Муромцев и его понимание права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Родился С.А. Муромцев 23 сентября 1850 г. в Петербурге. Происходил он из старинного дворянского рода. Вопреки семейной традиции Сергея Муромцева совсем не привлекала перспектива военной службы. Он избрал для себя научное, а затем политическое поприще. С.А. Муромцев получил хорошее домашнее образование. Поступил в гимназию и в 1867 г. окончил ее с золотой медалью. Рано проявившийся интерес к государственному праву привел Сергея Муромцева в 1867 г. на юридический факультет Московского университета. В 1871 г. С.А. Муромцев был утвержден Советом Московского университета в степени кандидата права «за отличные успехи», а немногим позже оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию.

Работа содержит 1 файл

Муромцев.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

Основные  правовые идеи в творчестве Муромцева

     Родился С.А. Муромцев 23 сентября 1850 г. в Петербурге. Происходил он из старинного дворянского рода. Вопреки семейной традиции Сергея Муромцева совсем не привлекала перспектива военной службы. Он избрал для себя научное, а затем политическое поприще. С.А. Муромцев получил хорошее домашнее образование. Поступил в гимназию и в 1867 г. окончил ее с золотой медалью. Рано проявившийся интерес к государственному праву привел Сергея Муромцева в 1867 г. на юридический факультет Московского университета.  В 1871 г. С.А. Муромцев был утвержден Советом Московского университета в степени кандидата права «за отличные успехи», а немногим позже оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. В 1875 г. защитил диссертацию «О консерватизме римской юриспруденции», получил степень магистра гражданского права и стал доцентом  юридического факультета Московского университета. В 1877 г. последовала успешная защита докторской диссертации «Очерки общей теории гражданского права». Обе диссертации были сразу же опубликованы в виде отдельных монографий. Одна за другой издавались новые книги С.А. Муромцева: «Определение и основное разделение права» (1879),

« Гражданское  право Древнего Рима» (1883), «Рецепция  римского права на Западе» (1886). Кроме  них из-под его пера выходили десятки  статей, заметок, рецензий. Всего список печатных работ С.А. Муромцева насчитывает  свыше 180 наименований. Наряду с напряженными научными исследованиями он постоянно  читал в университете лекции и, по отзывам слушателей, был прекрасным оратором. Муромцев вместе с другими профессорами был уволен из университета «за распространение либерализма» и «политическую неблагонадежность». Оторванный от университетской среды, С.А. Муромцев сосредоточил свою деятельность в области практической юриспруденции. Пик его плодотворнейшей деятельности пришелся на конец 1904–1906 гг.: начиная с ноября 1904 г. – он активный участник всех земских съездов, соавтор важнейших программных документов либералов. 27 апреля 1906 г. Избран на высокий и ответственный пост председателя I Государственной думы, которая просуществовала 72 дня.  Сергей Андреевич скромно отметил шестидесятилетие и, хотя летом пришлось в связи с ухудшением здоровья обращаться к врачам, юбиляр был переполнен жизненными планами: готовил проекты законов для будущей, либеральной по составу думы; планировал новый курс лекций, новые научные работы. Но этим планам не суждено было осуществиться. В ночь с 3 на 4 октября 1910 года он скончался от сердечного приступа. После кончины Муромцева Московская городская дума учредила премию и стипендию его имени на юридическом факультете Московского университета и постановила повесить его портрет (как многолетнего гласного) в своём зале заседаний [1].

  Важное значение имеет изучение вклада Муромцева как представителя отечественного либерализма в теорию правового государства. Главной составляющей его теоретических разработок был поиск мирного, бесконфликтного способа проведения крупномасштабных социальных и правовых реформ. Начало изучения биографии Муромцева было положено в 1911 г., когда в соответствии с решением ЦК конституционно-демократической партии был издан посмертный сборник статей о Муромцеве, написанных его соратниками. В него вошли статьи известных кадетов: Милюкова, Шаховского, Кизеветтера, Винавера, Кокошкина, Родичева и др. В сборнике в хронологическом порядке излагается научная и общественно-политическая деятельность Муромцева. Однако краткие сроки, отпущенные авторам на написание статей, отсутствие в их расположении архивных документов привели к тому, что в сборник вошли разные по своему качеству работы. В целом же сборник даёт весьма богатый, хотя и требующий критического переосмысления, фактический материал к биографии Муромцева, и является первой и до настоящего времени единственной попыткой анализа его научной и общественно-политической деятельности.

  Вторым крупным посмертным изданием памяти выдающегося юриста и общественного деятеля стал сборник “Венок на могилу Сергея Андреевича Муромцева”, включающий в себя материалы, относящиеся к церемонии его похорон. В сборнике несколько разделов, в каждом из которых сгруппированы материалы, относящиеся к определенной стороне траурной церемонии. Отдельный раздел посвящён организации похорон, откликам отечественной и зарубежной прессы на смерть Муромцева, перечню писем и телеграмм с выражениями соболезнования и указанием имен отправителей и т.д.

     Помимо  двух упомянутых изданий в разных городах России вышли отдельные  работы небольшого объёма, авторы которых  откликнулись на смерть Муромцева. Среди  них следует отметить работу Нечаева “Муромцев ― как профессор”, содержащую интересные данные об отношении к Муромцеву Министерства народного просвящения в первый период его университетской деятельности.

  Оценку Муромцева в советской историографии и отношение к нему со стороны отечественных исследователей определили ленинские слова о том, что он “был только либеральным чиновником, он не был даже демократом”.

  Первая монография о Муромцеве – выдающемся юристе, была опубликована только в 1979 г. В.Д. Зорькиным.  В книге содержится очень краткий биографический очерк Муромцева. Основное внимание автор уделяет рассмотрению юридических взглядов Муромцева. В монографии сделан акцент на изучении его воззрений о сущности, происхождении и формировании права, задачах юриста в общественной жизни страны. Автор обстоятельно изучил основные работы Муромцева и на их основе подтвердил выводы юристов начала века о том, что Муромцев был в России основоположником такого течения в отечественной юриспруденции, как социологический позитивизм, самостоятельно разработанный им на основе синтеза позитивизма и немецкой юридической мысли второй половины 19 в.

       Парламентской деятельности Муромцева, его роли в разработке Наказа Государственной думы посвящены соответствующие разделы кандидатской диссертации и монографии Демина “Государственная дума России(1906-1917): механизм функционирования”. Автор рассмотрел в них роль Муромцева в создании механизма деятельности Государственной думы, разработке Наказа Думы, отдельные приемы его работы в качестве председателя [2].

  Однако обобщающей работы, посвященной исследованию жизненного пути Муромцева, более глубокому выяснению факторов, повлиявших на формирование его мировоззрения, его роли в разработке теории правового государства и участию в либеральном движении, а также деятельности на посту председателя и по выработке регламента первой Государственной думы в историографии нет.

  Методологической основой творчества Муромцева был социологический позитивизм.

     В отличие от представителей юридического позитивизма, он не ограничивался познанием  догмы права, а стремился решить проблему возникновению и функционирования права во взаимосвязи и с другими многообразными социальными факторами, отношениями и т.д.

  Догма права, рассуждает Муромцев, “составляет отрасль юридического искусства”, а не науку в “объективном” и “строгом смысле”. Наука права, по Муромцеву, представляет собой прежде всего социологическое изучение юридических явлений, а теория права выступает как часть социологии в широком смысле, т.е. совокупности наук об обществе и человеке, в которую входят общая социология и частные социологические науки (правоведение, этика, психология и т.д.) [5].

  Исследуя право эмпирически, во взаимодействии с другими социальными явлениями, Муромцев исходит из господствовавшей среди позитивистов теории множественности факторов, отрицая в пику марксизму определяющую роль экономики по отношению к праву. Сама его теория ― база для создания прикладной дисциплины-политики права, задача которой заключается в том, чтобы выработать ”предложения об исправлении недостатков существующего строя”. Последующая деятельность Муромцева в партии кадетов была попыткой реализовать на практике сформулированное им в конце 70-х гг. юридическое кредо земского либерализма.

  Рассмотрение права Муромцев начинает не с нормы и статьи, а с лежащей в их основе простейшей социальной связи - общественного отношения. Господствующие в  обществе отношения нуждаются в защите, которая может быть организованной и неорганизованной. Организованная защита – это юридическая форма защиты, осуществляемая при помощи специальных (государственных) органов и заранее установленным способом. Тем самым общественные отношения и юридические отношения защиты. Вместе они составляют субъективное право, право в субъективном смысле. Совокупность всех прав, существующих в определенное время в данном обществе, есть правовой порядок, или “право  в собирательном смысле”. Для Муромцева право ― прежде всего порядок общественных отношений, в основу понятия права положена не юридическая норма, а правоотношение. Норма для него есть лишь “некоторый атрибут порядка” и “один из факторов образования правового порядка”.

  Фактический правопорядок в данной теории и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если норма не соответствует праву как порядку общественных отношений, то она становится “мертвой”. Когда же такое соответствие существует, то норма становится “действующей”. Фактический правопорядок – критерий действенности законодательства как совокупности юридических норм.  Зная “действительные фактические интересы”, суд и администрация должны применять только те нормы, которые соответствуют этим интересам. Если норма противоречит праву, то юристы должны уклоняться от ее применения или “искусственно интерпретировать” ее применительно к новому содержанию. Отсюда, считал Муромцев, не законодателю, а суду и администрации предназначена роль действительных творцов правовых норм.

  Теория Муромцева резко расходилась с господствовавшими в пореформенную эпоху воззрениями на право, как на совокупность установленных государством норм и предвосхитила основные положения новейшей буржуазной социологии права. Ее политический смысл – трансформация абсолютистской России с полуфеодальными пережитками в буржуазное правовое государство. Воспитанные в либеральном духе государственные чиновники и судьи должны были постепенно превратить в “мёртвые” те юридические нормы, которые противоречили “господствующей” в обществе идее справедливости, т.е. правосознанию земских либералов [3].

       Муромцев испытал значительное влияние концепции своего учителя Иеринга, однако создал собственное оригинальное учение о праве. Муромцев считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его концепции, существуют не разрозненно, группируются в определенную систему. “Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок”. Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Поскольку одно и то же фактическое отношение может   не только юридической, но и иных санкций. Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть  социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит  не только в обобщении действующего, но и в “реформе существующего и сознании нового права”. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование право и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала [4]. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Проведенное исследование показывает, что заслуги Муромцева перед правоведением и государствоведением огромны. Он является автором многочисленных работ по римскому и гражданскому праву, историческое значение которых является непреходящим. Эти труды снискали ученому всемирную славу и способны и сегодня развивать и обогащать наши представления о великом вкладе римских юристов в становлении мировой правовой культуры.

  Муромцев является основоположником социологического направления в отечественной теории права, связав право, прежде всего, с системой правоотношений. Его взгляды на право формировались под влиянием критического анализа концепции естественного права, утверждавшей существование неизменяемых, вечных, вытекающих из природы человека правовых норм.

  В итоге углубленного исследования данной проблемы ученый формулирует свой категорический вывод, что все «право естественно в том смысле, что каждое отдельное определение  его образуется как историческое явление закономерным взаимодействием условий образования права, - свойств человека (его потребностей и способностей), общественного организма и внешней обстановки их деятельности; но ни одно из определений права не естественно в смысле определения, дарованного самою природою помимо усилий мысли и дела людей».

       Отказавшись от объективирования исторического процесса образования права, Муромцев считал необходимым обратиться к изучению той действительной силы, которая производит право в истории. Такою силой силою является деятельность отдельных лиц как членов общества.

  Уже здесь Муромцев вплотную подходит к социологической трактовке права. Он ставит своей непосредственной задачей изучение этой деятельности, с тем чтобы определить формы ее проявления и законы, ею управляющие.

  Муромцев был убежден, что «история права есть история последовательной и непрерывной деятельности человеческого ума. Все общество участвует в этой творческой работе, прежде всего в лице своих «мудрейших» - юрисконсультов, судей и законодателей, а за ними в лице всех остальных своих членов, вступающих в правовые отношения. Она проявляется в каждом правонарушении, в каждой сделке, в каждом судебном процессе, в каждом законодательном акте. Особенности умственного состояния каждого времени отражаются на этой работе».

  Взгляды Муромцева на становление и развитие права формировались под непосредственным влиянием немецкой исторической школы права, которая выступала против понимания права как результата свободной деятельности законодателя и отстаивала идею закономерного развития права вместе с развитием самого народа, его правового убеждения, т.е. идею органического развития права. Вместе с тем Муромцев упрекал представителей этой школы в том, что они внесли в юриспруденцию покров мистичности, который скрыл детали процесса образования права и надолго отдалил их от взора исследователя, в том, что они не сумели вскрыть закономерности развития права. Творчески переработав достижения исторической школя права, концепцию Иеринга, Муромцев пошел дальше, выдвинув идею социологического обоснования права. Он право связывает с системой правоотношений, правопорядком.

Информация о работе Муромцев и его понимание права