Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа
К таким органам относятся Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции они используют специфические формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства.
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.
Органы особой компетенции
В системе государственных институтов
следует выделить государственные органы
особой компетенции, которые выполняют
определенные функции государства, но
не входят ни в одну из ветвей власти. К
таким органам относятся Прокуратура,
Счетная палата, Центральный банк, казначейство,
Центральная избирательная комиссия и
др. В рамках своей компетенции они используют
специфические формы и методы деятельности.
Создание таких органов обусловлено объективной
необходимостью, диктуемой реальными
потребностями государства.
Важнейшей функцией любого государства
является контрольная функция, предполагающая
контроль со стороны государства за соблюдением
хозяйствующими субъектами экономических
и правовых правил и норм в процессе их
хозяйственной деятельности, а также контроль
за исполнительной властью.
В Республике Беларусь государственный
контроль обеспечивает Комитет государственного
контроля, образованный Президентом Республики
Беларусь. Он контролирует исполнение
республиканского бюджета, исполнение
нормативных актов Президента, Парламента,
Правительства и других государственных
органов, регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения. В его компетенцию
также входит контроль за расходованием
средств республиканского и местного
бюджетов на содержание государственного
аппарата, за соблюдением законодательства
по вопросам аренды, разгосударствления,
приватизации и отчуждения объектов государственной
собственности, инвестиционной деятельности
и т.д.
Комитет государственного контроля обладает
достаточно широкими полномочиями. В частности,
он имеет право:
получать от государственных органов
и иных юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей необходимую информацию
и проводить проверки (ревизии) их деятельности;
привлекать к участию в проверках (ревизиях)
представителей правоохранительных, контролирующих
и других государственных органов; направлять
материалы проверок в соответствующие
компетентные органы для рассмотрения
и принятия необходимых мер; осуществлять
производство по делам об административных
правонарушениях и привлекать к ответственности
(применять штрафные, экономические санкции)
виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования
всех форм собственности и другие.
Решения Комитета государственного контроля,
его тер-
риториальных органов и должностных лиц
могут быть обжалованы в судебном и ином,
установленном законодательством порядке.
В результате присоединения Государственного
комитета финансовых расследований к
Комитету государственного контроля (Указ
Президента Республики Беларусь № 516),
в его составе создана соответствующая
организационная структура, обеспечивающая
реализацию функций, связанных с финансовыми
расследованиями.
В рамках своей компетенции контрольные
функции выполняют и другие органы государственного
управления.
К органам особой компетенции относится
институт прокурорского надзора в Республике
Беларусь.
Прокуратура (от лат procuro – забочусь, управляю)
– специальный государственный орган,
выполняющий функцию общего надзора за
точным и единообразным исполнением законов
в стране.
Прокуратура Республики Беларусь в своей
деятельности руководствуется законом
«О прокуратуре Республики Беларусь».
Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает
надзор за точным и единообразным исполнением
законов органами государственного управления,
общественными объединениями, политическими
партиями и движениями, субъектами хозяйствования,
должностными лицами и гражданами, причем
органы прокуратуры выступают как самостоятельные
и независимые. Надзор осуществляется
от имени высшего органа государственной
власти и распространяется на территорию
всего государства. Он осуществляется
даже в отношении тех органов и организаций,
которые сами призваны осуществлять контроль.
Прокурорский надзор обладает только
ему присущим качеством всеобщности.
Прокуратура республики и ее органы на
местах составляют единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуратур
вышестоящим. В нее входят:
Прокуратура Республики Беларусь; Прокуратуры
областей, г. Минска; Прокуратуры районов,
городов; Межрайонные прокуратуры; Специализированные
прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная,
по надзору за исполнением законов в исправительных
учреждениях).
Возглавляет Прокуратуру Генеральный
прокурор, который назначается на должность
Президентом с согласия Совета Республики
и освобождается от должности Президентом
с уведомлением Совета Республики и подотчетен
Президенту.
Прокуратура (за исключением случаев,
оговоренных в законе) не отменяет решений
других органов, не выносит решений о праве,
не применяет наказаний к нарушителям
закона, а требует, чтобы компетентные
органы, общественные организации и должностные
лица своей властью в пределах данных
им полномочий устранили нарушение закона
и приняли меры воздействия к нарушителям.
Деятельность органов прокуратуры направлена
на достижение одной цели – всемерного
укрепления законности и правопорядка
в обществе и государстве. Ее реализации
способствует деятельность прокуратуры
по следующим направлениям:
общий надзор за исполнением законов органами
государственного управления предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными
лицами и гражданами; надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими дознание,
предварительное следствие и оперативно-розыскную
деятельность; надзор за исполнением законов
при рассмотрении дел судами; надзор за
соблюдением законов в местах содержания
задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказаний
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом; борьба с нарушениями
законов, охраняющих права, свободы и интересы
личности, что в правовом государстве
становится приоритетным; борьба с преступностью
и др. правонарушениями, расследование
преступлений, привлечение к уголовной
ответственности лиц, совершивших преступления,
обеспечение неотвратимости ответственности
за преступные деяния; разработка совместно
с другими государственными органами
мер по предупреждению преступлений и
иных правонарушений, или координация
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью и явными правонарушениями;
участие в совершенствовании законодательства
и пропаганде законов.