Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, реферат
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход российских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1.1 Правовая форма
1.2 Форма права
1.3 Источники права
1.4 Правовой обычай
1.5 Правовой прецедент
1.6 Правовая доктрина
1.7 Договоры нормативного содержания
а) Международный договор
б) Нормативно - правовой договор
в) Нормативно – правовой акт
1.8 Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов».
2.1. Нормативно-правовые акты
2.2 Индивидуальные правовые акты
2.3 Акты внешнего действия
2.4 Нормативно-правовые акты внутреннего действия
2.5 Законодательство
2.6 Закон
2.7 Конституция
2.8 Постановления парламента
2.9 Указы президента
а) Нормативные указы президента
б) Нормативные указы
2.10 Подзаконные нормативно-правовые акты
V. Заключение
VI. Список литературы
Реферат по правоведению на тему: «Нормы и источники права» |
Выполнил:
студент 1 курса |
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
Академия
психологии и управления
Тамбов-2009 |
План:
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников
права».
1.4 Правовой обычай
1.5 Правовой прецедент
1.6 Правовая доктрина
1.7 Договоры нормативного содержания
а) Международный договор
б)
Нормативно - правовой договор
в) Нормативно – правовой акт
1.8 Референдум
III. Глава 2: «Особенности
нормативно-правового акта как
источника права. Виды
2.1. Нормативно-правовые акты
2.2 Индивидуальные правовые акты
2.3 Акты внешнего действия
2.4 Нормативно-правовые акты внутреннего действия
2.5 Законодательство
2.6 Закон
2.7 Конституция
2.8 Постановления парламента
2.9
Указы президента
а)
Нормативные указы президента
б) Нормативные указы
2.10 Подзаконные нормативно-правовые акты
V.
Заключение
VI. Список литературы
В В Е Д Е Н И Е.
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.
Уровень
научной разработки данной проблемы,
и прежде всего общего понятия
источника права, явно недостаточен.
На протяжении долгих лет подход российских
ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно
сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981)
были опубликованы лишь две общетеоретические
работы по данной проблеме и незначительное
число исследований источников права
в отдельных правовых системах, в отраслях
права.
Такое положение объяснимо: признавая
единство формы и содержания в праве, ученые
нередко вольно или невольно отдавали
приоритет исследованию его социально-классовых
аспектов. Это объяснялось второй особенностью
подхода, состоявшей в изучении данной
проблемы, как и права в целом, с позиций
противоборства двух систем. Закономерности
развития источников права выводились
из тезиса о диаметрально противоположной
классовой сущности буржуазного и социалистического
права. Естественно, при таком подходе
наиболее совершенную систему источников
права должна была представлять наша страна
и другие социалистические страны. Что
касается противоположного лагеря, то
в нем выявлялись отступления от принципа
верховенства закона и кризис законности.
Третьей
особенность подхода к данному
вопросу являлись его ограниченность
и непоследовательность. Исследование
проблем источников права велось, как
правило, в рамках проблематики российского
права. При этом, хотя применительно к
остальному миру признавалась множественность
источников права, сложившаяся в ходе
исторического развития, однако в условиях
российской правовой системы, по существу,
единственным источником права признавался
нормативный акт. Поэтому понятие "система
источников права" обычно заменялось
понятием "система законодательства".
Проблема роли источников права в правовой
системе вытеснялась вопросом о соотношении
системы права и системы законодательства.
Сама терминология - "нормативный акт",
"законодательство в широком смысле"
- как бы стирала грань между законом и
актами подзаконной силы. В условиях командно-административной
системы такой подход вел к тому, что верховенство
закона на практике превращалось в своеобразную
ширму, призванную скрыть реальную подчиненность
закона актам нормотворчества правящей
партии и бюрократического аппарата.
В
60-е годы ряд авторов предлагали
заменить понятие "источник права"
понятием "форма права", которое,
по их мнению, позволяло вести исследование
права более глубоко и
При
употреблении понятия "источник права"
обычно под ним стали понимать
юридический источник права (источник
права в формальном смысле). Поэтому весьма
распространен прием, когда в выражении
"источники права" между этими словами
в скобках добавляется уточнение - "формы".В
своей работе я постараюсь осветить данную
проблему, опираясь на разработки видных
деятелей юридической науки .
Глава 1. Понятие и виды источников права.
В научной и учебной литературе источниками права традиционно считают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).
Возникшее
терминологическое неудобство можно
было разрешить, заменив термин "источник"
непосредственно термином "форма права".
Для того, чтобы уяснить понятие формы
права, необходимо хотя бы в самых общих
чертах остановиться на категории "форма"
- одной из центральных и сложнейших в
философии. Парной категорией для нее
выступает философская категория - "содержание"
(определенная сторона целого, представленного
в единстве всех составных элементов объекта,
его свойств, связей, состояний, тенденций
развития). Форма есть способ существования,
выражения и преобразования содержания.
Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин "форма" употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.
При относительном единстве содержания и формы, первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития не соответствие содержания и формы в конечном счете разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию. В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.
1.1 Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.
1.2 Форма права - это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права - это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это - сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.
Как
уже отмечалось в юридической
литературе, термин "источник" в
смысле формы выражения норм права
получил широкое
1.3 Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято
выделять: а) источник права в материальном
смысле; б) источник права в идеальном
смысле; в) источник права в юридическом
(формальном) смысле.
а)Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.
б)Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.
в)Когда
же говорят об источниках в юридическом
смысле, то имеют в виду различные формы
(способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками права
в юридическом смысле понимаются формы
выражения, объективизации нормативной
государственной воли.
Это и есть внешняя форма права в истинном
значении термина. Форма права показывает,
каким способом государство создает, фиксирует
ту или иную правовую норму и в каком виде
эта норма, принявшая объективный характер,
доводится до сознания членов общества.
Следовательно, внешнюю форму права можно
определить как способ существования,
выражения и преобразования правовых
норм.
Отдельные
ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен)
относят к источникам права в формальном
смысле деятельность государства по установлению
правовых норм либо административные
и судебные прецеденты.
При этом формы выражения таких норм рассматриваются
как формы, а не как источники права.
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права", тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.
После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Известны следующие основные виды форм права:
1.4Правовой обычай
Исторически,
правовой обычай, был первым источником
права, регулировавшим отношения в период
становления государства. Под обычаем
понимается правило поведения, сложившееся
на основе постоянного и единообразного
повторения данных фактических отношений.
Правовым обычай становится после того,
как получает официальное одобрение государства.
Дошедшие до нас крупные законодательные
памятники прошлого
(Законы Ману, Русская правда) - это сборники
правовых обычаев.
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права.