Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
В данной работе рассматриваются возникновение и основные черты и источники Мусульманского права. Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника.
Введение
1 Теоретические аспекты мусульманского права
1.1 Возникновение мусульманского права
1.2 Характеристика мусульманского права
2 Источники мусульманского права
3 Особенности мусульманского права
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1.1 Возникновение мусульманского права
1.2 Характеристика мусульманского права
2 Источники мусульманского права
3 Особенности мусульманского права
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Мусульманское
право по глубине своего содержания
не выдерживает сравнения с
Несмотря на свои тонкости, система мусульманского права недостаточно отшлифована, хотя и отвечает запросам трехсот пятидесяти миллионов людей, расселенных более чем на трети земного шара. Для ясности представления понятия мусульманского права следует иметь ввиду, что мусульманские народы никогда не могли представить себе государство иначе, как в виде теократии, то есть такого учреждения, настоящей главой которого есть Высшее существо. Поэтому причина существования государства, по их понятиям, это не потребность в нем людей, как у западных народов, а скорее воля этого Высшего существа и соблюдения служения ему, в то время как законы рассматриваются как его непосредственные повеления.
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.
1.1
Возникновение мусульманского
права
Мусульманское
право возникло на рубеже VI-VII вв. н.э.
на Аравийском полуострове. Создание этого
учения связывается с именем Мухаммеда
(571-632 гг.) – выходца из небогатой
торговой семьи, который выступил против
племенного многобожия и объявил себя
Пророком единого бога Аллаха. До возникновений
ислама население Аравийского полуострова,
состоявшее в подавляющем большинстве
из арабов, кочевавших в бедной безводной
пустыне, жило в условиях первобытно –
общинного строя, находившегося в стадии
разложения. Особенно далеко этот процесс
продвинулся в Мекке – торговом центре,
лежавшем на пути в Византию. Мекка стояла
на пороге образования государства: ломались
племенные перегородки, рушился родовой
строй, в обществе чувствовалось огромное
социальное напряжение. Внутри племен
были созданы ассоциации богачей, бедняки
образовывали свои ассоциации взаимопомощи
на межплеменной основе. В одной из них
участвовал Мухаммед, нередко выступавший
в роли третейского судьи по спорам между
соплеменниками. Он заявил, что к нему
явился посланник единого бога, Аллаха,
и научил его жить по-новому, после
чего начал пропаганду своей религиозной
и социальной реформы. В Коране, священной
книге мусульман, в которой по преданию
собраны многие проповеди Пророка, говорится:
«Мы устроили тебя на прямом пути повеления.
Следуй же по нему и не следуй страстям
тех, которые не знают». Общая реакция
жителей Мекки была негативной и враждебной.
Сподвижники Пророка «правоверные» (то
есть верующие в единого бога) нашли среду,
более восприимчивую к его проповеди,
в Медине. В течение 10 последующих лет
Пророк сосредоточил свою деятельность
на объединении мусульманской общины
в Медине. Пророк и его сторонник были
уже достаточно сильны для того, чтобы
завоевать Мекку. После покорения Мекки
Мухаммед был провозглашен посланником
бога и правителем Аравийского полуострова,
он занимал исключительное положение
законодателя, исполнителя и судьи. Этот
акт означал завершение процесса становления
государственности у арабов Центральной
и Восточной Аравии, который привел к возникновению
первого мусульманского государства
- халифата. Поучения и практика 230летней
деятельности Мухаммеда явились основой
мусульманского права, важное значение
для развития которого имели также акты
тридцатилетнего правления первых четырех
«праведных» халифов.
1.2
Характеристика мусульманского
права
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.
Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно. Не совпадают взгляды ученых и на соотношение мусульманского права с широко используемыми при его анализе другими понятиями, такими как «шариат», «фикх», «муамалат». Между тем установление смысловых рамок указанных понятий в связи с отражаемыми ими реалиями имеет прямое отношение к осмыслению самого мусульманского права как юридического феномена, к решению проблемы его источников, характерных особенностей, перспектив развития, а также к толкованию современного законодательства (в том числе конституционного), закрепляющего шариат или фикх в качестве источника права1.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 — 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом2.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности3.
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.
В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний4.
К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.
XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.
Мусульманское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.