Мировой судья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:26, контрольная работа

Описание работы

Идея простоты и доступности суда для населения не нова. В Ветхом Завете тесть Моисея Иофор советовал зятю: «Ты же усмотри из всего народа людей способных. Боящихся Бога, людей праведных, ненавидящих корысть… пусть они судят народ во всякое время… во всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами» (Исх., 18:21–22)….
В работе автором будут рассмотрены предпосылки появления мирового суда в России XIX в., его возрождение в России современной; основные положения о мировых судьях в РФ; основные проблемы установления и деятельности мировых судей.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………3
Глава 1. Причины появления мирового суда в России XIX в.
и его возрождения в современной России. …………………………….4
Предпосылки появления мировых судей в России XIXв. ...4
Явления, предопределившие возрождение мирового суда в настоящее время. ………………………………………………6
Глава 2. Основные положения о мировых судьях РФ. ……………………8
Глава 3.Основные проблемы установления и деятельности мировых судей. ………………………………………………………………………………16
Заключение. …………………………………………………………………18
Список использованной литературы. ……………………

Работа содержит 1 файл

Мировой судья.docx

— 43.65 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы

Сургутский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

Дисциплина: «Правоведение» 

Тема: Мировой  судья 
 
 
 

                  Выполнил: Макарова И.А.

                  Специальность: «Финансы и кредит»

                  Группа: 61-ФиК

                  Зачетная  книжка:  №  340/08

                  Проверил: Калугина Лариса Викторовна – доцент кафедры гуманитарно-социальных дисциплин

                  Дата: «   »________________200__г.

                  Оценка:________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   

г.Сургут, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ. 

   Введение.  ……………………………………………………………………3

   Глава 1. Причины появления мирового суда в России XIX в.

         и его возрождения в современной России.  …………………………….4

    1. Предпосылки появления мировых судей в России XIXв.  ...4
      1.     Явления, предопределившие возрождение мирового суда в настоящее время.  ………………………………………………6

   Глава 2. Основные положения о мировых  судьях РФ.  ……………………8

   Глава 3.Основные проблемы установления и деятельности мировых судей.  ………………………………………………………………………………16

   Заключение.  …………………………………………………………………18

   Список  использованной литературы.  ……………………………………..19

   Приложения.  …………………………………………………….………….20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Тема  мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Ведь подумать только, мировые судьи появились в России еще в 1858г.!

   Идея  простоты и доступности суда для  населения не нова. В Ветхом Завете тесть Моисея Иофор советовал зятю: «Ты же усмотри из всего народа людей способных. Боящихся Бога, людей праведных, ненавидящих корысть… пусть они судят народ во всякое время… во всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами» (Исх., 18:21–22)….

   В работе автором будут рассмотрены  предпосылки появления мирового суда в России XIX в., его возрождение в России современной; основные положения о мировых судьях в РФ; основные проблемы установления и деятельности мировых судей.

   Автор данной работы ставит перед собой  задачу исследовать процессы формирования института мировых судей; явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время; основные положения о мировых судьях в РФ; основные проблемы установления и деятельности мировых судей.

   Материалом  для контрольной работы послужила  в основном законодательная база современности (прежде всего ФЗ «О мировых судьях в РФ», Конституция), а также электронные ресурсы. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ  МИРОВОГО СУДА В XIX В. И

ЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 
    1. Предпосылки появления мировых  судей в России XIX в.
 

      В октябре 1858 г. комиссия, созданная для  реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданнейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще.

      Мировой суд, по замыслу его создателей, должен был быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

      Решение правительства отделить суд от полиции  обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости. Кроме того, низшие дореформенные суды строились исключительно по принципу сословности, производство в них представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции.

      У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось.

      При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала  в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции. Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой для мировых и общих судов  кассационной инстанции. В лице мировых судей законодатель пытался создать  суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Высшей целью этих судов представлялось примирение сторон.

      Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система, состоящая из мировых и  общих судов. Такое разделение сразу  выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Явления, предопределившие  возрождение мирового  суда 

в настоящее время. 

      Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на разрешении и рассмотрении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления правосудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (городские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

      Несомненно  речь тогда шла о введении, а  точнее сказать, о возрождении при советской власти института, подобного дореволюционному российскому мировому суду. И по всей видимости лишь не вполне преодоленное в то время идеологическое табу на некоторые понятия, считавшиеся у нас в свое время не иначе как «буржуазными», помешало назвать такие суды своим именем. Принятыми в 1989 году Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве мировых судей, должности которых предполагалось учредить при районных (городских) народных судах, предпочли назвать «судьями по административному и исполнительному судопроизводству». Но даже в таком виде идее создания в стране Советов квазимировых судей не суждено было осуществиться.

      О необходимости введения в России полноценных мировых судей заговорили официально и открыто лишь в конце 1991 года, когда постановлением бывшего Верховного Совета РСФСР был одобрен документ под названием «Концепция судебной реформы в РСФСР». В конце 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Из его содержания (ч. 4 ст. 4) видно, что в перечень судов Российской Федерации теперь включены и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Должности этих судей «создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации» (ч. 4 ст. 17).

      Казалось  бы, с принятием названного закона оказались сняты все вопросы, мешавшие быстрому и разумному введению в стране института мировых судей. В нем даны все необходимые принципиальные положения, позволяющие на их основе внести небольшой раздел «О мировых судьях» в действующий Закон о судоустройстве. Одновременно с этим путем дополнения соответствующими разделами действующих ГПК и УПК можно было бы решить и вопросы, касающиеся полномочий и порядка деятельности мировых судей. Разумеется, эти вопросы надо было решать так, чтобы субъекты Федерации получили достаточно широкие возможности своими законодательными актами конкретизировать установленные федеральным законом положения, с учетом своих местных, национальных особенностей. После чего следовало ожидать, что субъекты Федерации быстро примут соответствующие собственные законы, введут должности мировых судей и суды начнут функционировать.

      К сожалению, у нас в данном случае оказалась весьма запутанная бюрократическая система. Вместо системного комплексного подхода к регулированию организации и деятельности мировых судов принялись решать эти вопросы в отрыве друг от друга. Так Федеральным Собранием был подготовлен проект федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», однако в том виде он был отклонен Президентом. Так что возрождение мировых судов в стране могло отодвинуться на неопределенный срок. Но необходимость воссоздания института мировых судей заставила наших политиков как следует поработать над проектом и  после внесения необходимых изменений закон был подписан Президентом Российской Федерации 17 декабря 1998 года. 
 
 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РФ. 

   Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей (ст. 4, 21, 28). Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена - мировых судей.

   Мировые судьи субъектов Российской Федерации  являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

   Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

   Вступившие  в силу постановления мировых  судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной пласта субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

   На  мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.

Информация о работе Мировой судья