Монархия как форма правления:история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование такой формы правления, как монархия.
Задачи работы:
- определить сущность и значение формы правления на различных этапах развития общества и виды форм правления;
- отметить особенности монархии как формы правления;
- изучить основные виды монархии.

Содержание

Ввидение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, историческое развитие и виды правления……….4
Глава 2. Общая характеристика монархии
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии………………6
2.2 Сущность монархии……………………………………………….11
2.3 Организация монархической власти……………………………..14
2.4 Преимущества и недостатки монархии…………………………..16
Глава 3. Виды монархического правления ………………………….19
Заключение………………………………………………………….…23
Список литературы…………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Монархия как форма правления.docx

— 19.45 Кб (Скачать)

Монархия  как форма правления:история  и современность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Ввидение………………………………………………………………..3  
Глава 1. Понятие, историческое развитие и виды правления……….4  
Глава 2. Общая характеристика монархии  
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии………………6  
2.2 Сущность монархии……………………………………………….11  
2.3 Организация монархической власти……………………………..14  
2.4 Преимущества и недостатки монархии…………………………..16  
Глава 3. Виды монархического правления ………………………….19  
Заключение………………………………………………………….…23  
Список литературы…………………………………………………....25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Актуальность настоящего курсового исследования. Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.  
Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения1.  
Когда египетский король Фарух (получивший образование в Англии) потерял власть, он предсказал, что к концу XX века в мире останется лишь пять монархов: короли червей, бубен, треф и пик, плюс — король Англии. Тем не менее, как мы знаем, довольно много монархий спокойно и уверенно перешли в XXI век, поэтому исследование этой формы правления и в настоящее время представляет научный интерес.  
Цель данной работы – исследование такой формы правления, как монархия.  
Задачи работы:  
- определить сущность и значение формы правления на различных этапах развития общества и виды форм правления;  
- отметить особенности монархии как формы правления;  
- изучить основные виды монархии.
 
 
 
 
 
 
 

 
Глава 1. Понятие, историческое развитие и виды правления  
 
Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного (государственного) права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые также весьма разнообразны. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества1. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов.  
По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.  
История знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью - единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган - это парламент, конгресс, Государственная Дума, - избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой.  
Разновидности монархии и республики определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.  
 
Глава 2. Общая характеристика монархии  
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии  
 
Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — 1) форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру...) и обычно передаётся по наследству; 2) это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат её нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима .  
В руках монарха может быть сосредоточена верховная государственная, военная и судебная власть (абсолютная монархия, ныне только в странах Азии; Ватикан является монархией теократической), в наше время она обычно ограничена высшим законодательным органом страны (тогда говорят о парламентской, или конституционной монархии).  
Поэтому, чтобы вполне понять сущность монархии, сравним строй разных государств в их становлении с древности до сегодняшнего дня.  
Египет – пример обожествления человека. Фараон считался сыном бога Осириса и братом бога Гора, «богом на земле». Люди падали перед ним ниц, его приказания не оспаривались и ничем не сдерживались. Такая власть была абсолютна, всесильна и всеобъемлюща. Египтяне очень бережно относились к своему царствующему роду, как к роду земных богов. За историю Древнего Египта от Менеса до Клеопатры сменилось 32 династии. Смена династий сопровождалась тяжелыми социальными кризисами в египетских государстве и обществе: нашествие гиксосов, захват страны сначала персами, потом эллинами и, наконец, римлянами. Царица Клеопатра, последняя из Династии Птолемеев, вела свою родословную от древних династий, связывая свое правление с отделенными от нее тысячелетием правлениями великих Тутмоса III и Рамсеса II. Царская династия – кровь государства, связь небес и земли, которой нужно потому беспрекословно подчиняться. Фараон – божественный Осирис, царица – богиня-мать Изида. Такой подход к определению единоличной власти получил развитие в Древнем Риме после Цезаря. Гай Юлий Цезарь был влюблен в Клеопатру и много времени проводил в Александрии, потому египетская идеология и была взята им за основу при реформировании идеократической составляющей римской государственной модели. Принципат и доминат, пришедшие в Риме на смену республике, обожествляли правителя, называвшегося в честь великого Гая цезарем. Отсюда и название единоличной обожествляемой власти – цезаризм.  
Такая модель была характерна для государств как древности, так и более позднего времени на Западе и на Ближнем Востоке: древние Вавилон и Персия, Рим от Августа до Диоклетиана, средневековая Европа. Цезаризм породил абсолютизм, сущность которого очень точно выразил король-солнце Людовик XIV: L’etatc’estmoi – Государство – это я.  
В Китае, наоборот, издревле обожествлялась не личность правителя, а сама власть. Если в Египте фараон был неприкосновенен, священен: ни на него самого, ни на его наследников нельзя было поднять не только руки, но даже глаз, – то история Китая – это история переворотов. Принцип власти не имел значения, имело значение только то, что прав тот, у кого власть есть. Власть священна, ей нужно подчиняться, если ты не можешь ее оспорить. Величайший памятник архитектуры Древнего Востока – Великая Китайская стена – был построен по приказу богдыхана Цинь Ши-Хуанди, захватившего власть во время переворота. Его династия не удержалась и двух поколений, стена стоит до сих пор. Китайские династии сменяли одна другую: Цинь, Хань, Тан, Чжоу, Юань, Мин, Цин. С Синьхайской революцией в Поднебесной ничего не изменилось: на смену диктатуре националистов, утвержденной харизмой Сунь Ятсена, пришла диктатура коммунистов, поддерживаемая образом Мао Цзэдуна. И даже на «демократическом» Тайване Чан Кайши безраздельно правил 30 лет – вплоть до своей смерти. Не важно, какова сущность власти, важно, что власть священна. Так основана модель восточного самовластия.  
Однако, если для европейца из типичной католической страны монархия и представляется в форме абсолютизма, если для араба монархическая власть и сводится к самовластию местного шейха, то вряд ли такой монархическая власть была у нас. Откуда пришла монархическая идея в Россию? Взглянем с вами в глубь веков.  
Древняя Иудея 3200 лет назад. Моисей выводит евреев из Египта, и на горе Синай ему явился Бог, Который дал законы, в частности – Десять заповедей. Среди законов были и законы государственные. Так, Бог пообещал евреям дать царя. Но до тех пор избранным народом правили судьи – те, кому от Бога было дано разрешать по справедливости споры людей. Но с течением времени такой власти становилось недостаточно. Потому примерно 3000 лет назад по велению Бога пророк Самуил возвестил еврейскому народу о помазании царя. Первым царем стал Саул. Как гласит Библия, царь был дан для того, чтобы вести народ по заповедям Божиим, для чего царю давался меч – карать злых и поощрять добрых. Царь должен владычествовать в страхе Божием, чтобы быть праведным. Власть иудейского царя – это власть помазанника Божиего. Он не бог, он лишь первый из его земных слуг. Потому и говорит Иисус Христос в ответ на каверзный вопрос фарисея: воздавайте кесарево кесарю и Божие Богу.  
Недостатки еврейского государства, отступление евреев от Бога, выразившееся в распятии Христа, привели к тому, что Господь возвысил кесаря, то есть правителя Рима. Через кровь христианских мучеников были искуплены грехи римских оргий, и Константину Великому было дано видение: на небе появился образ Креста и слова «Этим победишь!». Нанеся кресты на шлемы своих воинов, Константин победил язычника Максенция и стал правителем Рима. Православие в 325 году стало государственной религией Рима.
 
 
 

Информация о работе Монархия как форма правления:история и современность