Мусульманское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Работа содержит 1 файл

Мусульманское право.docx

— 13.58 Кб (Скачать)

Мусульманское право  – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет  ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных  стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих  правовых норм.

Мусульманское право  возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Шариат как религиозная  система законодательства была создана  ранними мусульманскими учеными-правоведами  постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации  этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата правил поведения  позволяет представить его в  качестве всеобъемлющей системы  социально-нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается  в строгом соблюдении установленных  Аллахом дозволений и запретов, которые  не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в  их действиях. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать  выводы, что шариат призван служить  интересам человека и удовлетворять  его мирские потребности.

История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих. Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка Мухаммада.

На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы  существенное влияние оказали мусульманские  правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для  всех мусульманских правовых школ общие  положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что  значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и  по настоящее время продолжает оказывать  определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.

Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением  законодательного процесса. В XIX в. в  странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс  становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.

На современном  этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования  норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это  связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация  и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские  страны. С принятием европейской  модели национального государства  европейская правовая система стала  нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система  наследования. В Турции, например, практически  уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское  право сохранилось в отдельных  сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.


Информация о работе Мусульманское право