Мусульманская правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является более глубокое изучение мусульманской правовой системы, ее источников, структуры, особенностей, ее взаимосвязи с государством. Предмет моей работы – анализ понятия, источников, структуры, особенностей и взаимосвязи с государством мусульманского права. В работе были применены системный, формально-юридический и логический методы.

Работа содержит 1 файл

мусульманская правовая система.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики  и права

Факультет гражданского и предпринимательского права

Кафедра теории и истории  государства и  права 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по учебной дисциплине теории государства и права

на тему: «Мусульманская правовая система» 

                                
 
 
 

  Выполнила: Студ. гр. ВЮП-09-01

Биликтуева  С. Ч.

Проверил:

канд. юрид. наук, доц. Н.В. Кешикова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск

2010 

Оглавление

 

Введение

     Ислам и шариат имеют серьезное влияние  на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение.

     Целью данной работы является более глубокое изучение мусульманской правовой системы, ее источников, структуры, особенностей, ее взаимосвязи с государством. Предмет моей работы – анализ понятия, источников, структуры, особенностей и взаимосвязи с государством мусульманского права. В работе были применены системный, формально-юридический и логический методы.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Мусульманское право - сложное социальное явление,  оказавшее  глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское  право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Изучение мусульманского права, как самостоятельной  правовой  системы, представляет не только исторический, общетеоретический,  но  и  практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится  мусульманскому  праву в правовом  развитии,   политике   и   идеологии   стран   Востока,   наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать   в   новой   исторической   обстановке.  

     Работа  состоит из пяти глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Раскрыть понятие мусульманской правовой системы;
    • Изучить источники мусульманского права;
    • Рассмотреть структуру мусульманского права;
    • Выявить особенности норм мусульманского права.

При написании  данной работы были использованы статьи различных периодических изданий («Российская Юстиция», «Уголовное право», «Государство и право», «Основы государства и права», «Правоведение», «Вестник Московского университета», «Журнал российского права») и учебные материалы таких авторов, как Артемов В., Сюкияйнен Л.Р., Тихомиров Ю.А., Подольская Н.А., Марченко М.Н., Кухарук Т.В., Кульбеч А.И., Арановский К.В., Давида Р., Жоффре-Спинози К., Решетников Ф.М.,  Черданцев А.Ф., Сухарев А.Я., Саидов А.Х., Цвагерт К., Кетц Х., Протасов В.Н. Крашенинникова Н.А , Жидков О. А., Черниловский Е.В., Барковская Е.Ю., Ковлер А.И., Малько А.В., Матузов Н.И., Хропанюк В.Н., Волгдин А.А., Кибальник А. 

     Выдвинутые  задачи определили структуру работы. Список использованной литературы представлен в конце работы.

Глава 1. Понятие мусульманской правовой системы

     Одним из наиболее крупных явлений в  средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат1). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры2. Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.

     Данное  понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается  в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.

     После падения Арабского халифата мусульманское  право не только не потеряло свое былое  значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву  в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

     Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов3, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна. Для того чтобы наиболее полно раскрыть понятие мусульманской правовой системы и понять ее сущность кратко рассмотрим исторические аспекты.

     Для шариата, особенно на первых стадиях  его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к  его обязанностям по отношению к  Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности4.

     Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории5.

     Но  оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой  другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

     В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний6.

     К концу Х в. мусульманское право  канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным7.

     XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

     Мусульманское право представляет собой свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы  государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. 8

     Характерной чертой мусульманского права является то,  что  государство непосредственно не участвовало в  формировании  большинства  его  норм.  Оно выполняло  свою  правотворческую  роль  косвенным   путем   санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (Масхадов). Роль  основного  источника мусульманского  права  в  юридическом  смысле   принадлежала   доктрине,   а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей  и  налагая на них обязанность решать дела  на  основании учения  определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую  основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число  его  норм  исходит  из "божественного откровения" и преданий о жизни Пророка (Сунны).

     Основанное  на Коране мусульманское право следует  рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений.

     Влияние мусульманского права на европейские  правовые системы столь незначительно, что им можно пренебречь.

     Тесная  связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

     - обязательные;

     - рекомендуемые;

     - дозволенные;

     - предосудительные, но не влекущие  за собой применения наказания;

     - запрещенные и подлежащие наказанию. 9

     Таким образом, основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

     Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

     Мусульманское право, не являясь самостоятельной  отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама10. Говоря об универсальном характере мусульманского права и его нормативных предписаний, можно сделать вывод, что ислам – это одновременно вера в государство, а мусульманское право выступает как собственное право и как религия. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Исламу свойственна лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место.

     Таким образом, мусульманское право –  одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.

 

Глава 2. Источники мусульманского права

     Учение  об источниках относится к числу  наиболее разработанных в науке  мусульманского права и отличается большим своеобразием. Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны (собрания имеющих правовое значение преданий — хадисов — о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда), а вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджма) наиболее авторитетных (правоведов — муджтаждов и факихов — и умозаключения по аналогии (кийас)11.

Информация о работе Мусульманская правовая система