Монархия Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

XIX век в истории Швеции был ознаменован развитием промышленности и культуры. В это время возникает "скандинавизм" - стремление к политическому и экономическому объединению трех северных королевств. Однако патриотические тенденции в этих странах оказались сильнее, были проведены широкомасштабные внутриполитические реформы, превратившие Швецию в конституционную монархию.

Работа содержит 1 файл

основной.docx

— 34.36 Кб (Скачать)

 

  1. Форма правления в Швеции.

XIX век в истории Швеции  был ознаменован развитием промышленности  и культуры. В это время возникает  "скандинавизм" - стремление к  политическому и экономическому  объединению трех северных королевств. Однако патриотические тенденции  в этих странах оказались сильнее,  были проведены широкомасштабные  внутриполитические реформы, превратившие Швецию в конституционную монархию.

Парламентская (конституционная) монархия представляет собой тот вид монархии, который наиболее приспособлен к потребностям рыночного развития и демократического режима.

Парламентарная  монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами. В этой форме правления нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом.

Монархия в  Швеции основана  на принципе народного  суверенитета, что подразумевает  под собой тот факт, что вся полнота власти первоначально принадлежала народу.

Высшими органами государственной власти страны являются:

    • король;
    • парламент - риксдаг;
    • правительство.

 

  1. Особенности шведской монархии.

Монарх в Швеции — номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных властных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Реальное положение монарха отражает классическая формула: «монарх царствует, но не правит». «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство.

Обладавший в  XIX в. большими полномочиями и постепенно терявший их в XX в., сегодняшний шведский монарх является одним из "слабейших" в мире, и его роль сугубо номинальна:

  • власть в стране исходит от народа, а не от монарха;
  • монарх не возглавляет исполнительную власть;
  • монарх не имеет права вето;
  • монарх не имеет права распустить парламент;
  • монарх даже формально не назначает премьер-министра, министров;
  • монарх не может сместить министра;
  • монарх не производит и иных назначений - военачальников, дипломатов и др. (все назначения осуществляет правительство и реже - парламент).

Если монарх в  течение 6 месяцев по состоянию здоровья или иным причинам не исполнял своих обязанностей, парламент может констатировать прекращение его полномочий.

Во время войны  монарх обязан следовать за правительством и выполнять его поручения. Монарх не имеет права покидать страну без разрешения государственных органов Швеции. Монарх не имеет права исповедовать никакой религии, кроме принятой в Швеции евангелистской, а также не имеет права вступать в брак без разрешения парламента. Нарушение этих правил влечет потерю трона как монархом, так и его потомками.

Единственное  реальное полномочие короля Швеции - играть символическую церемониальную роль. Он совершает заграничные визиты и принимает у себя представителей иностранных держав, открывает заседания парламента, участвует в регулярных совещаниях с министрами, принимает верительные грамоты иностранных послов. Для принятия нового закона согласие короля не требуется - достаточно, чтобы он был утвержден парламентом. Кроме того, король участвует в ежегодной церемонии вручения Нобелевской премии.

Большинство монархий современности — это династические монархии, власть в которых передается по наследству.

Известны несколько  способов престолонаследования: австрийский, кастильский, салический.

В Швеции существует кастильский способов престолонаследования, не исключающий женщин из очереди престолонаследников, но отдающий предпочтение мужчинам. При этом выделяют две разновидности такого способа престолонаследования: кастильский традиционный и кастильский современный. В соответствии с первым престол наследуется по старшинству, однако действует правило «младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой». Кастильский же современный такого исключения не предусматривает, престол переходит по старшинству (в Швеции).

В настоящее время правящей династией в Швеции является династия Бернадотов. Она имеет французское происхождение и была призвана на шведский престол в 1818 г.

Сегодняшним королем  Швеции с 1973 г. является представитель  данной династии Карл XVI Густав. Ранее шведский трон наследовался только по мужской линии, а с 1979 г. это право получили и женщины. При наследовании старший брат, старшая сестра и их потомки имеют преимущество перед младшим братом, младшей сестрой и их потомками.

 

  1. Специфика избрания парламента Швеции и организация его деятельности.

В качестве высшего  законодательного и представительного  органа Швеции Форма правления 1974 г. предусматривает однопалатный парламент – риксдаг.

Риксдаг избирается непосредственно народом с 18-летнего возраста. Парламент избирается на 4 года по пропорциональной системе.

Пропорциональная  системе в Швеции имеет свои особенности:

  • парламент состоит из 349 депутатов;
  • пропорциональные выборы проходят в территориальных многомондатных округах;
  • всего округов - 39, и по территории они совпадают с ленами (областями), то есть каждый лен по пропорциональной системе избирает своих депутатов; между собой конкурируют "ленные" партийные списки общешведских партий;
  • в территориальных округах (ленах) разыгрывается 310 мандатов, а 39 зарезервировано в качестве "уравнивающих";
  • по итогам выборов мандаты от лена (всего 310 мандатов от 39 ленов) распределяются только между теми партиями, которые по лену собрали не менее 12% голосов (партии, набравшие в масштабах лена менее 12% голосов, исключаются из распределения мандатов по данному лену);
  • после того как 310 мандатов от ленов распределены, распределяются 39 "уравнивающих" мандатов;
  •   "уравнивающие мандаты" раздаются тем партиям, которые набрали меньше 12% по ленам, но не менее 4% в масштабе всей страны.

Таким образом, данная система дает большое преимущество крупным партиям (а только им под силу преодолеть 12-процентный барьер в каждом лене), но оставляет при этом небольшой шанс средним партиям (способным собрать 4% по стране, но не "дотянувшим" до 12% в ленах).

Благодаря указанной  системе в Швеции за места в  риксдаге традиционно борются только 5 партий: социал-демократическая, 3 правых партии и коммунистическая.

Социал-демократическая  рабочая партия Швеции (СДРПШ) – длительное время была самой сильной и влиятельной партией в стране. С 1934 г. с небольшими перерывами (1939 - 1945 гг., 1976 - 1982 гг., 1991 - 1994 гг.) она более 50 лет являлась правящей партией, имела большинство в риксдаге и формировала правительство.

Однако по результатам всеобщих выборов, прошедших 19 сентября 2010 г., cоциал-демократы по доле поданных за них голосов откатились до самой низкой отметки со времен Первой мировой войны, получив лишь 30,9%* – куда ниже тех 40%, которые они собрали на предыдущих выборах.

Впервые в состав парламента вошли ультраправые шведские демократы, которым теперь может достаться роль партии с решающим голосом.

Действующий премьер-министр Фредрик Райнфельдт стал первым консервативным лидером, переизбранным на второй срок – хотя возглавляемому им правоцентристскому альянсу и не удалось добиться собственного большинства. К тому же его Умеренная коалиционная партия едва не стала крупнейшей политической партией Швеции, – место, которое по традиции с большим отрывом занимала социал-демократия. Умеренные собрали 30 процентов голосов, намного превысив свой результат на предыдущих выборах, когда за них проголосовали около 20% избирателей.

Особенностью  шведского парламентаризма также  является:

  • наличие у депутатов риксдага заместителей;
  • наличие должности тальмана.

Часть кандидатов в депутаты, которые не прошли по партийным спискам, становятся заместителями депутатов. Они помогают депутату в работе и становятся депутатами в случае, если должность депутата (заместителем которого они являлись) станет до выборов по какой-либо причине вакантной.

Тальман - председатель парламента (риксдага), избираемый большинством его депутатов на весь срок полномочий риксдага. Отличительная черта тальмана риксдага в том, что он больше, чем спикер.

Будучи председателем  парламента, тальман фактически выполняет  функции президента в парламентарной республике или монарха в парламентарной монархии (например, представляет для назначения кандидатуру в премьер-министры, представляет кандидатуры для назначения (избрания) других должностных лиц, выполняет иные функции). Это происходит потому, что король в Швеции практически лишен даже тех номиниальных полномочий, которые имеют монархи в других парламентарных монархиях (например, официально назначать кого-либо на должности). Помимо тальмана риксдаг избирает трех вице-тальманов.

 

  1. Отличие правительства Швеции от других правительств Европы

Особенность шведской парламентарной монархии в том, что  Швеция имеет очень "слабого" монарха, "сильный" парламент - риксдаг и весьма "сильное" правительство.


Оно выполняет  не только традиционные для правительства  функции, но и (совместно с тальманом) функции, присущие обычно монарху. Согласно Форме правления 1974 г. "правительство управляет государством". Это действительно так, поскольку правительство Швеции:

•  вырабатывает основные направления внутренней и  внешней политики;

  • представляет риксдагу проект бюджета;
  • исполняет бюджет;
  • назначает судей;
  • назначает военачальников;
  • назначает дипломатических представителей за рубежом;
  • назначает руководителей шведской церкви из кандидатур, предложенных церковным съездом;
  • осуществляет многие другие назначения в стране; имеет право распустить парламент;

• обладает иными полномочиями.

Руководит работой правительства  и является реальным политическим лидером страны премьер-министр, избираемый парламентом.

Правительство ответственно перед парламентом, который имеет  право выразить  недоверия правительству. В таком случае последнее либо уходит в отставку, либо распускает парламент и назначает досрочные выборы. Новый парламент избирается на остаток срока прежнего, распущенного парламента.

 

  1. Конституционно-правовая уникальность Швеции.

Конституционно-правовая уникальность Швеции заключается в том, что Швеция входит в небольшое число стран (наряду с Великобританией и Израилем), которые не имеют конституции как единого кодифицированного акта. Современную конституцию Швеции составляют четыре различных конституционно-правовых акта:

  • Форма правления 1974 г.;
  • Акт о престолонаследии 1810 г.;
  • Акт о свободе печати 1949 г.;
  • Основной закон о свободе высказываний 1991 г.

Самым важным из этих актов является Форма правления 1974 г.

Самым подробным  и ключевым из шведских конституционных  актов является Форма правления 1974 г. Из четырех указанных актов именно Форма правления охватывает наиболее важные общественные отношения - права и свободы человека и устройство государства.

Фактически (и  по структуре, и по содержанию) Форма  правления 1974 г. является конституцией Швеции, а остальные три акта во многом дополняют ее и регулируют более частные вопросы.

Швеция стала  первой страной, где на конституционном  уровне была объявлена свобода печати: подданные имели право выпускать в свет печатные произведения без какого-либо предварительного контроля государства.

 

  1. Основные права и свободы.

Важнейшие права и свободы, конституционно закрепленные в Швеции:

  • свобода высказываний;
  • свобода информации;
  • свобода собраний;
  • свобода демонстраций;
  • свобода союзов;
  • свобода религии;
  • право на жизнь (включая запрет смертной казни);
  • запрет телесных наказаний;
  • запрет принуждения раскрывать свои взгляды в политической, религиозной, культурной и иных сферах;
  • запрет принуждения к участию в политических мероприятиях;
  • право на тайну, неприкосновенность и святость частной, семейной и интимной жизни;
  • запрет ознакомления с перепиской и иной интимной корреспонденцией, тайного подслушивания или записывания разговрров, иного наблюдения за личной жизнью человека;
  • право на свободу передвижения, свободный выезд за границу и свободное возвращение в Швецию;
  • запрет неблагожелательного отношения к людям с другим цветом кожи, вероисповеданием, языком, национальностью;

Информация о работе Монархия Швеции