Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат
В районе распространения пашенного земледелия в условиях, когда
отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, началась
эволюция родовой общины, которая стала трансформиро¬ваться в
земледельческую, или соседскую (территориальную). Такая община, как и
раньше, в основном состояла из родственников, но в от¬личие от родовой общины,
пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в
пользовании отдельных неболь¬ших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это
создавало некото¬рые условия для имущественной дифференциации, но социального
расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого
труда оставалась слишком низкой.
1. Предпосылки.
1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. — Про¬мыслы и
внешняя торговля. — Соседская община.
2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений.—
Межплеменные союзы.
3. Духовные предпосылки.
4. Внешнеполитические предпосылки: — Роль торговых путей. — Влия¬ние
Византийской империи. — Хазарский каганат.
2. Основные этапы складывания Древнерусского государства.
1. Первый этап (VIII — середина IX в.)
2. Второй этап (2-я половина IX — середина X в.): Возникновение ядра
во¬сточнославянского государства. — Объединение восточнославянских племен.
З.Третий этап: Правление Ольги и княжение Святослава.—Правление Владимира
Святого (980—1015). Принятие христианства. — Замена -Владимиром племенных
князей своими сыновьями.
3. Основные признаки Древнерусского государства к концу X в.
4. Особенности образования государства восточных славян.
5. Выводы.
944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в
древлянской земле Игорь был убит за требование дани сверх обычной.
3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ
княгини Ольги (945—964).
• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила
фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где
«сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на
местах. Политика сына Ольги Святослава (964—972),
ставшего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править
в 964 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на
Дунай (970—971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько
задержало внутреннее устроение Русской земли.
• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления
Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.
Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же
она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского
периода было распространено многоженство.
Он хитростью победил своего братаЯрополка в борьбе за киевский стол.Его
первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г.,
продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он
присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,
Туровскую) земли.
Пытался онукрепить кязыческую веру, а вместе с ней княжескую
власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с
Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что
изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху —
ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление
десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная
(монотеистическая) по своей сути
религия, имевшая мощные
связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и
заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и
Древнерусского государства.
• Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала
замена Владимиром племенных князей своими сыновъ~ ями,
призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем
самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление
власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания
мощных оборонительнь: рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен,
крив чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют были
начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защитник, а как
глава государства, организующий охрану его рубежей.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.
1. Династическая (родовая) княжеская власть.
2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.
3. Система данничества.
4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.
5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
§ ю. Культура Древней Руси
Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры —
мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское
мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была
выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту принятия
христианства Русью
существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей
Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII
вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью
народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность
познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять
зрелую технику церковного зодчества, иконописа-ния. Однако само восприятие
восточного христианства и его
образного художественного
творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя
Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились
особенности национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII—ХШ вв. позволило исследователям культуры
говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные
художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного
переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый
аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура
Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с
особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену
мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла
изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие
жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая,
вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных
племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего
языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на
культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием
христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь
воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью средневекового христианского
искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде
увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного,
божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь
отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться
праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе
не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным,
поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре
преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и
его современником
так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует
еще и знания самого прошлого, той
системы ценностей и тех
выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.
К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали
к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой
нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны
были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной
принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если
мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало
потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному
восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству
духа.
Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко
символично. Символизм был одним
из главных средств решения
средневековой культуры — достижения духовного единства, соединения
божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы,
каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла.
Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного.
Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая
непонятная нам и такая естественная для их авторов.
Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало
распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что
православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало
благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной
литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.
Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты —
уникальные источники для
Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их
разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко
распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только
мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради»
новгородских школьников.
Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются
уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв.,
несколько лет назад было найдено... любовное послание, самое древнее в нашей
истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не
приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему
ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе,
я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских
глаз и пришел...»
О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному
источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.
Существовали различные
в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.
«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь
бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют
имена та-
ких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо,
однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было
отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного
чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге
древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук
и чтением молитвы.
Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература
Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт
представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно
жития святых и исторические сочинения.
Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII
в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный
свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для
которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило
свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское,
галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые
житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию
Печерскому.
Феодосии — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-
Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого
поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах
нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна
древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его
любимым чтением.
Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни
будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее
жития дают возможность воссоздать
отдельные картины
повествуя о взаимоотношениях внутри общества.
Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых
особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.
Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве»,
повествующее о неудачном походе нов-город-северского князя Игоря Святославича
на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя
Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое
значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны
«вступить в стремя за Русскую землю».
Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и
жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало
зодчество.
Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных
миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик.
Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами.
У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно:
именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и
строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки.
Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом
церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и
купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.