Налоговое законодательство. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 05:10, контрольная работа

Описание работы

Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, вязанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования могут устанавливать и высшие исполнительные органы.

Работа содержит 1 файл

К.Р.(Теория гос-ва и права)7-10.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

Заочное отделение 

Кафедра теории государства  и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Теория государства и права” 

на тему: Налоговое законодательство. Общая характеристика 
 
 
 
 

                                                               Выполнила студентка

ЭФ ОЗО 1 курса

257 группы

. 

  
 
 
 
 

Барнаул 2005 год 

     Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, вязанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования могут устанавливать и высшие исполнительные органы.

     Налоговое законодательство РФ состоит из нормативно-правовых актов, в которых содержаться нормы налогового права. К ним относятся: законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы, а также акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым отношениям.

     Налоговый закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в специальном порядке  представительным органом государственной  власти и регулирующий общественные отношения в налоговой сфере.

     К законам общего действия относят  законы, регулирующие вопросы статуса  налоговых органов или налогового производства. Законы о конкретных налогах регулируют порядок исчисления и уплаты налоговых платежей одного вида.

     Другие  нормы, регулирующие налоговые отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в финансовых законах.

     Кроме национального законодательства отношения  в налоговой сфере регламентируются также международно-правовыми договорами, которые я рассмотрю позднее.

     Система российского налогового законодательства – это совокупность нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. В рамках этой совокупности различают федеральные законы, законы и акты субъектов федерации, ведомственные  нормативные акты местного самоуправления.

     В основу российского законодательства положена концепция системы законов  о налогах прямого действия, которая  предусматривает исключение издания  конкретизирующих и развивающих  данные налоги подзаконных актов. Однако на практике это не всегда так.

     Наиболее  общие подходы к вопросам налогообложения  закреплены в Конституции Российской Федерации. Так в ст.57 гл.2 сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

     Общие принципы налогооблажения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Ранее центральное место в системе российского налогового законодательства занимал Закон «Об основах налоговой системы», однако необходимость в пересмотре налогового законодательства потребовала его кодификации.

     Объединение норм налогового законодательства в  едином акте – Налоговом кодексе  – объясняется следующими причинами:

  • Налоговое законодательство нуждается в систематизации, которая устанавливает четкую последовательность уплаты различных видов налогов, исключает неоднородность и внутреннее противоречие механизма налогооблажения, позволяет субъектам налоговых отношений получить информацию о своих правах и обязанностях;
  • Необходима стабильность налогового законодательства. Налоговый кодекс призван затруднить частое внесение изменений в налоговое законодательство;
  • Существует конституционная «недогрузка» в отношении налогов. В Конституции РФ отдельные положения по вопросам налогооблажения разрознены и неполны, поэтому Кодекс призван наиболее полно и последовательно раскрыть основные принципы российские налогового права.

     Поскольку Налоговый кодекс РФ регулирует налогообложение  в целом, остальное законодательство в данной сфере принимается только с учетом его положений. Предметом ст.1 Кодекса является установление круга нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», таких как:

  • Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • Законы и иные нормативно-правовые акт о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;
  • Нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

     Непременное требование к законодательству субъектов  федерации и актам местного самоуправления – соответствие Кодексу.

     Помимо  круга нормативно-правовых актов  ст.1 Кодекса устанавливает систему  налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогооблажения. Другим предметом этой статьи, по существу, является определение правовых границ понятия «законодательство о налогах и сборах».

     Налоговые отношения могут регулироваться только теми актами, которые вошли в состав рассмотренного выше понятия «законодательство о налогах и сборах». Никакими иными актами основные элементы налога (налогоплательщик, объект налогооблажения, налоговая база и др.) регулироваться не могут.

     Основные  достоинства Кодекса:

  • Должное внимание уделено налоговым процедурам и гарантиям их соблюдения, ибо без процедуры норм закон нежизнеспособен;
  • Однозначно установлено, что подзаконные акты (приказы, инструкции, методические указания) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах;
  • Введена презумпция невиновности как одна из гарантий защиты прав налогоплательщика. Все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика;
  • Отделены налоговые правоотношения от отношений другого рода – гражданских, бюджетных, административных, т.е. налоговое право не регулирует формы и методы хозяйствования;
  • Ограничено право налоговых органов давать правовую оценку сделкам, совершаемым налогоплательщиком:
  • Ограничены полномочия налоговой полиции, которая вообще не отнесена к налоговым органам;
  • Снижены штрафные санкции. В частности – максимальный размер санкции составляет 40% суммы налога.

     Законы  Российской Федерации  включают законы общего действия (например, «Закон о федеральных органах налоговой полиции») и законы о конкретных налогах (например, вторая часть Кодекса)

     Указы Президента Российской Федерации устанавливают самостоятельные нормы права, а также имеют характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

     Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и т.д.

     Акты  Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) и Министерства финансов Российской Федерации  в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение и нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при  издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.

     Письма, указания и разъяснения МНС имеют нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Пока они являются самыми обширными источниками налогового законодательства.

     Необходимо  подчеркнуть, что инструкции МНС  не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение – регламентировать единообразные  способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.

     Постановления Конституционного Суда, решение и определение  Верховного суда Российской Федерации имеют важное значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего арбитражного суда служат для защиты интересов налогоплательщиков, позволяя им обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.

      Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

      Национальные  правовые системы различаются в  зависимости от того, что имеет  большую юридическую силу: внутригосударственные  законы или международные договоры. Для определения влияния норм национального законодательства на налоговое соглашение важно знать правовой статус международных договоров в данной стране.

      Если  соглашение, инкорпорированное в  национальное законодательство, имеет  равную с ним силу, возникают определенные трудности. Решая подобные вопросы, государства придерживаются двух определенных принципов.

      Чаще  государства соблюдают первый принцип. В этом случае закон, инкорпорированный  международный договор, вытеснит ранее  принятые внутригосударственные законы.

      Согласно  второму принципу, действуют в первую очередь специальные, а не более общие нормы. Это правило применяется до принятия национального закона, отменяющего положения международного налогового соглашения.

      В России большую силу имеет международное  соглашение, а не внутригосударственный закон. Так, в ст.7 Кодекса указано: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим понятия, касающиеся налогооблажения и сборов, предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и/или сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

      В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению  делятся на группы:

  • Международные соглашения общего характера;
  • Собственно налоговые соглашения:
    • общие налоговые соглашения;
    • ограниченные налоговые соглашения;
    • соглашения об оказании административной помощи;
      • договоры, в которых затрагивают и налоговые вопросы:
    • соглашения о налоговых режимах и льготах;
    • торговые договоры;
  • специфические соглашения по конкретным организациям.

     Международные соглашения общего характера наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы  сторон в области налогооблажения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.

     Собственно  налоговые соглашения двустороннего  и многостороннего характера  имеют три подгруппы:

     а) общие налоговые соглашения (конвенции) – это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;

Информация о работе Налоговое законодательство. Общая характеристика