Национальная идея и белорусская государственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:05, доклад

Описание работы

Самосознание народа - явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский подчёркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.

Работа содержит 1 файл

naz_idey.doc

— 43.50 Кб (Скачать)


Национальная идея и

белорусская государственность

 

Самосознание народа -  явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность.  Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский подчёркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.

Национальная идея играет важную роль в становлении национального  самосознания народа. Она становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать народ в единую социальную целостность.  В силу этого она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу – русскому,  украинскому, белорусскому, а потому и воплощающей в себе его национальное  своеобразие.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию,  входящую в состав Российской империи на правах её окраины, северо-западного края.  Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, ещё предстояло осознать себя национальной целостностью, встать  вровень с другими народами на путь  обретения национальной независимости и самостоятельной государственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые получившей отчётливое воплощение в начале 20 в. в знаменитом стихотворении Я.Купалы. На вопрос «А хто там iдзе?» он дал вполне определённый и однозначный ответ – «беларусы». Именно в этом слове  сконцентрирована национально-объединительная идея, всколыхнувшая самосознание белорусского народа на обширных пространствах  от Буга и Вислы до Днепра. Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Принципиальная значимость сотворённого Я.Купалой вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов состояла в том, что он придал приоритет белорускости, поскольку основной этнос в нашей стране – белорусы, да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. Однако рядом с самоназвание, воплощённом в объединяющем слове «белорусы», выдающийся поэт рельефно выделил и социальное стремление белорусского народа – «людзьмi звацца». Здесь национальное  самоопределение и освобождение осознаётся в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, Я.Купала представляет в своём поэтическом мировосприятии белорусов и Беларусь «у агромнiстай такой грамадзе», т.е. в общебелорусском единстве и сплочённости.

Сформулированная  Я.Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости  человечески  достойного национального и гражданского самосознания находит дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности авторов газеты «Наша нiва», активных представителей белорусского национального движения братьев Луцевичей И. и А., Буйницкого И., Ластовского В.,  и др. «Нашенивцы» подчёркивали, что создавать культурные ценности всемирной значимости можно только на своём родном языке.

Несколько  позднее в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом  движении  выдвигается проблема осуществления национальной государственности.  Огромную роль  в аргументации этого аспекта национальной идеи сыграл выдающийся поэт М.Богданович. Активно выступая за необходимость сохранения и упрочнения самобытности национального самосознания и культуры белорусского народа, его родного языка, он вместе с тем отмечал общность исторических корней белорусского народа и его культуры с исторической судьбой русского и украинского народов.

Однако единство исторических корней не даёт оснований считать белорусов  частью русского народа, а белорусскую культуру – ответвлением культуры русской. И то и другое представляют собой явления национально самобытные, обладающие только им присущим традициями, специфическими особенностями.

Если выстроить высказанные  Я.Купалой и М.Богдановичем суждения о специфических особенностях белорусского народа, его духовных исканиях и стремлениях в одну линию, то вырисовывается вполне определённая логика в формулировании и развитии белорусской национальной  идей. Эта идея вызревает в общественном сознании народа, его чувствах, верованиях, стремлениях и несёт в себе воплощение его национальной самобытности.

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской  национальной идеи акцент постоянно  смещается от социокультурной ориентированности  национального самосознания на ориентированность  национально-государственную. Национальная идея  превращается в идеал как прообраз желательного будущего, как путеводная звезда, которая светит, но не греет, которая, указывает путь к будущему, ведёт к цели. А цель в произведениях  М.Богдановича и других поборников и носителей национальной идеи обозначена вполне определённо и чётко – государственная самостоятельность Беларуси.

В своём стремлении обрести  действительную государственность  белорусский народ из двух возможных  в то время вариантов выбрал и  поддержал то государство, которое  провозглашало власть трудящихся, социальную справедливость и равенство наций. Именно БССР выполнила государственно-политическую, социально-экономическую и культурно-национальную роль объединения белорусской нации в единую  социальную целостность. За годы её существования в жизни белорусского народа произошли огромные изменения: создан мощный экономический потенциал, получила развитие социальная сфера, создан реально действовавший аппарат государственной власти, государственная национальная система образования, науки, культуры.

Итак, национальная белорусская идея в 20 веке получила реальное воплощение: белорусский народ завершил консолидацию в единую нацию, обрёл государственность. Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь – вот реальные шаги становления белорусской государственности.

Если выразить  нашу национальную идею одним словом, то слово это – «беларускасць». Применительно к современности этот термин означает также гражданскую принадлежность человека к белорусскому государству, как независимой,  суверенной стране. А следовательно, национальная идея сливается воедино с идеей белорусской государственности. Таким образом, в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственной независимости.

Единственно продуктивной идеологией в современной ситуации может быть  только идеология  высокой социальной  гражданской  ответственности. Поэтому необходимо утверждать в нашей современной  действительности наряду с реализацией  национальной идеи и идеи белорусской государственности фундаментальное значение идеи гражданственности. Сегодня наша страна нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия всей Отчизны. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей – детсад, школа, ВУЗ, радио и т.д., должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания и поведения,  на формирование сознательного, целеустремлённого и эффективно работающего гражданина Республики Беларусь.

Не только логика размышлений, но и сама логика истории подводит нас неизбежно к сближению  понятий  беларускасць и Бацькаушчына (Отечество). Отечество есть ни что иное, как групповое,  общенациональное в своих масштабах самоопределение людей в контексте социально-исторического развития народа.  Но ведь сегодня народ Республики Беларусь составляют не только  белорусы, но и русские, украинцы, поляки, евреи, татары, литовцы. Все они – дети одной Отчизны.

Чтобы Отечество успешно  развивалось и в экономической, и в социальной, и в политической, и в культурной сферах, чтобы это развитие приводило к росту материального и духовного благосостояния каждого гражданина страны, необходима целостная система идей о путях  развития нашего общества, духовных ценностей,  сформированных и разделяемых народом.

Именно такой системой идей является идеология белорусского государства. Эта идеология, учитывая менталитет белорусского народа,  его историю, традиции, особенности национального характера, предусматривает в качестве важнейшего постулата сочетание преимуществ  современной  рыночной экономики с неуклонным осуществлением принципа социальной справедливости и консолидации всего народа для достижения приоритетных целей развития нашей страны.

Если эти целеустановки сконцентрировать в некоей обобщающей формуле, то она звучит таким образом:  создание  сильной и процветающей Беларуси.  Эта благородная цель и составляет в современных  условиях основное ядро белорусской национальной идеи.

Таким образом, современное  понимание национальной белорусской идеи не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости  государственной независимости или суверенитета, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны и её народа.


Информация о работе Национальная идея и белорусская государственность