Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:35, лекция
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства.
С давних времен мыслители
пытались ответить на вопрос, что такое
государство. Еще древнеримский
оратор, философ и политический деятель
Марк Туллий Цицерон спрашивал и
одновременно отвечал: "Да и что
такое государство, как не общий
правопорядок?" У Цицерона было немало
последователей в разное время и
в различных странах —
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство2. "Под именем государства, — писал Г. Ф. Шер-щеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти"1.
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи— с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было"2.
Не согласны с приведённым
понятием и сторонники психологической
теории права. "Государство не совокупность
людей определенного рода, — утверждал
Ф. Ф. Кокош-кин, — а отношения
между ними, форма общежития, известная
психическая связь между ними"
Трудности выработки дифиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: "Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни •— государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству"
Не один раз обращались
к определению государства К.
Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,
что эта "та форма, в которой
индивиды, принадлежащие к
су, осуществляют свои общие
интересы и в которой все гражданское
общество данной эпохи находит свое
сосредоточение" Много лет спустя
Ф. Энгельс сформулировал краткое,
но, пожалуй, самое конфронтационное
определение, согласно которому "государство
есть не что иное, как машина для
подавления одного класса другим"2.
В. И. Ленин внес в приведенное
определение некоторые
Обе формулировки были широко
распространены и в науке, и в
официальной пропаганде. Однако они
применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая
классовая напряженность и
В современной учебной
литературе государство обычно определяется
как политико-территориальная
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть полити-
ческая организация всего
общества, всех его граждан. Оно выполняет
жизненно необходимые для общества
функции, обеспечивает его единство
и целостность, управляет важнейшими
общественными делами. В то же время
государство (особенно правовое) призвано
всесторонне гарантировать