Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Каждая наука ставит перед собой цель получить объективные, достоверные и систематизированные данные об окружающей действительности. С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы - естественные и общественные. Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в человеческом обществе.
В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию и т.д.
К общественным наукам относятся и те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование. Такие науки называются юридическими.
Юридические науки имеют свою сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения.
Эта структура в целом выглядит следующим образом:

Содержание

Введение.

1. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
1.1 Место и роль теории государства и права.
1.2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
1.3. Теория государства и права в системе юридических наук.

Заключение.

Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Место ТГП в ситеме гуманитарных и юридических наук.docx

— 37.90 Кб (Скачать)

План работы:

 

 

Введение.

 

1. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

1.1 Место и роль теории государства и права.

1.2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

1.3. Теория государства и права в системе юридических наук.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы:  

 

 

Введение.

 

Каждая наука ставит перед  собой цель получить объективные, достоверные  и систематизированные данные об окружающей действительности. С точки  зрения предмета изучения все науки  делятся на две большие группы - естественные и общественные. Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в человеческом обществе.

В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию и т.д.

К общественным наукам относятся  и те, предметом которых являются государственно-правовые институты  и их функционирование. Такие науки  называются юридическими.

Юридические науки имеют  свою сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения.

Эта структура в целом  выглядит следующим образом:

1. Общетеоретические и  исторические юридические науки.  К ним относятся - теория государства  и права, история государства  и права, история политических  и правовых учений. Они выступают  в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам.

2. Отраслевые юридические  науки. Это - науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д. Они изучают нормы материального права по отраслям.

3. Науки, изучающие структуру,  организацию и порядок деятельности  государственных органов - суд,  прокуратуру и т.д.

4. Науки, изучающие международное  право - международное публичное  право, международное частное  право, право международных договоров  и т.д.

5. Прикладные юридические  науки - судебная статистика, судебная  медицина, судебная психиатрия, криминалистика  и криминология и т.д.

Не следует смешивать  название предмета науки и название самой науки. Так, конституционное  право - это отрасль права, а изучает  ее наука конституционного права. При  этом, в каждой стране существует своя совокупность юридических наук. Поэтому правильно использовать, например, такие термины - "российская наука конституционного права", "американская наука конституционного права" и т.д.

Теория государства и  права как самостоятельная юридическая  наука имеет свой собственный  предмет изучения. Являясь теоретической  дисциплиной, она выявляет и изучает  наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права. Поэтому, основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят  абстрактный, обобщенный характер. В  ней формулируются основные юридические  термины, которые используются в  других юридически дисциплинах, в текстах  законов.

Поэтому начинающему юристу просто необходимо в первую очередь  усвоить положения науки теории государства и права, прежде чем  переходить к изучению отраслевых юридических  наук.

 

 

1. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

 

1.1 Место и роль теории государства и права.

 

Теория государства и  права – одна из базовых научных  дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных  теорий. Эти теории представляют собой  конструкции идей, которые опираются  на различные данные о государстве  и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той  или иной теории.

С точки зрения статистики, теория государства и права как  форма существования научной  мысли – это, прежде всего, систематизированные  знания о государстве, о праве  в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами).

С точки зрения динамики, теория государства и права –  это постоянный процесс критики  методологических позиций и выводов  одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к  большей рационализации знаний о  государстве и праве и их новой  концептуализации.

Теория государства и  права изучает государство и  право наряду с другими социальными  науками, для которых эти объекты  исследования не являются основными. Такой  интерес со стороны этих наук объясняется  тем, что государство и право  – это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений  заключается в их многогранности, что и предполагает возможность  различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство  как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.

Философский подход к изучению государства имеет древнюю традицию. Этот подход связывается:

-  с попыткой постигнуть трансцендентную идею государства (вневременную и внепространственную цель государства);

- с попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (в качестве примера можно привести теорию общественного договора).

Философский  анализ очень  тесно связан с рассмотрение государства  через призму аксиологии, что предполагает рассуждения о ценности или антиценности государства для человеческого существования. Примером таких рассуждений может служить мысль Аристотеля (384-322 до н. э.) о древнегреческом государстве-полисе, обеспечивающем грекам «благую» жизнь. Или определения Гегеля (1770-1831) , для которого государство – это «действительность нравственной идеи». Особенность философского дискурса о государстве – это трудная верифицируемость (проверяемость) на практике философских концепций государства.

Подход социологов к изучению государства, напротив, более приближен  к социальной практике. Социологи  находятся под диктатом видимых  социальных факторов. Следствием этого  служит тот факт, что сами дефиниции  государства вырабатываются и ими  исключительно на конкретно-описательном уровне. Для представителей социологии государства (для французских социологов Б. Бади и П. Бирнбаума, например) характерно стремление уточнить концепт государства, признать за государством (национальным государством западноевропейского типа) лишь одну из возможных моделей политического развития общества, отличая ее, таким образом, от таких исторических моделей, как государство-полис, империя, сегментарная организация общества и др. Такое ведение проблемы государственного феномена позволяет этим исследователям анализировать не происхождение государства вообще, а происхождение западноевропейской модели государства-нации как одной из «постфеодальных версий универсального процесса централизации политических структур».

Проблема государства  своеобразно затрагивается также  в политической антропологии (этнографии). Выводы, которые делают политические антропологи, основаны на изучении политического  компонента в «архаических» обществах, в которых государство не конституировано  в чистом виде.

«Архаические» общества интенсивно стали изучаться в 20 веке. Был  собран большой материал полевых  исследований, который служит политическим антропологам убедительным основанием для теоретических построений. Причем, выборка политических антропологов является достаточно репрезентативной, так как она включает в себя большое географическое и историческое многообразие этих обществ.

Для политических антропологов дефиниция государства имеет  служебный характер, выступая в качестве  ориентира, с которым эти исследователи  сверяют разнообразие политических организаций «архаических обществ». Политические антропологи пытаются найти общее политическое начало в таких разных политических обществах, как например, общество нуэров и – современное европейское государство. Поиск политического начала заканчивается выявлением управленческого момента, который является сквозным для обществ. Государство же для политических антропологов представляет собой лишь развитую модель управления – «управление профессионалами».

Политология (политическая наука) также включает в сферу  своей проблематики вопросы государства. Но область научного интереса политологов  значительно шире. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого очень трудно установить. По мнению французского правоведа и  политолога Ж. Бюрдо, политическая наука не имеет пределов, так как «политический коэффициент влияет на все виды человеческой деятельности».

Политология является наукой о мире политического, который определяется не только государством, но и политическими  партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, средствами массовой информации и т. д. Современное  государство для политологов  является лишь одним из элементов  политической систем общества.

Для теории государства большое  значение имеют разработки в области  такого раздела лингвистики, как  этимология, которая исследует происхождение  слов в различных языках.

Так, для теории государства  ключевым понятием является понятие  государства. Само же слово «государство»  в различных политических культурах  имеет особую историю развития.

Западноевропейские варианты термина «государство» (etat, stadt, state) происходят от одного и того же латинского слова status (состояние). Известно, что, начиная с эпохи  позднего средневековья в некоторых странах Западной Европы шел процесс становления нового феномена политической централизации – государства-нации. Этот новый феномен требовал новой концептуализации. На смену римским терминам res publica, civitas, которые служили для обозначения любого политического общества, постепенно приходил термин «государство», выражавший соответствующий концепт.

Аналогичный процесс становления  централизованного государства  происходил к исходу средневековья  и на Руси. Новая политическая реальность к этому времени начинает осмысливаться  посредством таких слов, как «царство»  и «государство». Эти новые термины  приходят на смену таким историческим самоназваниям русского политического  сообщества, как «страна» и «земля».

Но, в отличие от западного  политического мышления, с русским  словом «государство» не связаны  никакие ассоциации с идеей «состояния». Согласно одному из словарей древнерусского языка первое упоминание слова «государства» в исторических  документах  относится к 1431 году. В этом словаре приводится фрагмент исторического текста, из которого следует, что под «государством» понимается вотчина великого князя, его сыновей и внуков.

Само же русское слово  «государство» является производным  от таких слов, как «государь», «господарь». Такая ментальность русского народа и соответствующая ей политическая практика послужили основанием для  некоторых западных авторов признать факт длительного существования  в России «патримониального» государства.

Право как сложное социальное явление также изучается целым  рядом неюридических дисциплин. К числу последних, прежде всего, можно отнести философию, социологию, этнологию, антропологию. Это приводит к тому, что появляются как бы «гибридные» научные дисциплины: философия права, социология права, юридическая этнология и др.

Традиция философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы  (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Гроций и др.) в своих произведениях большое место отводили философии права. Основа философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постигнуть основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических различий внешних форм проявления права.

Показательными в этом отношении являются теоретические  разработки естественно-правовой школы  Нового времени, основателем которой  признается Гуго Гроций (1583-1645). Согласно исходным положениям естественно-правовой школы допускается существование идеального, безусловно-справедливого и разумного для всех времен и народов, права, которое можно вывести из человеческого разума.

Другим ярким примером философского подхода к определению  сущности права может служить  положение немецкого философа Гегеля, согласно которому «право есть вообще свобода как идея».

В рамках современных философских  направлений (феноменология, экзистенциализм  и др.) также затрагиваются фундаментальные  проблемы постижения идеи права.

Социология права –  это еще один из результатов процесса «гибридизации» социальных наук. Социологи  исследуют юридические явления, которые для них являются одной  из разновидностей социальных фактов. К задачам социологии права можно  отнести изучение социальной обусловленности  права, определение степени эффективности  функционирования правовых норм в общественной жизни, рассмотрение проблем правовой социализации личности и др.

Социологов права привлекает изучение «права жизни», а не изучение «права в книгах». По мнению французского социолога права Ж. Карбонье, «право есть нечто большее, чем формальные источники права». В таком правопонимании заключается та критическая функция, которую социология права призвана выполнять по отношению к догматической юриспруденции, базирующейся на представлении о праве как формализованном продукте творчества законодателя. Поэтому современный законодатель, учитывая фактор сложности управления обществом, в настоящее время вынужден считаться с разработками социологов. Особенно с достижениями в области предзаконодательной и постзаконодательной социологии.

Информация о работе Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук