Монархическая форма правления. Понятие и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Монархия - одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

Содержание

Введение

1.Развитие и сущность монархии
2.Виды Монархий

2.1.Патриархальная монархия yg)

2.2.Сакральная монархия __________^^ ./$

2.3 .Деспотическая монархия 4 у

2.4.Сословно-представительная монархия у/

2.5.Абсолютные монархии „__ ^/3

2.6.Конституционные монархии „__________^ /V

2.7.Дуалистическая монархия __ fs

2.8.Парламентарная монархия _________________^^ /&

2.9.Тирания _____„__, %

3.Достоинства и недостатки монархии /#

Заключение 1/

Библиография^ ____^____________, __ №

Приложения

Работа содержит 1 файл

Монархическая форма правления. Понятие и признаки.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

      Подводя итог рассмотренных в первой главе  вопросов заключим -монархия - это по выражению философа И.А. Ильина5 «органическая» форма правления требующая религиозных начал особой общественно-психологической атмосферы и т.д. ее нельзя «вводить» произвольно «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо монархия как форма правления весьма неоднородна гибки и изменчива.

      А теперь более подробно рассмотрим разновидности  монархии. Как было определено в работе, монархия как форма правления весьма неоднородна и показала  в сравнительном  анализе свою гибкость  и   изменчивость, благодаря которым ей и удалось выжить в современных высокоразвитых демократических   государствах. Рассмотрим  историческое    разнообразие монархий.

 
5 Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права- М.: Юриспруденция 1999. С-108. 

3

 

        2.1. Патриархальная монархия (традиционная)

         Она характерна для традиционных обществ  и прямо происходит из развития   семейного  принципа.  Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай    -  принесение царской жертвы. Царь   добровольно  приносит  себя  в жертву во  имя   спасения своего народа. Мифологическое  наследие  подобного  рода  изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология".

          Он  пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

           Серьезность  царской  жертвы, память о которой  сохранялась в сознании   людей  в  течение  тысячелетий, наилучшим  образом  подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается  в христианском богословии.

         
         
         
        2.2. Сакральная монархия

    Сакральная  монархия - это  монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом.

Сакральные монархии часто связаны с традиционными  обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной  функцией фараона была  жреческая. Многовековая    история сакральных  монархий  привела  к относительной   сакрализации     любой монархической власти : сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови.

 


>i 

     В Средневековье  у французов  королевская кровь считалась настолько священной,  что  даже  не  законно рожденные  королевские   потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

         
         
        2.3. Деспотическая монархия

       
       
      По-гречески,    слово "деспот" означает "владыка", "повелитель".

       Деспотическая монархия складывается в военизированных  обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

       Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).

 
 
2.4. Сословно-представительная  монархия

       Их  в истории мы видим чаще всего. Сословно - представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно - представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта

 

       

       
      монархия  просуществовала вплоть до начала XX в.,  когда  окончательно уступила место национальному представительству.

       Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

       Напротив, в западной традиции сословных обществ  монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах  аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

       Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии -бояр.

       Надо  отметить, что сословным обществам  монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать над К сословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.

       В лучшие периоды отечественной истории  мы можем наблюдать у нас монархию сословную. С   созданием   единой   России мы перешли к сословно-представительной монархии  (в XVI-XVII вв.  царь   правил с аристократической Боярской думой и   сословным   представительством -Земским собором).

       Распространенно мнение историков, что сословное  педста и тем самым сословно - представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности.

        Нередко встречаются  упоминания ( это характерно для  Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).

       Отсюда  следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в  отечественной истории  - Земский собор кн. Всеволода  III  Большое 

II

 

    Гнездо  (1211г.), т.е.   наш парламент на 54 года старше английского, созванного  впервые в 1265 г. Сословно -      представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII - XVI вв.  В отечественной истории эта  форма  правления держится с середины  XVI  и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

         
         
        2.5. Абсолютные монархии

     Абсолютная  монархия представляет собой разновидность  монархической формы  правления, характеризующуюся  юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти  ( законодательной, исполнительной, судебной), а  также духовной (религиозной) власти в руках монарха ( по формуле  Петровского Воинского устава —  " самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен").

     Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными истории-ческими явлениями : с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.

     Большому  государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

     Абсолютная  монархия  связана  с  антихристианскими  тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристиани-зации     западноевропейской   культуры.    Существовал  так   называемый "просвещенный абсолютизм" , который означает лишь одно : на троне сидит абсолютный  монарх, которому на ухо  нашептывает умные советы один из просветителей.

 

     


 

В эпоху  Просвещения  существовал   принцип    общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть  его   в  том, что в интересах дворянства или  других  сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и   подданным  остается  только повиноваться.  Именно  этот принцип  был  реализован  в  абсолютизме.  В  настоящее  время  в мире сохраняются 8 абсолютных  монархий : Бахрейн,   Бруней,  Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ,   Оман,  Саудовская Аравия, Кувейт, Катар.   В   последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий. Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсо- лютная теократическая  монархия - особая форма организации власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.  Примером  такой  монархии  является Ватикан,  где законодательная,  исполнительная  и  судебная    власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

         
         
        2.6.Конституционные  монархии

       Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании  в  конце  XVII в.  Результате  буржуазной революции.

      Характерными   институтами   данного  вида монархии являются т.н. контрасигнатура и цивильный лист.

      Контрасигнатура  представляет  собой   скрепление   акта    монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и   политическую  ответственность  за  данный  акт несет  скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия.  Контрасигнатура была введена в Англии в

 

      

    lb

начале  XVIII  века  как  эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление  контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

         
         
        2.7. Дуалистическая монархия

     Дуалистическая  монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

         
         
        2.8. Парламентарная монархия

      Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид  конституции-оной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самосто-ятельо воспользоваться , Все  исходящие  от  монарха  акты нуждаются в

 

      


/6 

официальном  одобрении  министров.  В ряде   парламентарных  монархий (Япония, Швеция) монарх  по  конституции даже  формально не   имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

             
             
            2.9.Тирания

    По Аристотелю: искажение монархии есть тирания.

    Тирания власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в  последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане тирана охраняют наемники».

Информация о работе Монархическая форма правления. Понятие и признаки