Международноеи внутригосударственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:29, доклад

Описание работы

Главном органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, с 2004 года является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На нее возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, злоупотреблений хозяйствующими субъектами, доминирующими на рынке.

Работа содержит 1 файл

редакт.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Главном органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, с 2004 года является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На нее возложены функции  предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, злоупотреблений хозяйствующими субъектами, доминирующими на рынке. Также она осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства и регулирование деятельности естественных монополий в России. 
В процессе реформирования выведены две приоритетные функции ФАС: 
 
· поддержка малого  и среднего бизнеса, 
 
·                   защита прав потребителей. 
 
Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О защите конкуренции» и Закон «О естественных монополиях». 
 
Часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, относится к естественным монополиям и подвергается государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. 
 
 
Рис. 1.4. Динамика нарушений, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением, в 1999-2005 гг. 
Злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке как форма монополистических действий представляют собой наиболее типичные и распространенные нарушения антимонопольного законодательства на протяжении всего периода его существования. На их долю в 2005 г. приходилось немногим более половины рассмотренных ФАС России и его территориальными управлениями 3587 заявлений (рис.1.4.). 
 
Процент возбужденных дел не превысил четверти всех рассматриваемых дел. За период с 1995 по 2005 года количество поданных заявлений увеличилось почти на 85%, а возбужденных дел почти на 75%. По 590 делам были выданы предписания, из которых 345 выполнено. Статистика ФАС России свидетельствует, что только 22% обжалованных в суде решений и постановлений антимонопольного органа признаются судами недействительными. Всего же за 2005 год за нарушение антимонопольного законодательства было взыскано средств в размере 241 млн. руб., за счет штрафов и взимания госпошлин. 
 
По направлениям воздействия злоупотребления доминирующим положением можно объединить в две основные группы: 
 
· злоупотребления по отношению к контрагентам по договору — поставщикам и потребителям; 
 
·                   злоупотребления по отношению к субъектам, действующим на рынке, — реальным и потенциальным конкурентам. 
 
Навязывание контрагенту невыгодных условий договора является наиболее характерным нарушением для предприятий, занимающих доминирующее положение. На их долю приходилось более трети всех злоупотреблений в 2005 г. Данный вид нарушений наиболее часто встречается в отраслях энергетики, транспорта, ЖКХ. 
 
Другим распространенным нарушением является несоблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Доля этих нарушений в 2005 г. составила 9,4% всех нарушений, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением (рис.1.5.). Основная часть нарушений за последние годы вызвана отсутствием согласованных тарифов на регулируемые виды услуг с региональными энергетическими комиссиями, с администрациями субъектов РФ или муниципальных образований. Характерные примеры — дела, связанные со злоупотреблениями, допущенными хозяйствующими субъектами — естественными монополистами (водо-, газо-, тепло-, энергоснабжение, отдельные виды транспорта и связи, услуги портов и аэропортов). 
 
 
 
Мониторинг 230 цен на различные виды товаров и услуг, проводимый антимонопольными территориальными управлениями, показывает, что более 30% предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, периодически завышают цены на товары и услуги. 
 
В России антимонопольный орган не имеет прав и возможностей вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность, поэтому в отсутствие официально подписанных документов в суде достаточно сложно доказать антиконкурентные цели соглашений. Так, в 2002 г. было возбуждено 46 соглашений, из них выдано предписаний по 19 соглашениям, в 2005 г. возбуждено 64 дела и по 42 — выданы предписания. Треть всех антиконкурентных соглашений осуществлялись в сферах транспорта, связи, реализации нефтепродуктов. 
 
Следует отметить, что труднее всего доказать нарушения в антимонопольном законодательстве, связанные с злоупотреблением доминирующим положением. 
 
Наблюдается существенный рост числа дел, рассмотренных по признакам нарушения ст. 6 Закона «О конкуренции…»,связанный с кризисными явлениями на региональных рынках нефтепродуктов и с выявлением среди действующих на этих рынках согласованных действий и сговоров, прежде всего по вопросу установления и поддержания розничных цен на нефтепродукты (рис.1.6.). 
 
В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. 
 
На данный момент естественным способом сохранить свое доминирующее положение на рынке и укрепить рыночную власть остается создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. 
 
Характерными примерами создания препятствий являются эксклюзивные соглашения, меры в сфере охраны интеллектуальной собственности, установление контроля над поставщиками (потребителями) реальных или потенциальных конкурентов, применение различных систем скидок, ограничения на продажу или послепродажное обслуживание, распространение ложных сведений о своей деятельности или деятельности конкурентов. 
 
Роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере со здания конкурентного оптового и розничного рынков, а также правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе посредством принудительного разделения и установления государственного регулирования. 
 
Необходимо отметить, что, проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» — крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований. 
 
Вести работу в направлении регулирования монополизированных рынков антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует совершенствования
 
 
 
 
 
 
 

Весной    1994г.    была    утверждена    Государственная    программа

демонополизации  экономики.  Она   определила   сферы   для   первоочередных

мероприятий по  демонополизации:  торговля,  строительство,  отрасли  связи,

транспортно-дорожный   комплекс   (исключая   железнодорожный    транспорт),

машиностроение. Вместе с тем данная программа  имеет  общий  характер  и  не

содержит  действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и  региональные

программы демонополизации, разрабатываемые  министерствами  и  региональными

органами  власти в рамках Государственной  программы,  зачастую  консервируют

сложившиеся организационные структуры и  также  не  содержат  мероприятий  по

преобразованию  монопольных отраслевых структур.

Здесь  же  заметим,  что  исключение  железнодорожного  транспорта  из

перечня  отраслей  для  первоочередной   демонополизации   может   создавать

препятствия   для   изменения   структуры   данной   отрасли,    чрезвычайно

перегруженной  вспомогательными   службами   и   производствами.   Например,

выделение предприятий по ремонту  путей  и  подвижного  состава  из  состава

Министерства  путей сообщения могло бы привести к  появлению  конкуренции  на

рынках  соответствующих услуг.

В декабре 1993г. был издан Указ  Президента  РФ  N2096,  который  стал

правовой  основой  для  появления  официально  зарегистрированных  финансово-

промышленных  групп  (ФПГ).  В  качестве  цели  создания  ФПГ  предполагалось

усиление  конкурентоспособности  российской  продукции  на  внешних   рынках

посредством  аккумулирования   научно-технических    достижений    крупными

производственными  структурами  с  участием   банковского   капитала.   Указ

предполагал как добровольное, так и директивное  (в  случае  государственной

собственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений.

Проведенная под флагом демонополизации экономики  законодательная поддержка центробежных  тенденций   уже обернулось для  российской экономики отрицательными последствиями. Во – первых, был  утрачен  контроль над целостным  производственно – распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо – сбытовой сети привел к тому, что одни предприятия столкнулись с проблемой обеспечения производства  необходимыми ресурсами, другие же с проблемой сбыта. Во – вторых, в результате сужения хозяйственной базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась возможность маневрирования ими, что привело к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. В – третьих, автономизация  промежуточных обернулась усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.1

Правительство всерьез взялось развивать конкуренцию в России: премьер-министр Владимир Путин утвердил соответствующую программу до 2012 года. Согласно документу, планируется, в частности, упростить выход на рынок новых компаний, а также сместить акцент антимонопольного контроля с бизнеса на чиновников. Эксперты считают перечисленный в документе круг задач и меры по их решению весьма актуальными, но отмечают, что многое будет зависеть от конкретных методов и темпов их реализации. 
Премьер-министр России Владимир Путин утвердил программу развития конкуренции в России на 2009-2012 годы. Разговоры о проблеме конкурентоспособности идут уже давно. Еще на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству в конце ноября 2008 года Путин потребовал усилить борьбу с нарушениями конкурентной среды и поручил привлекать к уголовной ответственности провинившихся в этих вопросах чиновников. Он даже назвал секторы экономики, где происходят системные нарушения антимонопольного законодательства: это ценообразование на авиационное топливо, условия подключения к электросетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов и ЖКХ. Эти сферы, отметил тогда премьер, должны быть в центре внимания государства.  
Были опубликованы результаты стресс-теста конкурентоспособности стран, проведенного экономистами из швейцарской бизнес-школы IMD. В итоге Россия заняла 51-е место из 57. Согласно данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), за 2007 год в России было выявлено почти 1600 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке и около 230 фактов запрещенных картельных соглашений. 
Теперь правительство четко определило проблему и меры, которыми с ней нужно бороться. Программа содержит первоочередные задачи в связи с обострившейся из-за кризиса борьбой между компаниями за финансовые ресурсы и удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В частности, отмечается в документе, в период кризиса важно сохранить условия развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет обеспечения доступа к финансовым ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции, указывают разработчики. 
Важной антикризисной мерой является также поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд госкорпораций и субъектов естественных монополий. 
Кроме того, планируется упростить вход на рынок новых компаний, в том числе путем снижения административных барьеров в ряде отраслей. Еще одна мера - смещение акцента антимонопольного контроля с бизнеса на органы власти. Ранее Путин требовал наказывать провинившихся чиновников вплоть до их привлечения к уголовной ответственности. 
Программа содержит также индикаторы, по которым будет определяться эффективность реализуемых мер: это различия между российскими и мировыми ценами на отдельные виды товаров и услуг, разброс региональных цен на отдельные виды важнейших товаров и т.п. Будет оцениваться и стоимость входа на те или иные рынки, в том числе затраты на взаимодействие с органами власти (по вопросам создания предприятия, лицензирования, надзора, на систему налогового администрирования и т.п.). 
Обеспечивать выполнение всех этих мер поручается федеральным и региональным органам исполнительной власти. Координацию мер будет осуществлять Минэкономразвития, которое, в свою очередь, ежеквартально обязано докладывать правительству о ходе реализации программы. 
Конкуренция является основополагающим саморегулирующим элементом рыночного механизма. Перечисленный круг задач и меры, предлагаемые для их решения, в теоретическом плане выглядят весьма актуально. Аналитик не исключает, что при эффективной реализации программы можно будет добиться положительных результатов. "Но многое, безусловно, зависит собственно от конкретных методов и темпов реализации поставленных задач". 
Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции в России, называют сравнительно невысокую эффективность и низкий уровень развития большинства перерабатывающих отраслей, соответственно, их низкую инвестиционную привлекательность, низкий уровень доступности кредитных ресурсов. Кроме того, можно отметить серьезные административные риски и барьеры, высокую коррупционную составляющую, значительную долю монополизации на различных сырьевых и ресурсных рынках. 
Когда мы увидим, что идет активное развитие среднего и малого бизнеса, крупные корпорации снижают свою долю на рынке и появляется большое число новых эффективных хозяйствующих субъектов, а также наметятся положительные тенденции в ценообразовании, тогда можно будет говорить, что программа правительства сработала.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международноеи внутригосударственное право