Нормативно-правовые акты: понятия, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Содержание

Введение 3
I Глава. Нормативный правовой акт как источник права 5
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 5
1.2. Классификация нормативно-правовых актов 8
II Глава. Нормативно-правовые акты Российского права 15
2.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 15
2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 54.30 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

(КАЛУЖСКИЙ  ФИЛИАЛ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра

Государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«Теория государства  и права»

 

НА  ТЕМУ

 «Нормативно-правовые  акты: понятия, признаки, виды»

 

 

 

 

Выполнил  студент

ПДЗ-12 учебной  группы

Лалакин Михаил Сергеевич

 

Научный руководитель

Медведев В. В.

 

 

Дата защиты   ____________________

Оценка ___________________

_________________________________

 

 

 

 

 

 

 

КАЛУГА 

2013

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

I Глава. Нормативный правовой акт как источник права 5

1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 5

1.2. Классификация нормативно-правовых актов 8

II Глава. Нормативно-правовые акты Российского права 15

2.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 15

2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 21

Заключение 25

Список использованной литературы 28

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовой акт — это  официальный документ. Как и любой  документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической  силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством  понимается только система законов.

Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт — это юридический  акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

 Под источниками права понимаются  источники права в материальном  и формальном смысле. Под источником  права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Во время проведения своей исследовательской  работы, я опирался на труды многих правоведов, как  настоящего, так  и прошлого времени. При работе я, в основном, использовал труды  таких ученых, как Хропанюка В.Н., Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и Шершеневича  Г.Ф.. Особое предпочтение я отдал  учебнику Хропанюка В.Н. «Теория  государства и права», учебник  для вузов, под ред. проф. Стрекозова.

и учебнику для вузов Шершеневича  Г.Ф. Я посчитал, что именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты». Конечно, я изучил, еще несколько  трудов по этой теме, к примеру, «Закон и формирование гражданского общества»  Тихомирова Ю.А., но склонен считать, что он в своем труде он отразил  «социалистическую концепцию» развития общества, что в современном мире малоприемлимо.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:

  1. Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
  2. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
  3. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и  действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

I Глава. Нормативный правовой акт как источник права

1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов

 

Нормативно-правовой акт — это  акт правотворчества, в котором содержатся нормы права1. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

 

 

 

 

С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: 2

1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество  осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном  порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество  выражается в установлении, изменении  или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает  также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется  государством. При этом нормы, создаваемые  общественными организациями, приобретают  качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах  содержатся только нормы права,  то есть правила общего характера,  обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3.   От нормативно-правового  акта как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4.  Нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего  акт  (парламент,  президент,  правительство,  местный  орган власти).

5.  В нормативных актах нормы  права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

 

 

1.2. Классификация нормативно-правовых актов

 

Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. 3

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

—   на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

—  на акты ограниченного действия — распространяются только на часть  территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

—   на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной  жизни. Определение закона можно  сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый  высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятия, признаки, виды