — достоинство, которое есть у всех. И у ребенка, который только что родился, и у того, кто сидит в тюрьме» 1.

  Права человека – это правила, относящиеся  к так называемым «вертикальным» отношениям, т. е. отношениям между властью  и человеком. Отношения между  людьми – родственниками, соседями, прохожими, партнёрами – правами человека не регулируются.  «Права человека — это только то, что происходит между властью и единицей, это не проблемы соотношения между единицами: мной и моей женой, соседом, ребенком. Права человека — это только когда с одной стороны — власть, а с другой — человек, подчиненный этой власти. В каком-то смысле можно употреблять язык прав человека в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком, потому что здесь тоже есть какая-то власть, но отношения между равноправными партнерами не могут быть описаны на языке прав человека» 6. Нужно четко понимать, что нарушителем прав человека может быть только государство, пусть даже в лице своих представителей.

  Формулировки  прав человека, как правило, содержат слова «право» и «свобода»: например «право на труд» или «свобода совести». Разграничивая эти понятия, можно говорить о том, что права – это «позитивные правила». Они налагают на власть обязательства по отношению к каждому человеку. «Чем отличаются права и свободы? Если я говорю, что у меня есть право на что-то, это значит, что те, у кого есть власть, должны поработать и сделать что-то для меня… Если говорится, что есть право на обучение, то это значит, что обязанностью тех, у кого есть власть, является организация системы школ, таких, чтобы я мог послать своего ребенка в школу учиться» 7. Свободы – это «негативные правила». Они налагают на власть запрет вмешиваться в те или иные сферы нашей жизни. Например, свобода совести – это запрет вмешательства государственной власти в вопросы религиозных убеждений человека. «Если у меня есть право на что-то, значит, есть обязанность у власти. Если же у меня есть свобода на что-то, это значит, что есть такой район в моей жизни, в который те, у кого есть власть, не должны вмешиваться. Мое право — это обязанность власти что-то сделать, моя свобода — это запрет ей действовать в какой-либо области» 8.

  Однако  то, что называется словом «право», иногда является свободой, и наоборот. Например, «право на неприкосновенность жилища» означает запрет государству произвольно вторгаться в вашу квартиру, а не его обязанность охранять ее нарядом милиции. Это означает, что право на неприкосновенность жилища относится к свободам.

 

3. Права человека и права гражданина. 

  В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" часто употребляются одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

  Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

  Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и rocyдарства. Права гражданина обязательно закрепляются   в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

  Выделяют, также, термин «права личности», который понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность   осознавать право и отвечать за свои действия.  

  Права гражданина – своеобразное ограничение  равенства между людьми, поскольку  их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Информация о работе Основные права, свободы и обязанности человека: теория, нормативная база и классификация