Основное содержание принципа разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, разграничение единой государственной  власти на три относительно самостоятельные  и независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Глава III. Реальное осуществление принципа разделения властей в современной России. 

   Прошли  столетия с тех пор, как Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье выдвинули идею разделения властей, вошедшую в наше время во многие конституции разных стран. Именно такой подход нашел отражение и закрепление в Конституции РФ 1993г.: государственная власть в РФ разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В то время, когда создавалась действующая Конституция РФ, в России еще не было сформировавшихся идей и принципов создания и функционирования системы государственной власти, поэтому и был выбран путь формирования власти на основе классической триады. Однако разделение властей на три ветви власти не может быть признано идеальным, особенно для России.

   Принцип разделения властей становится одним  из эпицентров решения вопроса о  демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость его для сегодняшней России, как он реализуется.

   Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей  и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

     Законодательная власть. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

   Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

   В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

   Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет;  федеральный сбор налогов и т.д.

   Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного  усиления  исполнительной власти и Президента.

     Исполнительная власть. “Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

   Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

   Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

   Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

   Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.16

   Судебная  власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья, очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такового.)

   Место прокуратуры в  триаде властей. Одной из проблем применения на практике классической триады властей является неопределенность с положением прокуратуры как основного участника контрольно-надзорных правоотношений в системе органов государственной власти.

   В настоящее время все отчетливее выражается мнение об ограничении надзорных  полномочий прокуратуры. На политической арене России высказываются мнения о реорганизации самой прокуратуры  и ее функций. Основной упор всех «реорганизаторов»  делается на лишение прокуратуры надзорных полномочий и отнесение ее в ведомство министерства юстиции.

   Существует  несколько точек зрения по поводу того, к какой ветви власти относится  прокуратура.

   Конституция РФ относит прокуратуру к судебной власти (гл. 7, ст. 129), что является весьма спорным моментом. Да, по направлениям своей деятельности и по выполняемым функциям прокуратура наиболее близка к судебной власти, но прокуратура никогда не была и не является частью судебной системы и судебной власти. Принцип «разделения властей» конституционно установил приоритетное право именно судебной власти, а не прокуратуры, осуществлять судебный контроль за законностью. И в перспективе, по мере развития судебной системы, часть полномочий прокуратуры в области надзора за законностью будет передана судебной власти. «Однако закономерный для строительства правового государства выход судебного контроля за законностью, соблюдением прав и свобод граждан на определенное ему конституцией место, на наш взгляд, ни в коем случае не означает, что независимый прокурорский надзор себя исчерпал или исчерпает в будущем»17.

   Существует  точка зрения (профессор В. Ломовский), в соответствии с которой прокуратура  должна находиться при законодательной  власти России. Это утверждение является весьма спорным, так как ни в одном нормативном акте РФ не закреплены и не обозначены функции прокуратуры как участника законотворческой деятельности.

   Самая обсуждаемая сегодня точка зрения касается того, что необходимо ликвидировать  прокуратуру как самостоятельный  и независимый от других органов федеральной власти орган путем ее превращения в департамент (управление) Министерства юстиции и отнесения тем самым к органам исполнительной власти. Их логика, думается, такова: любой орган должен обязательно вписываться в ту или иную ветвь власти, и если прокуратура не относится к законодательной и судебной ветвям власти, то она является составной частью исполнительной ветви власти и должна влиться в министерство юстиции. При этом не принимается во внимание, что прокуратура, с ее функциями, в чистом виде не вписывается ни в одну из ветвей государственной власти.

   В учебной литературе М.В. Баглай выделяет так называемые независимые по статусу  органы государственной власти, не делая из этого никакой проблемы. «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную, судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами»18  

   Основной формой прокурорской власти является прокурорско-надзорная власть, выражающаяся в надзоре за соблюдение Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов. Она реализуется волей государства, а это «сообщает ей общие признаки государственной власти, однако ее цель и правовые средства реализации делают эту власть особо специфичной»19. Тем не менее, ряд авторов предлагает определять прокуратуру не как орган власти, а как систему «сдержек и противовесов» в механизме разделения властей20.

   Мировая практика развития системы контроля за государственной властью пошла  по пути выделения четвертой, самостоятельной  ветви государственной власти –  власти контрольной (наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями). В.Е. Чиркин пишет: «Идет «отпочкование» новой ветви власти, контрольной. Этот процесс еще не завершен: во многих странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска. Да и обширные полномочия, которыми наделены контрольные органы, в ряде стран в условиях авторитарных политических режимов весьма далеки от своего практического воплощения»21.

   Следовательно, речь идет не о выделении обособленных органов в рамках исполнительной и законодательной властей, а  о формировании самостоятельной  ветви власти, равной по значению трем другим.

   Каковы  же пути реализации идеи создания контрольной  власти в Российской Федерации?

   Формирование  самостоятельной контрольной власти возможно на базе прокуратуры. Для того чтобы она стала действенным  инструментом контроля общества за государственными органами и их служащими, необходимо возвести ее в ранг самостоятельной ветви власти, устранить зависимость прокуроров от президента и региональных элит, предоставить полномочия осуществлять контроль над всеми органами государственной власти и их должностными лицами.

   Возможен  и другой вариант, который предусматривает  создание совершенно нового органа –  Главной контрольной комиссии, обладающей самостоятельностью и независимостью от  иных ветвей власти, а в составе  прокуратуры создать специальное следственное подразделение, которое будет расследовать дела по фактам, выявленным контрольными органами.

   Реализовать идею самостоятельной контрольной  власти в России непросто. Ни одна ветвь  власти не заинтересована в том, чтобы  попасть под контроль какого-то иного органа. Их представители осознают, какая сила заключена в праве контроля, и стараются подчинить имеющиеся контрольные органы себе.

   Препятствия развитию системы независимого контроля имеются в действующее Конституции  РФ: ст. 10 Конституции РФ выделяет только три самостоятельных ветви власти, ничего не говоря о контрольной власти и ее самостоятельности. Любые попытки изменить данное положение конституции окажутся заранее обреченными на неудачу22.

   Положение президента. «Президент Российской Федерации, являясь одновременно главой государства, гарантом конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 конституции РФ), не входит ни в одну из трех вышеназванных ветвей государственной власти и, в то же время, обладает обширными полномочиями в сфере каждой из них.

   Например, в сфере законодательной власти Президент обладает правом роспуска Государственной Думы, назначает  референдум, имеет право вносить  законопроекты на рассмотрение российского  парламента, подписывает и обнародует федеральные законы, издает нормативные указы, уступающие по своей юридической силе только федеральным законам, обладает правом отлагательного вето при принятии законов и т.д.

   В сфере исполнительной власти Президент  России назначает Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы), назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства и федеральных министров, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил страны. Президент также имеет право председательствовать на заседании Правительства, принимает решения об отставке Правительства, обладает иными полномочиями.

   Большие полномочия Президент имеет в  сфере судебной власти. Он представляет кандидатуры для назначения на должность  членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает других федеральных судей, обладает правом помилования».23

   Таким образом, возникает вопрос о положении  Президента в триаде властей. Кузнецов И.А. предлагает выделять отдельную ветвь власти – «президентскую». На мой взгляд, такое название не отображает полноту полномочий Президента, точнее было бы назвать эту ветвь власти не президентской, а комплексной, так как она представляет из себя комплекс трех властей – законодательной, исполнительной и судебной. 
 

Информация о работе Основное содержание принципа разделения властей