Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:07, реферат
Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением.
Введение 3
Особенности монархической формы правления 4
Абсолютная монархия 7
Дуалистическая монархия 8
Достоинства и недостатки монархии 10
Монархии дошедшие до наших дней 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
Форма
государства как организация, устройство
государственной власти в каждом
отдельно взятом государстве имеет
свои особенности. Это значит, что
нет каких-то универсальных, раз и навсегда
установленных государственных форм,
и история государства является наглядным
тому подтверждением. Форма каждого отдельно
взятого государства, включая его форму
правления, форму государственного устройства
и политический режим, складывается или
изменяется в конкретно-исторических
условиях под воздействием самых разнообразных
факторов. На форму государства, в том
числе на форму правления, форму государственного
устройства и политический режим, влияет
прежде всего то, кому принадлежит государственная
власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность
государственной власти каким-либо классам,
сословиям, социальным группам характеризует
содержательную сторону государства,
а содержание с точки зрения философии
является фактором, непосредственно влияющим
на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя
он и является определяющим, не следует
абсолютизировать. Как опять же учит философия,
между содержанием и формой нет жесткой
зависимости. Однo и то же содержание может
быть выражено в разных формах, а одна
и та же форма может наполняться разным
содержанием. Вследствие этого у государств,
имеющих одинаковое содержание, могут
быть разные формы, и, наоборот, государства
с разным содержанием могут иметь одинаковые
формы. Это обусловлено тем, что на форму
государства помимо его содержания влияют
и другие факторы, причем как внутреннего,
так и внешнего свойства.
Монархия
– форма государственного устройства,
при которой верховная
Феодальные,
к которым относятся
Абсолютная
монархия характеризуется юридическим
и фактическим сосредоточением всей
полноты государственной (законодательной,
исполнительной, судебной), а также духовной
(религиозной) власти в руках монарха.
Часто в качестве иллюстрации абсолютисткой
формы правления, приводят формулу петровского
Воинского устава арт. 20 которого гласит:
«Его Величество есть самовластный Монарх,
который никому на свете о своих делах
ответу дать не должен, но силу и власть
имеет свои государства и земли, яко христианский
Государь, по своей воле и благомнению
управлять». Согласно государственно-правовым
актам монарх осуществляет исполнительную
власть совместно с правительством, а
законодательную - при помощи разного
рода законосовещательных органов (выборных
или назначаемых), основной функцией которых
является рассмотрение законопроектов
без права их принятия. 2Многими
политическими мыслителями (наиболее
ярким из них был Монтескье), абсолютизм
рассматривался как наиболее современная
форма правления, из-за неделимости верховной
власти, ее постоянства и применимости
к большим по размеру странам. В результате
революционных процессов абсолютная монархия
была заменена монархией т.н. буржуазного
типа, в которой власть монарха ограничивается
конституцией, имеется выборный законодательный
орган - парламент и независимые суды.
Но необходимо отметить, что конституционная
форма монархической власти является
наиболее динамической формой и представляет
собой сложный процесс внутреннего развития
от дуалистической монархии через конституционную
к парламентской форме.
Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут ответственность только перед ним. Правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. 3При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы государства. При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнанадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М.Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А.Лейпхарт). Парламентская (парламентарная) конституционная монархия характеризуется тем, что монарх фактически лишен реальных властных полномочий и выполняет только представительские функции. В политической системе государств с такой формой правления действует принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальные властные полномочия принадлежат высшему представительному и законодательному органу страны — парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидером парламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления — Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественно возникает вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формой правления? Ответ видится в следующем. Монарх назначает правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делает парламент. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров, а те непосредственно подотчетны парламенту, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации. Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. 4И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом». Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан. Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи – пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния. Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример – это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права. И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании «единого европейского дома», отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство. Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров. Так что монархия — это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.
Монархия как форма правления, при которой вся верховная государственная власть, получаемая обычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегодня существует в 30 странах мира. В Азии находятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства. В Европе монархий 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной, теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще в Саудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, и правление осуществляется не светским, а духовным лицом. В Африке насчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Еще одна монархия существует в Океании, это — Тонга. Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европе — датская, ведущая свой отсчет с 899 года. Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.) Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.
Япония
— практически единственная империя
в мире. Император страны — символ
государства и единства нации, хотя
вся законодательная и
Монарх
в состоянии не только оказывать
давление на кабинет с целью принятия
или непринятия какого-либо решения.
Он может отстаивать свое мнение, требовать,
чтобы оно было доложено кабинету и рассмотрено
им. Так, король Георг V был инициатором
расчленения Ирландии. В годы первой мировой
войны поддерживал военное командование
против кабинета, а в 1917 году вопреки воле
министров послал Николаю Романову телеграмму
сочувствия по поводу отречения от престола.
В 1924 году он отказался принять посла СССР.
Все годы своего правления король играл
важную роль в колониальной политике Великобритании.
Правящими слоями монархия используется
в качестве символа единства нации и незыблемости
британской политической системы. Само
ее положение в стороне от текущих дел,
выше перипетий политической жизни сохраняет
определенный ореол таинственности, а
любовь к трону соединяет подчас людей
противоположных взглядов. Видимо, этими
соображениями руководствовались испанцы,
вернув в 1975 году корону на национальный
флаг. И это в развитой стране, народ которой
имеет громадный политический опыт и за
последние двести лет совершил пять антимонархических
революций. В то же время не будем и переоценивать
институт монархии. В западноевропейских
странах на современном уровне развития
экономики и гражданского общества он
играет скорее вспомогательную роль, практически
не влияет на темпы роста и характер развития
экономики, на решение социальных вопросов.
Но если в Европе монархии — своеобразные
гаранты государственного устройства
и общественного строя, то на Востоке они
нередко активные участники преобразований.
Один из парадоксов новейшей истории состоит
в том, что развитие капитализма во многих
странах Востока (индустриализация, создание
национального рынка, появление современных
классов и слоев, организация развитой
сети здравоохранения и массового образования,
устранение одиозных форм правления) начиналось
и сейчас осуществляется при активной
поддержке самих феодальных правителей.
В той мере, в какой позволяют национальные
ресурсы, они способствуют социально-экономическим
реформам. Если же они противятся переменам,
их свергают, как свергли египетского
короля Фарука или короля Ирака.
Для понимания особенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формы государственного (территориально-политического) устройства. Понятие «форма государственного устройства» предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного уровня. Государственное устройство – это процесс территориальной организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения. Форма правления — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — это монархия и республика и их разновидности. Монархия – форма государственного устройства, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, осуществляющему ее по собственному праву, а не в порядке делегации и передающего ее по наследству в порядке престолонаследия. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии. Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. Монархии можно подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.