Органы особой компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

К таким органам относятся Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции они используют специфические формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства.
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

Работа содержит 1 файл

Органы особой компетенции.docx

— 15.50 Кб (Скачать)

 
Органы особой компетенции 
В системе государственных институтов следует выделить государственные органы особой компетенции, которые выполняют определенные функции государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам относятся Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции они используют специфические формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства. 
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью. 
В Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. 
Комитет государственного контроля обладает достаточно широкими полномочиями. В частности, он имеет право: 
получать от государственных органов и иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую информацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности; привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих и других государственных органов; направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности (применять штрафные, экономические санкции) виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования всех форм собственности и другие. 
Решения Комитета государственного контроля, его тер- 
риториальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном и ином, установленном законодательством порядке. 
В результате присоединения Государственного комитета финансовых расследований к Комитету государственного контроля (Указ Президента Республики Беларусь № 516), в его составе создана соответствующая организационная структура, обеспечивающая реализацию функций, связанных с финансовыми расследованиями. 
В рамках своей компетенции контрольные функции выполняют и другие органы государственного управления. 
К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь. 
Прокуратура (от лат procuro – забочусь, управляю) – специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране. 
Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется законом «О прокуратуре Республики Беларусь». 
Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности. 
Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят: 
Прокуратура Республики Беларусь; Прокуратуры областей, г. Минска; Прокуратуры районов, городов; Межрайонные прокуратуры; Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях). 
Возглавляет Прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту. 
Прокуратура (за исключением случаев, оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не выносит решений о праве, не применяет наказаний к нарушителям закона, а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение закона и приняли меры воздействия к нарушителям. 
Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим направлениям: 
общий надзор за исполнением законов органами государственного управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; борьба с нарушениями законов, охраняющих права, свободы и интересы личности, что в правовом государстве становится приоритетным; борьба с преступностью и др. правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния; разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и явными правонарушениями; участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов.


Информация о работе Органы особой компетенции