О работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 12:36, доклад

Описание работы

В этой работе дан научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.

Работа содержит 1 файл

Энгельс.docx

— 18.84 Кб (Скачать)

О работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности  и государства»

В этой работе дан  научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт  процесс разложения первобытнообщинного  общества и образования классового общества, основанного на частной  собственности, выяснены особенности  развития семейных отношений в различных  общественно-экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с  окончательной победой бесклассового  коммунистического общества.

Эта книга была написана Энгельсом в течение двух месяцев. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс  обнаружил подробный конспект книги  американского ученого Л.Г.Моргана  «Древнее общество», составленный Марксом  в 1880 - 1881 гг. и содержащий много критики  и собственных положений, а также  дополнений из других источников. Прочитав конспект и убедившись в том ,что книга Моргана подтверждает выработанное Марксом материалистическое понимание истории и первобытное общество, Энгельс счел необходимым написать специальную работу, широко использовав замечания Маркса, а также некоторые выводы и фактический материал, содержавшийся в книге Моргана. Энгельс рассматривал это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса.

Экономические факторы.

В основе социально  – экономических факторов развития лежат первобытное общество, неолитическая  революция ,общественное разделения труда, подъем производительности труда и орудий труда также появление прибыли и частной собственности.

Морган был  первый, кто попытался внести предысторию  человечества в определенную систему. Эта система состоит из трех главных  эпох – дикости, варварства, цивилизации. Каждую из этих двух первых эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом производства и средств жизни.

Дикость.

Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального  пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода  – возникновение членораздельной  речи.

Средняя ступень. Начинает использоваться огонь. Люди стали  независимыми от климата и местности; они могли уже расселятся на большом расстоянии.

Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и  стрелы, благодаря которым дичь стала  постоянной пищей, а охота – одной  из обычной отраслей труда. Огонь  и каменный топор уже дают возможность  делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.

Варварство.

Низшая ступень. Характерной особенностью этого  периода является приручение и разведение животных и возделывание растений.

Средняя ступень, На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с  возделывания съедобных растений при  помощи орошения и создания построек из камня. Приручение стад и образования  крупных стад вело к пастушеской  жизни.

Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию  в результате буквенного письма и  применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области  производства , чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

Социальные  факторы.

Варварство – период ведения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности.  
Цивилизация – период введения дальнейшей обработки продуктов природы, период промышленности и искусства.

Возникнув на средней  ступени дикости и продолжавшиеся развиваться на высшей ступени, род, насколько позволяют судить источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. Родовой строй  – это простая организация  вполне соответствует общественным условиям, из которых он возник. Он представляет собой естественно выросшую структуру; он в состоянии улаживать все  конфликты, которые могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с тем его ограниченность проявляется в том, что здесь  нет господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще  никакого различия между правами  и обязанностями. Разделение труда  – естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту  и рыбную ловлю и изготовляет  необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных  и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими  семьями.

На следующей  ступени произошло крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением сферы производства влекло за собой рабство. Из первого крупного разделения труда возникли и первые два класса – господ и рабов. Появилось потребность в привлечении рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов.

На высшей ступени  варварства человеку стало служить  железо. Оно сделало полеводство  на более крупных площадях. Богатство  быстро возрастало, но и как богатство  отдельных лиц. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло  отделилось от земледелия. С разделением  производства на две крупные отрасли  возникает товарное производство, а  вместе с ним и торговля, причем не в нутрии племени, а с заморскими странами. Золото становится преобладающим  товаром – деньгами, их еще не чеканят, а обменивают по весу.

Различие между  богатыми и бедными выступает  наряду с различием между свободными и рабами, - с новым разделением  труда возникает новое разделение общества на классы. Имущественные  различия между отдельными главами  семей взрывают старую коммунистическую общину везде, где она сохранилась; вместе с ней исчезает, и совместная обработка земли средствами этой общины пахотная земля предоставляется  в пользование отдельным семьям – сначала на время потом на всегда. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью, делается необходимым даже их слияние и тем самым слияние отдельных племенных территорией в одну общую территорию всего народа. Появляется народное собрание. Военачальник, совет, народное собрание, образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Война становится регулярной. Богатство соседей возбуждают жадность народов. Они варвары: грабеж им кажется более легким, чем труд. Война, которую раньше вели только, чтобы отомстить за нападения или для расширения территорий, приобретает форму грабежа, становится постоянным промыслом.

Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, как и его приближенных; установленное обычаем избрание их приемников из одних и тех же семей переходит в наследственную власть, закладываются основы наследственной королевской власти. Органы рода отрываются от своих корней и постепенно превращаются в цивилизацию.

Появление государства.

Родовой строй  отжил свой век. Он был взорван  разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был  заменен государством.

Цивилизация усиливает  все возникшие до нее виды разделения труда, путем противоположности  между городом и деревней. Создается  новый класс – купечество, это  класс, который, не принимая участия  в производстве, экономически подчиняет  себе производителей, становится их посредником  и быстро приобретает богатство. Появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господство непроизводителя над производителем. Был открыт товар товаров, который  превращался в любой товар. Вслед  за покупкой товаров на деньги появляется денежные ссуды, а вместе с ними –  процент и ростовщичество.

Государство поднимается  на развалинах родового строя. Афины  представляют собой чистую классическую форму: здесь государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоположностей, развивающихся  внутри родового общества. В Риме родовое  общество превращается в замкнутую  аристократию, окруженную бесправным обществом. У германских победителей  Рима государство возникает как  непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не создает никаких средств.

Таким образом, государство не представляет собой  силы, навязанной обществу извне. Государство  есть продукт общества на известной  стадии развития; государство есть признание, что общество запуталось, раскололось на непримиримые противоположности, классы. А чтобы эти противоположности  не пожирали друг друга, необходима сила, стоящая над обществом, сила, которая  умеряла бы столкновение, держала  его в границах порядка. Эта сила, происшедшая из общества и есть государство.

По сравнению  со старой родовой организацией государство  отличается:

- разделением  подданных государства по территориальным  делениям; 
- учреждением публичной власти.

Появились взносы граждан – налоги. Они небыли известны родовому обществу,, займы, государственные долги.

Так как государство  возникло из потребности держать  в узде противоположность классов; так как оно в то же время  возникло в самих этих столкновениях, то государство является самым могущественным политическим классом, эксплуатирует  все другие классы. Государство –  это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Но, государство  существует не извечно. Были общества, которые обходились и без него. На определенной ступени развития, когда произошел раскол общества на классы, государство стало необходимостью. Мы приближаемся к такой ступени  развития производства, когда классы станут помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно  они возникли в прошлом, говорил  Энгельс. С исчезновением классов  исчезнет и государство. Общество, которое  по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором.

С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им таким умелым, что это богатство стало неодолимой силой, противостоящей народу. Если богатство единственная конечная цель, то это угрожает людям гибелью. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой стремятся опыт, разум и наука. 

Информация о работе О работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»