Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:34, контрольная работа
Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей.
Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества — совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
1. Понятие общества………………………………………………3
2. Социальные и политические институты общества…………...6
Используемая литература………………………………………..10
Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Московский Психолого-Социальный
Институт
Контрольная работа
По предмету:
«Теория государства и права»
Тема: «Общество,
его социальные и политические институты».
Проверил :
«Полтавская 2011 г.»
Содержание:
1. Понятие общества………………………………………………3
2. Социальные и политические институты общества…………...6
Используемая
литература………………………………………..10
1.
Общество: его понятие
и структура
Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей.
Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества — совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
Общество — это совокупность индивидов
и социальных групп и классов и складывающихся
между ними отношений.
Что же придает совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу. Всякий человек имеет свои личные интересы, и как бы он ни приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться. Поэтому общие интересы объективно могут противоречить интересам индивидуальным. Главное состоит в том, какие из этих интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни.
Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека.
К. Маркс, например, кратко определял общество как «продукт взаимодействия людей».
Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес — но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.
Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.
Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием. К. Маркс был безусловно прав, говоря, что сущность человека состоит во всей совокупности его общественных связей.
Человек — первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов.
Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.
Таким образом, в понятие общества включаются следующие основные элементы-признаки:
— совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием;
— общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
— взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;
—регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;
— наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;
— способность
и реальная возможность
к самообновлению и
совершенствованию
общества.
2.
Социальные и политические
институты общества
Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.
Как уже отмечалось, люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.
Исторически
первым социальным институтом были
родовые общины. Род представлял собой
группу (общность) людей, объединенных
кровным или предполагаемым родством,
общей собственностью, совместным трудом
и уравнительным распределением. Данный
социальный институт был весьма устойчивым
и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание
людей, которые еще во многом зависели
от природных сил и могли существовать
только на базе коллективного хозяйственно-социального
единства. Роды существовали и функционировали
многие тысячелетия, они объединялись
в более крупные социальные институты
— племена. Позднее появились религиозные
объединения (ордена и др.), торгово-купеческие
гильдии и иные социальные институты.
Исторически первым политическим
институтом, самым важным и крупнейшим,
стало государство. По мере усложнения
общества и развития демократии возникают
новые социально-производственные (кооперативы),
социально-политические (профсоюзы), политические
(политические партии) и другие институты.
К числу основных институтов относятся:
- экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.);
- политические (государство, армия, партии и др.);
- воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения);
- социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения);
- религиозные и др.
Чем
сложнее общество, тем больше
развита система институтов. История эволюции
институтов подчиняется следующей закономерности:
от институтов традиционного общества,
основанных на предписанных ритуалам
и обычаем правилах поведения и родственных
связях, к современным институтам, основанным
на таких ценностях, как компетентность,
независимость, личная ответственность,
рациональность, относительно независимых
от моральных предписаний.
Социальные институты - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.
Или социальный институт (от лат. institutum - установление, учреждение)- исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права, система общественных отношений, например, семья, образование, государство, право, собственность, наука, экономика, политика, армия и т.д. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.).
Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне.
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.
К основным социальным институтам относятся :
Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ;
Политика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу регулирования общественных отношений и распределения благ и ценностей;
Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;
Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;
Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;
Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);
Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;
Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.
Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;
Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;
Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;
Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;
Информация о работе Общество, его социальные и политические институты