Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:05, доклад
Самосознание народа - явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский подчёркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.
Национальная идея и
белорусская государственность
Самосознание народа - явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский подчёркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.
Национальная идея играет важную роль в становлении национального самосознания народа. Она становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать народ в единую социальную целостность. В силу этого она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу – русскому, украинскому, белорусскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие.
Белорусская национальная идея начала
складываться в процессе формирования
белорусской нации, которая не обладала
в то время своей
Принципиальная значимость сотворённого Я.Купалой вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов состояла в том, что он придал приоритет белорускости, поскольку основной этнос в нашей стране – белорусы, да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. Однако рядом с самоназвание, воплощённом в объединяющем слове «белорусы», выдающийся поэт рельефно выделил и социальное стремление белорусского народа – «людзьмi звацца». Здесь национальное самоопределение и освобождение осознаётся в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, Я.Купала представляет в своём поэтическом мировосприятии белорусов и Беларусь «у агромнiстай такой грамадзе», т.е. в общебелорусском единстве и сплочённости.
Сформулированная Я.Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания находит дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности авторов газеты «Наша нiва», активных представителей белорусского национального движения братьев Луцевичей И. и А., Буйницкого И., Ластовского В., и др. «Нашенивцы» подчёркивали, что создавать культурные ценности всемирной значимости можно только на своём родном языке.
Несколько позднее в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в аргументации этого аспекта национальной идеи сыграл выдающийся поэт М.Богданович. Активно выступая за необходимость сохранения и упрочнения самобытности национального самосознания и культуры белорусского народа, его родного языка, он вместе с тем отмечал общность исторических корней белорусского народа и его культуры с исторической судьбой русского и украинского народов.
Однако единство исторических корней не даёт оснований считать белорусов частью русского народа, а белорусскую культуру – ответвлением культуры русской. И то и другое представляют собой явления национально самобытные, обладающие только им присущим традициями, специфическими особенностями.
Если выстроить высказанные Я.Купалой и М.Богдановичем суждения о специфических особенностях белорусского народа, его духовных исканиях и стремлениях в одну линию, то вырисовывается вполне определённая логика в формулировании и развитии белорусской национальной идей. Эта идея вызревает в общественном сознании народа, его чувствах, верованиях, стремлениях и несёт в себе воплощение его национальной самобытности.
В процессе развития, обогащения
и конкретизации белорусской
национальной идеи акцент постоянно
смещается от социокультурной
В своём стремлении обрести действительную государственность белорусский народ из двух возможных в то время вариантов выбрал и поддержал то государство, которое провозглашало власть трудящихся, социальную справедливость и равенство наций. Именно БССР выполнила государственно-политическую, социально-экономическую и культурно-национальную роль объединения белорусской нации в единую социальную целостность. За годы её существования в жизни белорусского народа произошли огромные изменения: создан мощный экономический потенциал, получила развитие социальная сфера, создан реально действовавший аппарат государственной власти, государственная национальная система образования, науки, культуры.
Итак, национальная белорусская идея в 20 веке получила реальное воплощение: белорусский народ завершил консолидацию в единую нацию, обрёл государственность. Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь – вот реальные шаги становления белорусской государственности.
Если выразить нашу национальную идею одним словом, то слово это – «беларускасць». Применительно к современности этот термин означает также гражданскую принадлежность человека к белорусскому государству, как независимой, суверенной стране. А следовательно, национальная идея сливается воедино с идеей белорусской государственности. Таким образом, в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственной независимости.
Единственно продуктивной идеологией в современной ситуации может быть только идеология высокой социальной гражданской ответственности. Поэтому необходимо утверждать в нашей современной действительности наряду с реализацией национальной идеи и идеи белорусской государственности фундаментальное значение идеи гражданственности. Сегодня наша страна нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия всей Отчизны. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей – детсад, школа, ВУЗ, радио и т.д., должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания и поведения, на формирование сознательного, целеустремлённого и эффективно работающего гражданина Республики Беларусь.
Не только логика размышлений, но и сама логика истории подводит нас неизбежно к сближению понятий беларускасць и Бацькаушчына (Отечество). Отечество есть ни что иное, как групповое, общенациональное в своих масштабах самоопределение людей в контексте социально-исторического развития народа. Но ведь сегодня народ Республики Беларусь составляют не только белорусы, но и русские, украинцы, поляки, евреи, татары, литовцы. Все они – дети одной Отчизны.
Чтобы Отечество успешно развивалось и в экономической, и в социальной, и в политической, и в культурной сферах, чтобы это развитие приводило к росту материального и духовного благосостояния каждого гражданина страны, необходима целостная система идей о путях развития нашего общества, духовных ценностей, сформированных и разделяемых народом.
Именно такой системой идей является идеология белорусского государства. Эта идеология, учитывая менталитет белорусского народа, его историю, традиции, особенности национального характера, предусматривает в качестве важнейшего постулата сочетание преимуществ современной рыночной экономики с неуклонным осуществлением принципа социальной справедливости и консолидации всего народа для достижения приоритетных целей развития нашей страны.
Если эти целеустановки сконцентрировать в некоей обобщающей формуле, то она звучит таким образом: создание сильной и процветающей Беларуси. Эта благородная цель и составляет в современных условиях основное ядро белорусской национальной идеи.
Таким образом, современное понимание национальной белорусской идеи не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости государственной независимости или суверенитета, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны и её народа.
Информация о работе Национальная идея и белорусская государственность