Основания деления системы права на отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Системная организация права имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Системность права влияет и на процесс систематизации законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, объединяющиеся последовательно в институты, подотрасли и отрасли права. Элементы системы права должны быть внутреннее согласованными, придавая ей целостность и единство. Главная особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРАВА
1.1. Понятие системы права 6
1.2. Структурные элементы системы права 9
ГЛАВА II. ОТРАСЛЬ ПРАВА КАК ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРАВА
2.1. Основания деления системы права на отрасли 12
2.2. Публичное и частное право 14
2.3. Общая характеристика отраслей российского права 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.43 Кб (Скачать)

      Вторым, вспомогательным основанием  для распределения норм права  по

отраслям  служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы

воздействия норм данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые

этой  отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во

многом  ориентирован на способы правового  регулирования - дозволения,

запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право,

трудовое  право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

      Метод правового регулирования  состоит из следующих элементов:

специфического  способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками

урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной  чертой

административно-правового  метода является "вертикальный" характер взаимного

расположения  субъектов отношений, которые находятся  в состоянии власти и

подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные,

позиции; той или иной совокупности юридических  фактов, служащих основанием

возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В

административном, финансовом праве правоотношения возникают  на основе актов

применения  норм права, принимаемых компетентными  органами государства, в

гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по

заявлению (иску) лица, которому причинен моральный  или материальный ущерб

неправомерными  действиями других физических или юридических  лиц либо

государственных органов, особых способов формирования содержания прав и

обязанностей  субъектов права. Такие права  могут возникать, в частности, из

норм  права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых

актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая  отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного

принуждения, которые могут быть применены  к нарушителям соответствующих

нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется  на примере

уголовного, административного, гражданского и  трудового права, санкции

которых могут применяться только в пределах названных отраслей права.

Система мер государственного принуждения  в остальных отраслях права также

носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из

административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных

компонентов формируется метод правового  регулирования конкретной отрасли

права. При этом различное сочетание  способов, приемов правового воздействия

на общественные отношения образует специфику отраслевого  метода, определяет

его особый юридический режим, который последовательно  проводится через все

институты и нормы отрасли и с помощью  которого осуществляется регулирование

соответствующей сферы общественных отношений. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Публичное и частное право

  Подразделение системы права на частное и  публичное право выходит за отраслевые рамки. Они более крупные, чем отрасль, структурные образования этой системы. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Частное — гражданское, семейное, трудовое право. Публичное — все остальные отрасли права. Все это предполагает взаимное проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом.

  Как и при делении системы права  на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блоки происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает.

  При   классификации   отраслей   права  предмет регулирования  выступает:

  Во-первых, во всей полноте своих элементов. В их число входят кругобщественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор и вспомогательные факторы (субъект, юридические факты и др.).

  Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования — дополнительный критерий. При объединении отраслей права в частный и публичный блоки критерии членения иные. Из всего спектра образующих предмет регулирования элементов значение имеет практически лишь один — состав субъектов. В частном праве это преимущественно граждане и юридические лица. Государство может выступать в частноправовых отношениях лишь как казна либо через казенные предприятия, однако с теми же правами и обязанностями, что и иные участники правоотношений. В публичном праве субъективный состав иной: одной из сторон правоотношений является обязательно государство или его орган.

  Соответственно  огромное  значение при делении  права на публичное и частное перемещается на метод правового регулирования.

  В сфере частного права все правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по волеизъявлению их участников (в основе их чаще всего лежит  договор) и строятся  они на принципе равноправия субъектов.

  В публичном праве государственные  органы, выступают как носители властных (публичных) полномочий, поскольку презюмируется, что они действуют в интересах общества и государства.

  Соответственно  основной метод правового регулирования  в этой сфере — это отношения власти и подчинения, возникающие чаще всего из издаваемых компетентными государственными органами административно-правовых актов.

  Поэтому большая часть норм в публичном праве являются императивными, тогда как в частном праве — диспозитивными.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой  проблемой. Дело в том, что в сфере  частного права законодатель нередко  вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе  запреты, ограничивая самостоятельность  и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском  законодательстве устанавливается  обязанность государственной регистрации  всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой  влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения  юридического лица или появления, прекращения  или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться  судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что  свойственно частноправовому регулированию.

Однако  наличие таких правил не устраняет  необходимости установления четкого  различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или  другую сферу, приобретают различный  правовой режим. Попытки выявить  критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивости.

     Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое  в ряде случаев взаимовлияние  и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между  предпринимателями, широко допуская здесь  также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в  целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное  право во всех развитых правопорядках  продолжают существовать как две  самостоятельные, независимые ветви  правового регулирования, как два  различных типа правового воздействия  на общественные отношения

  Деление права на публичное и частное  не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические  нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и  частное право - качественно разные области правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Общая  характеристика отраслей российского  права

      Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.

    1. Конституционное (государственное)  право занимает ведущее положение  в системе национального права.  Его нормы закрепляют основы  общественного и государственного  строя страны, правовое положение  граждан, их права, свободы  и обязанности, национально-государственное  устройство, взаимоотношения Федерации  и ее субъектов, структуру,  порядок формирования и деятельности  органов законодательной, исполнительной  и судебной власти, избирательную  систему.

    Основным  актом этой отрасли является Конституция  Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Она является отправной  базой для всего текущего правотворчества, имеет высшую юридическую силу, все  остальные правовые акты должны соответствовать, не противоречить ее установлениям. В число актов конституционного права включаются также конституции  республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, а также  некоторые другие акты.

    К числу подотраслей конституционного права можно отнести избирательное  право, муниципальное право, прокурорский надзор и др.

    2. Административное право регулирует  сферу управленческой, исполнительно-распорядительной  деятельности государства. В него  входят нормы, определяющие общие  принципы деятельности исполнительных  органов, порядок прохождения  государственной службы, полномочия  и порядок деятельности Правительства  РФ и правительств ее субъектов,  министерств и ведомств, местных  администраций, руководства предприятий  и учреждений. В эту отрасль  включается также установленный  Кодексом об административных правонарушениях РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.

    3. Финансовое право есть совокупность  норм, регулирующих все вопросы  финансовой деятельности государства,  процесса накопления, сбора и  распределения денежных средств.  Предметом этой отрасли являются  составление, принятие и исполнение  бюджета государства, контроль  за бюджетным финансированием,  налоговые отношения, кредиты,  займы, вклады населения и другие  виды банковской деятельности, все  виды страхования. В нее включаются  также определение основ денежного  обращения и порядок осуществления  валютных операций в Российской  Федерации и за рубежом.

Информация о работе Основания деления системы права на отрасли