Национализм как политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:20, реферат

Описание работы

Некоторые исследователи отмечают, что на данный момент нет более всего обросшего различными мифами и умело сформированными стереотипами предмета для обсуждения, чем национализм. Национализм можно определить как движение, направленное на борьбу за отстаивание интересов своей нации или как чувство любви и уважения к своей нации. Однако мы считаем, что национализм – это, прежде всего политическая идеология и как всякая идеология, национализм выполняет политические задачи.

Работа содержит 1 файл

Национализм как политическая идеология.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Национализм как  политическая идеология.

Некоторые исследователи  отмечают, что на данный момент нет более всего обросшего различными мифами и умело сформированными стереотипами предмета для обсуждения, чем национализм. Национализм можно определить как движение, направленное на борьбу за отстаивание интересов своей нации или как чувство любви и уважения к своей нации. Однако мы считаем, что национализм – это, прежде всего политическая идеология и как всякая идеология, национализм выполняет политические задачи.

Цель данной работы состоит в  обосновании явления национализм, как политической идеологии.

Сам термин «идеология» имеет несколько определений. Как правило, он употребляется в трех значениях. Как совокупность любых верований и убеждений, т. е. «мировоззрение». Как совокупность искаженных, ложных верований и убеждений, т. е. «ложное сознание. Или как система верований и убеждений определенного рода, отличная от других систем. Именно в последнем значении мы и собираемся использовать термин идеология.

На наш взгляд, что бы классифицировать любую систему ценностей как политическую идеологию, она должна обладать двумя основными свойствами. Во-первых: идеология всегда встроена в политику, поэтому политическая идеология должна быть ориентирована на выражение политических интересов значимого социального субъекта. Во-вторых: содержание любой политической идеологии определяется выполняемыми ею функциями, поэтому любая идеология должна выполнять определенные функции. В частности, Малахов В. С. по этому поводу пишет: «для того чтобы понять, что есть та или иная идеология, необходимо исследовать не столько ее «субстанцию», сколько ее функции, не столько то, из каких элементов она складывается, сколько то, каким целям она служит, каким общественным группам адресована и к какого рода действиям побуждает»1.

Таким образом, основанием существования национализма является само существование нации, как субъекта политики. Это реальное существование нации является главным положением доктрины национализма. Российский исследователь В.В. Коротеева постулирует: «С некоторыми оговорками большинство специалистов сходится в том, что основную доктрину национализма можно изложить так: существует такая общность, как нация, с присущими ей особыми качествами; интересы и ценности этой нации обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями; нация должна быть как можно более независимой; для этого нужен, по крайней мере, некоторый политический суверенитет»2.

Принято считать, что каждая политическая идеология выполняет определенные функции, как в обществе, так и в политике. К этим функциям, как правило, относят: мобилизующую и интеграционную функции, когнитивную функцию, конструктивную функцию, нормативную функцию и компенсаторную функцию. Стоит рассмотреть выполнение этих функций национализмом, как идеологией.

К мобилизующей и интеграционной функции  относят объединение людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Так как из доктрины национализма следует, что главными субъектами политики являются нации, национальные интересы являются первостепенными по отношению к интересам классов или отдельных индивидов.

Когнитивная или познавательная функция политической идеологии связана с тем, что, она несет знания об обществе и его конфликтах. Стоит отметить, что эту функцию политическая идеология выполняет в такой мере, в какой степени ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социально-политическую действительность такой, какая она есть. Политические идеологии являются, прежде всего, инструментами действия, поэтому они стремятся не столько к научной объективности, сколько к эффективному обоснованию целей и интересов своих защитников.

Самой полезной в плане  участия наций в политическом процессе является конструктивная функция политической идеологии. Наиболее четко она проявляется при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

Политическая идеология  выполняет так же нормативную функцию. Нормативная функция задает социальному субъекту систему норм социального поведения, и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов. Системой норм в национализме можно назвать национальную культуру. Под национальной культурой принято принимать систему символов и ритуалов, таких как фестивали, праздники, флаги, музыка, поэзия, патриотические речи и даже язык.  Немецкий философ И. Г. Фихте верил, что существует связь между языком и культурой. Язык, по Фихте, есть «первооснование» национального бытия3.

Политические идеологии  не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное  изменение социального бытия, как  бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Зачастую, радикальные политические движения в национализме пользуются данной функцией, используя в своей программе популистские идеи для прихода к власти.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что национализм необходимо рассматривать, прежде всего, как, политическую идеологию.  Идеология национализма нацелена на отстаивание интересов нации как основного субъекта политики, и как любая идеология, национализм выполняет определенные функции, как в политике, так и в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

    1. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. — 320 с. — (Политический разум и практика политики / Отв. ред. Б. Г. Капустин).
    2. В.В. Коротеева. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? — Pro et Contra. 1997, № 2 (3).
    3. Кара-Мурза С.Г., Национализм как идеология // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13960, 01.11.2006.

1 Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. —- М.: КДУ, 2005. — 320 с. — (Политический разум и практика политики / Отв. ред. Б. Г. Капустин).

2 В.В. Коротеева. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? — Pro et Contra. 1997, № 2 (3).

3 Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. — 320 с. — (Политический разум и практика политики / Отв. ред. Б. Г. Капустин).


Информация о работе Национализм как политическая идеология