Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:40, реферат
Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине имеет безусловное и приоритетное право на ее непосредственное осуществление. Это естественное право. Именно поэтому в части 1 статьи 21 всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Осуществления власти народом определяется в Конституции Украины как народное волеизъявление. По содержанию оно может касаться любых аспектов жизни народа: политического, экономического, социального, культурного и т.д.
Конституционные формы народовластия.
Народовластие формы его становления.
Міністерство науки і освіти, молоді та спорту України
Одеський національний політехнічний університет
Кафедра правознавства
Виконала:
Студентка групи ОІ – 122
Александрова Аліна
Одеса 2013
План
Конституционные формы народовластия
Демократичность
государства и общества определяется
прежде всего уровнем развития народовластия,
то есть тем, в какой мере реально существующие
процедуры выявления и осуществления
воли народа влияют на управление государственными
и общественными делами.
С позиций права народовластия означает:
1) принадлежность всей общественной власти,
в том числе государственной, народу; 2)
свободное осуществление этой власти
народом в соответствии с его суверенной
воли в интересах как общества в целом,
так и каждого человека и гражданина.
В зависимости
от формы волеизъявления народа различают непосредственную демократию
и представительную. За непосредственной
демократии основные решения принимаются
непосредственно всеми гражданами, а за
представительной - выборными учреждениями
(парламентами).
Народовластие
как основной и решающий принцип конституционного
строя Украины закреплено в статье 5 Конституции
Украины емким и содержательным формуле:
"Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Украине является
народ. Народ осуществляет власть непосредственно
и через органы государственной власти
и органы местного самоуправления".
Следовательно, механизм народовластия
в Украине различает две основные формы демократии:
прямое (непосредственное) и осуществляемую
через соответствующие органы, прежде
всего через представительные учреждения
и другие выборные органы.
Народ как носитель
суверенитета и единственный источник
власти в Украине имеет безусловное и
приоритетное право на ее непосредственное
осуществление. Это естественное право.
Именно поэтому в части 1 статьи 21 всеобщей
декларации прав человека установлено,
что каждый человек имеет право принимать
участие в управлении своей страной непосредственно
или через посредство свободно избранных
представителей. Осуществления власти
народом определяется в Конституции Украины
как народное волеизъявление. По содержанию
оно может касаться любых аспектов жизни
народа: политического, экономического,
социального, культурного и т.д.
Чтобы непосредственное
народовластие отвечало интересам народа,
было настоящим волеизъявлением, оно должно
осуществляться в определенных правовых
формах, которые предварительно определяются
и закрепляются Конституцией Украины
и отдельными законами Украины.
В статье 69
Конституции провозглашается, что народное
волеизъявление осуществляется через
выборы, референдум (конституционное право
причисляет их к основным формам реализации
непосредственного народовластия) и другие
формы непосредственной демократии. До
других форм прямого народовластия принадлежат
народные обсуждения, плебисциты, отзыва
депутатов, общее собрание населения.
Прямое народовластие, прямая демократия
- это система форм непосредственного
свободного волеизъявления народа как
носителя суверенитета и единственного
источника власти в Украине путем прямой
его участия в установлении представительных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и непосредственном
принятии властных решений, предусмотренных
Конституцией Украины и законами Украины.
Формы непосредственной демократы классифицируют
так:
- по результатам деятельности (или способами
воздействия на общественные отношения)
- императивные, консультационные, и те,
что не создают норм права;
- за механизмом деятельности - прямо связаны,
косвенно связанные и не связанные с представительной
демократией (относительно самостоятельные);
- за правовыми принципами - которые действуют
на основании норм права и традиций, обычаев;
- по территориальному признаку - национальные
(общегосударственные) и местные;
- за субъектами - всенародные, групповые
и индивидуальные.
Народное представительство
составляет систему власти народа, которая
осуществляется через выборных представителей.
Совокупность полномочий, делегированных
народом или его частью своим выборным
представителям, которые объединены в
специальную коллегиальную учреждение
(парламент, совет), на четко определенный
срок, а также совокупность собственно
представительных органов власти составляет представительскую власть.
Понятие "представительная
власть" характеризует не так функциональное
назначение, как природу власти, способ
ее осуществления. Эту власть нельзя отождествлять
с законодательной, поскольку не любая
представительная власть включает законодательные
полномочия. Она наделена нормотворческими,
контрольными, распорядительными и другими
полномочиями. В конституционном праве
различают основное представительство,
национальное, корпоративное, конфессиональное,
региональное и этническое.
Порядок, организация и условия осуществления
различных форм прямого народовластия
регулируются соответствующими законами.
Выборы как
форма народного волеизъявления является
одним из способов формирования народом
органов государственной власти и местного
самоуправления и других институтов. В
первую очередь это касается формирования
представительных органов законодательной
власти - парламента, выборов президента,
представительных органов местного самоуправления
(выборы как одну из ведущих форм реализации
непосредственного народовластия рассмотрим
в главе 10).
Референдум (от лат.
referendum - то, что должно быть сообщено) -
всенародный опрос по важнейшим вопросам
государственной жизни, в котором принимают
участие все граждане, которые имеют избирательные
права. В отличие от выборов во время референдума
объектом является не кандидат или список
кандидатов на определенную должность,
а определенный вопрос, с которого проводится
референдум, - закон, законопроект, конституция,
поправка к конституции, проблема, что
касается статуса соответствующей страны,
внутриполитическая проблема. Своеобразной
формой референдума является плебисцит,
то есть опрос населения о политической
судьбе территории, на которой оно проживает.
Конституционное
право современных государств предусматривает
различные формы референдумов и процедуры
их применения. Референдумы разделяют
на общенациональные, проводимых на всей
территории государства, и местные, которые
проводятся в отдельных административно-
Согласно Конституции
Украины и Закона Украины "О всеукраинском
и местных референдумах" от 3 июля 1991
г. (с изменениями, внесенными в него Законом
Украины от 18 июня 1992 г.) в Украине проводятся
всеукраинские референдумы, референдумы
Автономной Республики Крым и местных
референдумах (в пределах административно-
Согласно последним
указанным Законом предметом всеукраинского
референдума могут быть утверждения Конституции
Украины, ее отдельных положений и внесение
в Конституцию изменений и дополнений;
принятие, изменение или отмена законов
Украины или их отдельных положений; принятие
решений, которые определяют содержание
Конституции Украины, законов Украины
и других правовых актов (заметим, что
Конституцией Украины утверждении Конституции
Украины всеукраинским референдумом не
предусмотрено).
Предметом
местного референдума может быть принятие,
изменение или отмену решений по вопросам,
отнесенным законодательством Украины
до сведения местного самоуправления
соответствующих административно-
В соответствии
со статьей 72 Конституции Украины всеукраинский
референдум назначается Верховной Радой
Украины или Президентом Украины в соответствии
с их полномочий, установленных Конституцией.
В соответствии со статьей 73 и пунктом
2 статьи 85 Конституции Украины Верховная
Рада Украины назначает всеукраинский
референдум по вопросам об изменении территории
Украины, а в соответствии с пунктом 6 статьи
106 Конституции Украины Президент Украины
назначает всеукраинский референдум относительно
изменений в Конституцию Украины в соответствии
со статьей 156 Конституции Украины и провозглашает
всеукраинский референдум по народной
инициативе.
В соответствии
со статьей 72 Конституции Украины народная
инициатива составляет требованию не
менее 3 млн граждан Украины, которые имеют
право голоса, при условии, что подписи
относительно назначения референдума
собраны не менее чем в двух третях областей
и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой
области.Заметим, что это установлено
Конституцией Украины. Однако в то же время
в соответствии с частью второй статьи
133 Конституции Украины в состав Украины
входят Автономная Республика Крым, 24
области, города Киев и Севастополь. Все
эти субъекты (а их 27) принадлежат к высшему
уровню территориальных единиц Украины.
Следовательно, если идти дословно по
Конституции Украины, граждане трех субъектов
- Автономной Республики Крым, городов
Киева и Севастополя - оказываются вне
инициирование проведения всеукраинских
референдумов по народной инициативе.
Таким образом, возникает вполне практический
вопрос, было ли собрано 3 млн голосов граждан
Украины (без граждан, которые проживают
на территории указанных субъектов), необходимых
для провозглашения Президентом Украины
всеукраинского референдума по народной
инициативе, который состоялся 16 апреля
2000 г. в соответствии с Указом Президента
Украины "О провозглашении всеукраинского
референдума по народной инициативе"
от 15 января 2000 г., и был ли в конечном счете
этот референдум легитимным.
Местные референдумы
назначают органы местного самоуправления
по вопросам, относящимся к их компетенции.
В статье 143 Конституции провозглашается,
что территориальные общины села, поселка,
города непосредственно или через созданные
ими органы местного самоуправления обеспечивают
проведение местных референдумов и реализацию
их результатов. А согласно пункту 12 статьи
43 Закона Украины "О местном самоуправлении
в Украине" по предложению территориальных
общин решение о проведении консультативного
опроса по вопросам, которые касаются
их общих интересов, принимают районные
и областные советы исключительно на пленарных
заседаниях.
В соответствии со статьей 73 Конституции
Украины исключительно всеукраинским
референдумом решаются вопросы об изменении
территории Украины. А в соответствии
со статьей 74 Конституции Украины не допускается
проведение референдумов относительно
законопроектов по вопросам налогов, бюджета
и амнистии.
Порядок проведения
референдумов в Украине установлен Законом
Украины "О всеукраинском и местных
референдумах". В статье 1 этого Закона
провозглашается, что референдум в Украине
проводится с целью обеспечения народовластия
и непосредственного участия граждан
в управлении государственными и местными
делами. Референдум в Украине - это способ
принятия гражданами путем непосредственного
голосования законов Украины или других
решений по важным вопросам общегосударственного
и местного значения. Кроме того, в этой
статье устанавливается, что принятые
всеукраинским референдумом законы и
другие решения имеют высшую юридическую
силу по отношению законодательных актов
Верховной Рады Украины, нормативных актов
Президента Украины, Кабинета Министров
Украины и других высших исполнительных
и распорядительных органов государственной
власти, решений местных советов. Решения,
которые принимаются местным референдумом,
имеют вуза юридическую силу в отношении
решений местных советов, на территории
которых он проводится.
Законы и иные
принятые референдумом решения не требуют
любого утверждения государственными
органами и могут быть отменены или заменены
лишь в порядке, предусмотренном Законом
Украины "О всеукраинском и местных
референдумах".
Законом определяются общие положения,
порядок назначения референдумов, подготовки
их проведения, порядок голосования и
определения результатов референдумов,
опубликования, введении в действие, изменении
или отмене законов, других принятых референдумом
решений, положения относительно совещательного
опроса граждан Украины.
При этом заметим, что рассматриваемый
Закон пока не применен к Конституции
Украины, что стало камнем преткновения
при объявлении Президентом Украины референдума
по народной инициативе, которое было
проведено 16 апреля 2000 г. Через отсутствие
механизма проведения такого референдума
значительное количество политиков, юристов
неоднозначно оценили соответствующий
Указ Президента Украины, а вопрос о проведении
в Украине референдума по народной инициативе
рассматривался Европейской комиссии
"Демократия через право" (Венецианская
комиссия) - экспертным органом конституционного
права Совета Европы, а также Парламентской
Ассамблеей Совета Европы.
Учитывая приведенное замечание основания
для этого были. Ошибку в Конституции Украины
пока что не исправлено.
Информация о работе Народовсність в Україні та форми їх виконання