Многообразие подходов к понятию и сущности права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.

Содержание

Введение
1. Проблемы понятия права в мировой и отечественной юриспруденции. 3
2. Признаки (свойства) права. 9
3. Концепции правопонимания.
4. Объективное и субъективное право.
5. Право и Закон. 17
Заключение
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

        Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее – известной разрозненности или даже противоречивости определений понятий о праве? В значительной мере “да”. Возможно использование нескольких путей и попыток решения данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений понятия права выработать пригодное “на все времена” и “на все случаи жизни” общее определение понятия права. В отечественной и зарубежной юридической литературе такие попытки предпринимались и неоднократно. Отмечалось, в частности, что “общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других смежных, неправовых общественных явлений”.

        Однако тут же, и не без основании, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться “одним лишь общим определением понятия права”, поскольку в нем не могут получить “свое непосредственное отражение” весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права”.  Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального типов права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое “вбирало” бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

        Анализ данного, равно  как и других, ранее приведенных  в качестве примера, общих понятий  права показывав, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, они не могут служить – окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие – эффективным средством или путем преодоления негативных последствии множественности, разрозненности и противоречивости представлении о праве.

  В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством  преодоления негативных последствий  множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

           О каких конкретно  признаках и чертах идет речь? О  многих. Но в первую очередь о  тех, которые позволяют выделить права как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств. Об это мы и поговорим в дальнейшем.

     2. Признаки (свойства) права.

  Признаки  права, характеризуют его как  специфическую систему общественных отношений.

    1 признак – нормативность. Право  имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»6. Нормы права следует рассматривать как «рабочий  инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

    2 признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел.

  3 признак  – системность. Право представляет  особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

  4 признак  – интеллектуально - волевой характер  права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

  5  признак – обеспеченность возможностью  государственного принуждения.  Государственное  принуждение – фактор, позволивший четко разграничить  право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм

3. Концепции правопонимания.

      История теории правовой мысли знает две  основные концепции понимания права: юридическую и легистскую.  Легистская трактовка (от латинского "lex" –  закон) отождествляет право и  закон.  Право по ней – это  продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное  (существующее, действующее) право.  Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.

      В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права как метода регуляции общественных отношений.  Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство.  Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей.  Можно сказать, что "Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях".7  Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

      В реальности люди, т.е. субъекты права фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни.  Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность.  Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными.  Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – "Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности".8  Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства.  Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы.  Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга.

      Право преобразует фактические различия между людьми в порядок равенств и неравенств, согласованных по единым нормам.  Другие концепции понимания права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

      Равные  права свободных членов общества охватывают все сферы жизни человека, включая и экономические (базовые  для его физического существования), а собственность является основой  этих отношений, таким образом, право  на собственность есть основа для  свободы и права.

      Кроме того, право содержит в себе такую  важнейшую категорию как справедливость, т.е. право по определению справедливо.  Справедливость это именно внутренне  свойство права, а не внеправовая  категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется).  Справедливость в праве означает "наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость".9  Можно сказать, что действовать по справедливости значит поступать согласно всеобщим и равным требованиям права, которые обязательны для всех членов общества, включая и носителей государственной власти, устанавливающих конкретную правовую норму. 

      Следует заметить, что нормы права реализуются через деятельность людей, и потому в юридической теории принято говорить о двух сторонах права – объективной и субъективной, взаимодействие которых воплощает в жизнь принципы права.

      В зависимости от того, какие причины преобладали в правообразовательном процессе конкретной системы права, одна из сторон права занимает решающее место среди источников права.  В некоторых государствах прецедентное право (например, судебная практика) играет решающую роль и впоследствии получает статут законодательной нормы, т.е. субъективное право предшествует объективному, в других случаях, на основе государственного законодательства возникают новые правоотношения, которые впоследствии закрепляются в юридической практике.

      Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.  Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона.  Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права.

      Однако  исходным является определение, которое  содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, "Право – это нормативная форма выражения свободы, посредством принципа формального  равенства людей в общественных отношениях".10

      Оба этих определения являются разными  сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона.  Например, "право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу".11

      В различные периоды истории, в условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена право было и будет основным регулятором общественных отношений.  Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя  в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме.  Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником свободную волю".12  В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно  отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями.

      Следует учитывать и то, что волевая  природа права многосторонняя.  С одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю.  Еще Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".13

      Понимание права как воли господствующего  класса характерно и для марксизма.  Действительно, отдельные правовые средства закрепляли и закрепляют имущественные или иные интересы различных классов, групп общества, корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д. 

      Функционирование  права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его субъектов исходных нормативно-юридических положениях, которые определяют содержание правового регулирования, и выступают мерой их поведения, т.е. принципах права.  Влияние права на общественные отношения в форме правового регулирования или воздействия базируется на принципах права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования.

      В зависимости от функционального  назначения и объекта применения принципы права подразделяются на две  основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

Информация о работе Многообразие подходов к понятию и сущности права