Образование древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В районе распространения пашенного земледелия в условиях, когда
отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, началась
эволюция родовой общины, которая стала трансформиро¬ваться в
земледельческую, или соседскую (территориальную). Такая община, как и
раньше, в основном состояла из родственников, но в от¬личие от родовой общины,
пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в
пользовании отдельных неболь¬ших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это
создавало некото¬рые условия для имущественной дифференциации, но социального
расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого
труда оставалась слишком низкой.

Содержание

1. Предпосылки.
1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. — Про¬мыслы и
внешняя торговля. — Соседская община.
2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений.—
Межплеменные союзы.
3. Духовные предпосылки.
4. Внешнеполитические предпосылки: — Роль торговых путей. — Влия¬ние
Византийской империи. — Хазарский каганат.
2. Основные этапы складывания Древнерусского государства.
1. Первый этап (VIII — середина IX в.)
2. Второй этап (2-я половина IX — середина X в.): Возникновение ядра
во¬сточнославянского государства. — Объединение восточнославянских племен.
З.Третий этап: Правление Ольги и княжение Святослава.—Правление Владимира
Святого (980—1015). Принятие христианства. — Замена -Владимиром племенных
князей своими сыновьями.
3. Основные признаки Древнерусского государства к концу X в.
4. Особенности образования государства восточных славян.
5. Выводы.

Работа содержит 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

944 г. менее выгодный договор  с империей. В 945 г. во время  полюдья в

древлянской земле Игорь был убит за требование дани сверх обычной.

     3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ

княгини Ольги (945—964).

     •  Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила

фиксированную норму дани, а для  ее сбора устроила «погосты», где

«сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской  власти на

местах. Политика сына Ольги Святослава (964—972),

ставшего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править

в 964 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на

Дунай (970—971), требовала мобилизации  значительных сил. Это несколько

задержало внутреннее устроение Русской земли.

•  Полная ликвидация племенных  княжений происходит во время правления

Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же

она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского

периода было распространено многоженство.

Он хитростью победил своего братаЯрополка в борьбе за киевский стол.Его

первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г.,

продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он

присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,

Туровскую) земли.

Пытался онукрепить кязыческую веру, а вместе с ней княжескую

власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с

Перуном, который особенно почитался  среди дружинников. Но эта мера мало что

изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху —

ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление

десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная

(монотеистическая) по своей сути  религия, имевшая мощные традиции, тесно

связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и

заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и

Древнерусского государства.

•  Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала

замена Владимиром племенных князей своими сыновъ~ ями,

призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем

самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление

власти дало ему возможность  организовать население всей страны для создания

мощных оборонительнь: рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен,

крив чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют были

начал восприниматься народным сознанием  уже не как воин — защитник, а как

глава государства, организующий охрану его рубежей.

     3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.

     1. Династическая (родовая) княжеская власть.

     2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

     3. Система данничества.

     4.  Территориальный  принцип расселения, вытесняющий племенной.

     5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

                                    5                                   

     § ю. Культура Древней Руси

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры —

мировоззрение. Для культуры Древней  Руси это прежде всего христианское

мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была

выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту  принятия

христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего

существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей

Древней Руси.

Влияние византийского искусства  многогранно. Особенно оно ощутимо  в XI—XII

вв., когда традиции античности и  христианства соединялись с духовной жизнью

народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность

познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять

зрелую технику церковного зодчества, иконописа-ния. Однако само восприятие

восточного христианства и его  образного художественного языка  произошло

творчески, без слепого копирования  и продолжительного ученичества. Древняя

Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились

особенности национального самосознания.

Обращение к русскому искусству XII—ХШ  вв. позволило исследователям культуры

говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные

художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного

переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый

аскетизм, для древнерусского искусства  — гармония и человечность. Культура

Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с

особенностями культурного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену

мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла

изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие

жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая,

вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных

племен и этносов, земледельческих  и кочевых народов. А это были прежде всего

языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на

культуру низов, жизненный уклад  которых мало изменился с принятием

христианства, а значит, языческие  образы и представления вновь  и вновь

воспроизводились.

Древнерусское искусство является частью средневекового христианского

искусства. К какому бы жанру и  виду этого искусства мы ни обратились, везде

увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного,

божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь

отражение высшего божественного  мира, к обретению которого должны стремиться

праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе

не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным,

поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В  культуре

преобладает синтез, стремление к  единству и гармонии.

Мир средневековым художником и  его современником воспринимался совсем не

так, как воспринимаем его мы. Поэтому  восприятие творений прошлого требует

еще и знания самого прошлого, той  системы ценностей и тех средств  и образов

выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.

К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали

к иному выражению окружающего  пространства. Икона и мозаика лишены знакомой

нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны

были познать законы пространственного  восприятия. Исходным оказывался иной

принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если

мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало

потребности детального выражения  мира земного. Это лишь мешало целостному

восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству

духа.

Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко

символично. Символизм был одним  из главных средств решения главнейшей задачи

средневековой культуры — достижения духовного единства, соединения

божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы,

каждый элемент храма были полны  для человека Древней Руси глубокого  смысла.

Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного.

Отсюда и безымянность большинства  древнерусских памятников искусства, такая

непонятная нам и такая естественная для их авторов.

Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало

распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что

православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало

благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной

литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.

Об образованности городского населения  свидетельствуют берестяные грамоты  —

уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных  грамот в

Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их

разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко

распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только

мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради»

новгородских школьников.

Почти каждый год новгородские археологические  экспедиции заканчиваются

уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв.,

несколько лет назад было найдено... любовное послание, самое древнее в нашей

истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не

приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему

ветреному суженому. — Неужели  я задела тебя тем, что посылала к  тебе? А тебе,

я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских

глаз и пришел...»

О распространении грамотности  можно судить и по такому своеобразному

источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.

Существовали различные учебные  заведения. Естественно, образование  находилось

в руках церкви и школы возникали  преимущественно при монастырях и церквях.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь

бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют

имена та-

ких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав  Осмомысл. Надо,

однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было

отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного

чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге

древнего переписчика: работа над  книгой начиналась и кончалась омовением  рук

и чтением молитвы.

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература

Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт

представляет переводная, прежде всего  византийская, литература, особенно

жития святых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII

в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский  летописный

свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для

которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило

свое развитие и местное летописание  — новгородское, владимиро-суздальское,

галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые

житийные циклы, посвященные русским  святым — Борису и Глебу, Феодосию

Печерскому.

Феодосии — один из самых известных  подвижников Древней Руси, игумен Киево-

Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого

поведения, в том числе и поведение  князей, преступавших в своих усобицах

нравственно-религиозные нормы. Такая  позиция была близка и понятна

древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало  его

любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной  жизни

будущих святых, о чудесах, происшедших  после их смерти, и т. д. Тем не менее

жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской  жизни,

повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

Любимы были читателями разнообразные  поучения и наставления, среди которых

особенно интересно «Поучение  Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве»,

повествующее о неудачном походе нов-город-северского князя Игоря Святославича

на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы  князя

Игоря и его союзников — под  пером гениального автора поэмы  обрел эпическое

значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны

«вступить в стремя за Русскую землю».

Зодчество. Культовый характер искусства  определил приоритет направлений и

жанров, получивших преобладающее  развитие. Здесь ведущие позиции  занимало

зодчество.

Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных

миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик.

Он раскинут несколько шире, чем  его европейский город-собрат. Дома с дворами.

У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.

В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно:

именно с помощью греческих  зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и

строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки.

Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом

церкви очень скоро стали  возводиться со сложной системой сводчатых и

купольных перекрытий, что придало  им особую монументальность.

Информация о работе Образование древнерусского государства