Монархия как форма правления. Виды монархий

Автор: Мария *, 25 Августа 2010 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

В XXI веке вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности, во все исторические эпохи многие мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Некоторые из них (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Понятие и сущность монархии ……………………………………………..5
1.1Признаки монархии как формы правления ……….……………………6
1.2 Особенности монархической формы правления…………………….6
1.2.1 Основные черты монархического правления……………………...6
1.3 Достоинства и недостатки монархической формы правления.............8
2 Виды монархий как формы правления. ……..................................................11
2.1 Абсолютная монархия………………………………………………….11
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………….12
2.2.1 Дуалистическая монархия……………………………………13
2.2.2 Парламентарная монархия……………………………………14
2.3 Исторические виды монархий…………………………………………14
2.3.1 Современные монархии…………………………………………….19
Заключение.............................................................................................................27
Библиографический список..................................................................................29
Приложение №1 ……………………………………………………...………….31

Работа содержит 1 файл

КурсР.rtf

— 328.05 Кб (Скачать)

              . сословно-представительная монархия;

              . абсолютная монархия.

     Раннефеодальная  монархия - как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

     Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

              . раздробленность территории;

              . слабость центральной власти;

              . непрочность государственного устройства;

              . наличие остатков родового самоуправления.

     По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.

     Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

     Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

     Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

     Поэтому и создавались крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками центральной власти.

     Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи  и  она   распадается   на отдельные изолированные государства.

     Сословно-представительная монархия - это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

     Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей  третьего  сословия  (купцов,  ремесленников,           средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

       В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

     Абсолютная монархия - рассмотрена в пункте 2.1

     Тирания.

     По Аристотелю: искажение монархии есть "тирания".

     Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".

     Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.

 

      2.3.1 Современные монархии

 

     Монархия как форма правления, при которой вся верховная государственная власть, получаемая обычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегодня существует в 30 странах мира.

     В Азии находятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства3.

     В Европе монархий 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной, теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще в Саудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, и правление осуществляется не светским, а духовным лицом.

     В Африке насчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Еще одна монархия существует в Океании, это -- Тонга. Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европе -- датская, ведущая свой отсчет с 899 года.

     Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

     Великобритания -- самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

     Япония -- практически единственная империя в мире. Император страны -- символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

     Монархический принцип вовсе не отрицает разнообразия. Большей частью королевства -- конституционные монархии, где власть правителя ограничена как писаными законами, так и исполнительными учреждениями. В конституции Японии, например, сказано, что император является лишь «символом государства и единства народа», его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть4.

     В ряде стран Востока короли, эмиры и султаны обладают всей полнотой исполнительной власти. В них монархи располагают прерогативами главы государства, верховного главнокомандующего, правом назначать и отзывать главу правительства, созывать и распускать парламент, представлять государство на международном уровне, награждать и присваивать почетные звания. Верно и то, что во всех европейских странах монарх «царствует, но не правит», однако это не означает лишения его широких прав и возможностей. Об этом свидетельствуют мудрые и мужественные действия короля Испании Хуана Карлоса во время попытки государственного переворота в феврале 1981 года. Король -- гарант демократии? Возможно ли это? Да.

     Ярким примером причудливого переплетения феодальных и капиталистических черт служит княжество Андорра. Там много столетий существует совершенно особый, не похожий на другие режим. В Андорре два главы государства. Оба имеют титул князя. Такая ситуация существует уже более 700 лет, точнее, с 8 сентября 1278 года, когда епископ Урхельский и граф Фуа положили конец длительному конфликту, вызванному притязаниями на феодальное княжество, граничащее с Францией и Испанией. В 1589 году граф Фуа и Наварры стал королем Франции под именем Генриха IV. С тех пор главой андоррского княжества от Франции является глава французского государства.

     Государственные институты в Андорре остались такими же, какими были века назад. Генеральный совет страны (парламент) избирается раз в четыре года, политические партии запрещены.

     В связи с этим встает вопрос: монархия -- это лишь форма власти или нечто иное? Это реликт средневековья или полноценный институт? Для стран Запада ответы на эти вопросы дает Великобритания, которую многие считают классической моделью цивилизованной монархии.

     Англичане узнают о своем монархе с малолетства. И всю жизнь видят его портреты в школах, магазинах, учреждениях, а новости о нем каждодневно получают из газет, передач телевидения и радио. Из королевской семьи наиболее популярны сама королева Елизавета II, ее муж принц Филип -- герцог Эдинбургский и ее сын -- наследный принц Чарльз.

     «Таймc» в ежедневной хронике занятий королевской семьи скрупулезно перечисляет место и время церемоний и мероприятий, на которых присутствует кто-либо из родственников королевы или она сама. Так, все узнают о том, что королева-мать посетила дом призрения или больницу, дочь королевы принцесса Анна или сестра королевы принцесса Маргарет -- детский приют, а герцог Эдинбургский -- учебное заведение, военную школу или спортивную ассоциацию. Принц Филип открывает атомные электростанции, стадионы, новые мосты, произнося при этом собственноручно написанные и, как правило, остроумные речи.

     Но зачем все это англичанам? Начнем с того, что корона -- это достаточно реальная политическая власть. Монарх фактически является несменяемым членом правительства. Он имеет доступ ко всем документам кабинета. Его обязаны ставить в известность о всех важных решениях во внутренней и внешней политике. Он утверждает премьер-министра и одобряет министерские и политические назначения, поддерживает связи с «оппозицией Его Величества»5.

     Монарх в состоянии не только оказывать давление на кабинет с целью принятия или непринятия какого-либо решения. Он может отстаивать свое мнение, требовать, чтобы оно было доложено кабинету и рассмотрено им. Так, король Георг V был инициатором расчленения Ирландии. В годы первой мировой войны поддерживал военное командование против кабинета, а в 1917 году вопреки воле министров послал Николаю Романову телеграмму сочувствия по поводу отречения от престола. В 1924 году он отказался принять посла СССР. Все годы своего правления король играл важную роль в колониальной политике Великобритании.

     Правящими слоями монархия используется в качестве символа единства нации и незыблемости британской политической системы. Само ее положение в стороне от текущих дел, выше перипетий политической жизни сохраняет определенный ореол таинственности, а любовь к трону соединяет подчас людей противоположных взглядов.

     Видимо, этими соображениями руководствовались испанцы, вернув в 1975 году корону на национальный флаг. И это в развитой стране, народ которой имеет громадный политический опыт и за последние двести лет совершил пять антимонархических революций.

     В то же время не будем и переоценивать институт монархии. В западноевропейских странах на современном уровне развития экономики и гражданского общества он играет скорее вспомогательную роль, практически не влияет на темпы роста и характер развития экономики, на решение социальных вопросов. Но если в Европе монархии -- своеобразные гаранты государственного устройства и общественного строя, то на Востоке они нередко активные участники преобразований.

     Один из парадоксов новейшей истории состоит в том, что развитие капитализма во многих странах Востока (индустриализация, создание национального рынка, появление современных классов и слоев, организация развитой сети здравоохранения и массового образования, устранение одиозных форм правления) начиналось и сейчас осуществляется при активной поддержке самих феодальных правителей. В той мере, в какой позволяют национальные ресурсы, они способствуют социально-экономическим реформам. Если же они противятся переменам, их свергают, как свергли египетского короля Фарука или короля Ирака.

     Кувейт ныне -- государство всеобщего благоденствия. Высокий уровень потребления, хорошо оплачиваемая работа для коренных жителей, бесплатное образование и здравоохранение -- все это сохраняется. А поскольку благополучие было достигнуто (от крайне низкого, нищенского уровня) под руководством правящей семьи ас-Сабахов, немудрено, что большинство населения уважает династию, и в особенности эмира.

Информация о работе Монархия как форма правления. Виды монархий