Общая характеристика учебной дисциплины «Всеобщая история государства и права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:07, лекция

Описание работы

Вся история права может быть представлена двумя основными различающимися периодами (между ними, однако, существует преемственная связь) — правом в догосударственном общественном состоянии и правом в государственно сплоченном обществе. В догосударственном состоянии это первобытное право, зарождающееся в родо-общинном сообществе людей, живущих родами и семьями, а также племенами и союзами племен. Первобытное право как совокупность правил разрешения личных и групповых конфликтов на основе обычаев и связанных с ними ритуалов (например, в родственных, поземельных или договорных отношениях) можно считать догосударственным правом. Возникновение государства сопровождается усилением роли законов как велений государственной власти, и это состояние можно назвать периодом существования права в государственно организованном и государственно сплоченном обществе.

Содержание

1. Всеобщая история права и государства как наука и предмет преподавания.
2. Источники права и источники исторических сведений о праве.
3. Методы изучения права в его истории.
4. История права в системе юридического образования. Задачи учебного курса и его особенности.

Работа содержит 1 файл

ВИГП_лекция 01.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     В 1757 г. Стефан Пюттер дал вводной науке законоведения название "энциклопедия законоведения". Оно было в то время весьма распространенным и типическим для сочинений, излагавших общие сведения из области известной науки или круга наук (существовали и преподавались энциклопедии наук богословских). Они обычно ограничивались обозначением предмета изучения, составных частей (отдельных наук) и метода (методы), т.е. способа изучения и преподавания. В 1761 г. Неттельблатт, профессор из Галле, внес в энциклопедию законоведения историческое обозрение источников законодательства (впоследствии эту часть станут называть историей права). Рейтемейер, профессор из Геттингена, стал с 1785 г. излагать историческое обозрение совместно с характеристикой внутреннего содержания законов (так называемую внутреннюю историю права). В 1848 г. Карл Пюттер в работе "Введение в науку о праве, или Юридическая энциклопедия и методология" впервые включил "всеобщую историю права" в курс энциклопедии.

     Всеобщая  история права преподавалась  в России под различными названиями: вначале — "права знатнейших древних и нынешних народов" (по Университетскому уставу 1805 г.), затем по отдельным правовым "семействам" (К.А. Неволин) — славянское право, мусульманское право и др.

     Впервые всеобщая история права стала  преподаваться с 1842 г. в Киевском университете, и преподавание это велось по фундаментальному труду К.А. Неволина "Энциклопедия законоведения" (1839 г.), в котором всеобщая история законоведения составляла "особенную часть" энциклопедии. Сама всеобщая история законов и законоведения подразделялась на древнюю и новую, к которым, по мнению Неволина, можно было присовокупить и историю будущего времени. В частности, он имел в виду то обстоятельство, что поскольку славянские народы позже выступили на поприще истории и позже начали образовываться, чем германские народы (второе вместе со славянами "семейство народов... особенно действующих в новой истории"), постольку нельзя с такой же ясностью определить характер эпохи истории славянских народов, а потому, может быть, "их назначение простирается за пределы новой истории".

     Первая  кафедра всеобщей истории права  была организована в 1872 г. в Демидовском  юридическом лицее г. Ярославля, который был приравнен к статусу  университетского учебного заведения. Здесь же в 1872 г. вышла первая учебная  книга по этому курсу под названием "История права", принадлежащая перу ректора лицея М.Н. Капустина (1848-—1894).

     В советский и постсоветский периоды (вплоть до настоящего времени) учебники и учебные пособия существуют и издаются под двумя названиями — "Всеобщая история государства и права" (труды С.Ф. Кечекьяна, И.С. Перетерского, З.М. Черниловского, К.И. Батыра, Э.В. Лисневского, О.А. Омельченко и др.) и "История государства и права зарубежных стран" (труды П.Н. Галанзы, B.C. Громакова, О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой и др.).

     В узком значении всеобщая история  права — это сравнительная история законодательств (Я.М. Коркунов). Однако с учетом того обстоятельства, что право, как язык, искусство и даже нравы народа, составляющие индивидуальность его культуры, представляет собой "продукт бесчисленных воздействий и заимствований" (Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 46), всеобщая история права предстает также историей правовых обычаев и законов в их взаимосвязи и взаимозависимости с управляющей и регулирующей деятельностью властных учреждений государства, с общественными нравами, моралью и т.д. Ее можно назвать в этом случае историей права и социально-политических институтов и традиций, что не вполне точно передается выражением "всеобщая история права и государства".

     Периодизация  истории права в большинстве учебных изданий все еще строится в соответствии с марксистской традицией в обществоведении: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, социалистическое государство и право с добавлением разделов о постсоциалистическом праве и государстве.

     Существуют  и другие виды периодизации истории  государства и права, это, прежде всего периодизация А. Тойнби, К. Ясперса  и ряда других историков, все они, несомненно, обладают своими достоинствами и недостатками, однако наиболее предпочтительной была и остается периодизация, принятая в науке всеобщей истории: древность, средние века и современность (период новой и новейшей истории).

     Задачи учебного курса и его особенности. Своеобразие истолкования правовой истории во второй половине XX в. во многом обусловлено политическим опытом стран социализма и тех европейских стран, которые пережили кризис либерально-демократического режима правления и в которых демократический режим уступил место тоталитарному режиму (нацистскому, фашистскому и фалангистскому). Последний в свою очередь обнаружил значительное сходство с режимом властвования древних деспотий с их завоевательными и поработительскими устремлениями в отношении ближних и дальних народов и стран, а также собственного народа. Этот опыт, а также опыт социалистического переустройства позволяет по-новому взглянуть на ход истории и на ее объяснение с точки зрения исторического прогресса.

     При этом дальнейший рост и увеличение исторического знания во многом продолжает оставаться зависимым от знания, ему предшествующего, с которым он скреплен нитями понятийных, логических и фактических конструкций и сведений. Кроме того, историю права можно считать историческим введением в такие учебные дисциплины, как теория и философия права, конституционное, гражданское и уголовное право, социальное законодательство, законодательство о государственной службе.

     Беспомощная в своих объяснительных возможностях теория беспомощна и перед историческими тенденциями, которые, к частому неудовольствию теоретиков, пронизывают современную практику и тем самым усложняют истолкование предмета науки о праве, теории права и т.д. История права — это также часть истории общества, истории политической организации и способов властвования, она участвует в выстраивании "родословной" многих современных понятий, институтов и правовых требований.

     Данный  курс имеет целью содействовать приобретению глубоких, и упорядоченных знаний в области всеобщей истории права и государства, изучающей опыт зарубежных стран как основополагающую дисциплину в системе современного юридического образования.

     Другую  важную задачу курса составляет ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся реформаторов и законодателей. Самой общей задачей курса можно считать также оказание помощи студентам в выработке навыка восприятия права как неотъемлемого элемента культуры социального общения и относительно мирного и справедливого разрешения конфликтов, возникающих на лично-имущественной почве, с причинением вреда здоровью, имуществу, общественной нравственности и т.д.

     Наряду  с приобщением к историческому  опыту народов и государств и  выработкой умения понимать складывающиеся тенденции в правовых и государственно-властных отношениях большое внимание уделено также способам обнаружения элементов сходства в историческом опыте отдельных народов и государств, в том числе тех, которые складываются под воздействием глобальных тенденций и перемен, таких, как социальное законодательство, защита прав человека, становление регионального международного права (история европейского права и институтов) и др.

     Освоение  исторического опыта пользования  основными правовыми конструкциями (лично-имущественные права и  обязанности, преступление и наказание, право на участие в делах общества и государства), а также политическими и правовыми идеями (верховенство власти законов, а не людей) нередко производится в его мысленном сопоставлении с опытом современным.

     Овладение навыками предметного и методологического  обсуждения истории права гарантирует от вольного или невольного впадения в две крайности постижения истории — в позитивистскую (следует изучать факты, одни только факты ушедшего периода и не поддаваться какому-либо влиянию современности) и в крайность презентизма (история есть-всего лишь современность, перенесенная в прошлое). Того и другого труднее всего избежать в общественных науках, поскольку здесь в отличие от ботаники или химии объект и субъект изучения до известной степени совпадают. В итоге общественная наука становится иной раз невольной "автобиографией общества", а соблюдать объективность в составлении такой автобиографии — трудноразрешимая задача. И хотя всякое новое знание многими нитями связано с предшествующим знанием об обществе, государстве и праве, сходство прошлых и современных ситуаций лишь в крайне редких случаях имеет одинаковые причины и следствия. Таковыми скорее будут не политические и законодательные ситуации с выработкой и принятием решения, не ситуации выбора между законным и незаконным или между законным и целесообразным (они более вариативны и случайны), а моральный выбор между добром и злом. Вместе с тем следует считать, что историческая память, включающая память о прошлом правовом опыте, формирует вместе с моралью тот нравственный климат, в котором живет данный народ, данная нация или, что более характерно для современной эпохи, народы данного исторического региона (Европа, Ближний Восток, Дальний Восток, Латинская Америка и др.). 

Информация о работе Общая характеристика учебной дисциплины «Всеобщая история государства и права»