Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Термин «нотариат» происходит от латинского слова nota, означающего «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для быстроты записи стенографические знаки. В литературе встречается определение нотариата как учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц.

Содержание

1. Понятие нотариата
2. Функции нотариата
3. Место нотариата в системе правоохранительных органов
4. История нотариата и законодательства о нем

Работа содержит 1 файл

срс1.docx

— 31.41 Кб (Скачать)

Изложенный анализ нотариальных функций показывает их тесную взаимосвязь  и системное воздействие на нотариальную деятельность, а также наличие в нотариальном праве как охранительных, так и существенных позитивных характеристик, отражающих правосозидательную силу нотариата

Место нотариата в системе правоохранительных органов

 

Законодательство о нотариате  регулирует общественное отношения, которые  возникали между нотариальными  органами и лицами, которые обращаются за совершением нотариальных действий. Итак, нотариальное процессуальное право - это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возникли в процессе осуществления нотариальных действий между нотариальными органами и лицами, которые обращаются за совершением этих действий.

Предметом нотариального  процессуального права являются общественные отношения, которые регулировались этим правом.

Нотариальное процессуальное право не является самостоятельной  областью права. Вопрос о его месте в системе права есть спорным в юридической литературе. Существует мысль, что нотариальное процессуальное право входит в предмет регулирования гражданского процессуального права. Это объясняют тем, что и суд, и нотариат осуществляют ту же самую функцию защиты прав и законных интересов. Возражая против этого, можно указать, что нотариат функцию защиты прав и законных интересов осуществляет, в порядке исключения, только во время совершения трех нотариальных действий: совершение исполнительных надписей, протестов векселей и удостоверение неуплаты чеков.

Совершая нотариальные действия, нотариусы осуществляют охрану прав и интересов. При этом защита прав нотариальными органами не имеет  окончательного характера. Акты нотариальных органов могут быть оспорены в  суде или арбитражном суде. Кроме  того, защита права нотариальным органом  не осуществляется, если требование оспаривается второй стороной.

Нотариальное процессуальное право есть самостоятельным относительно гражданского процессуального права, поскольку деятельность нотариальных органов имеет бесспорный характер, во время совершения нотариальных действий не используется состязательная форма  процесса, нотариус устанавливает юридические  факты в основном на основании  документов. Кроме того, нотариальные органы являются органами государственного управления, и их деятельность имеет  административный характер. Поэтому  есть все основания считать, что  нотариальное процессуальное право  входит в предмет регулирования  административного процессуального  права.

Вопрос о месте нотариального  процесса в правовой системе носит  теоретический характер, и относительно решения этого вопроса в юридической литературе нет единой мысли. Так, большинство ученых относят нотариальный процесс к несудебным формам защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, иногда считают самостоятельным, но объединяют его с гражданским процессом.

О похожести нотариального  процесса с административным процессом  свидетельствует и несколько  других признаков:

в нотариальном процессе не решаются спорные вопросы; нотариальные акты совершаются на основании фактов, в наличии которых нотариусы  могут убедить непосредственно  на основании предоставленных документов;

нотариус действует единолично и имеет свою специфическую компетенцию;

в случае невозможности установить определенные обстоятельства с помощью  доказательств, которыми владеет лицо, нотариус не может совершать нотариальное проведение и разъясняет лицу ее возможность  обращения в суд за установлением  соответствующего обстоятельства или  факта; нотариальная структура руководствуется  и контролируется Министерством  юстиции.

Такие признаки разрешают  сравнить нотариусов с органами регистрации  актов гражданского состояния, признака которых очень похожие, хотя в  нотариальном процессе задачи и средства имеют значительно более широкие  границы. Если сравнивать дальше, ответственность  нотариусов на этом основании существенно  отличается от ответственности органов  регистрации актов гражданского состояния и их должностных и  служебных лиц. В отличие от других органов государственного управления органы нотариата характеризуются  особым положением должностных лиц, а также их компетенцией. Нотариус - это должностное лицо, которое  в своей деятельности при осуществлении  нотариальных функций независимая. Он покоряет только закона, в то время  как другие должностные лица органов  государственного управления при осуществлении  своих обязанностей должны выполнять  указания вышестоящих руководителей.

Предметом нотариальной деятельности есть бесспорные дела, которое обусловило специфический метод решения  нотариальными органами отнесенных их компетенции вопросов. Органы нотариата  не применяют состязательную форму  процесса, а устанавливают юридические  факты, как правило, на основании  предоставленных им письменных документов. В нотариальном процессе отсутствуют  публичные начала. В отличие от суда, который в большинстве случаев  рассматривает дела в открытых судебных заседаниях, нотариусы должны сохранять  тайну совершенных нотариальных действий. Это увеличивает доверие  к нотариусам, предупреждает возникновение  семейных конфликтов и других нежелательных  результатов. Должность нотариуса  действительно есть публичной, что  определяется доступностью нотариальной деятельности, следует заметить, что  само содержание нотариальной деятельности лишенный характеру публичности. Это обеспечивается тайной совершенных нотариальных действий.

Нотариусы и другие должностные  лица, которые совершают нотариальные действия, несут ответственность  за разглашение тайны совершенных  нотариальных действий.

Специфичность положения  в системе органов государственного управления, специальные действия, урегулированные законом правила  проведения, которые обеспечивают правильное и четкое выполнение нотариальных функций  и гарантируют права клиентов, обусловленные задачами и принципами деятельности нотариата. Суть нотариальной деятельности заключается в том, что она имеет удостоверяющий, подтверждающий характер, юридическое  закрепляет гражданские права с  целью предупреждения от возможного дальнейшего их нарушения. За своей  функциональной природой нотариальные органы наиболее близкие к суду, поскольку и те, и другие осуществляют в интересах граждан и юридических  лиц единую функцию контроля гражданских  правоотношений. Этот контроль имеет  предыдущий характер при совершении нотариальных действий, когда отсутствующий  спор о праве и нет правонарушения, в отличие от судебного следующего контроля, с помощью которого в  процессе решения спора определяется правонарушитель, к которому применяются  меры воздействия.

Место нотариального процесса в правовой системе определяется законодательством. Гражданским кодексом и другими нормативными актами определяется обязательный порядок нотариального  удостоверения соглашений в случаях, указанных в законе и другие случаи обязательного совершения нотариального проведения. Несоблюдение в этих случаях нотариальной формы тянет за собой недействительность соглашения с определенными юридическими следствиями, а также непринятие к рассмотрению документов без соответствующего нотариального оформления и т.п.. Так предполагается, что формой договора купли-продажи жилого дома должны быть нотариально удостоверенный договор, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. При этом и другие соглашения, а не только определенные в законе, для их большей юридической достоверности могут быть нотариально удостоверенные.

О связи нотариального  процесса с областями материального  права следует поставить на вид  относительно нецелесообразности в  этих нормативных актах излагать механизм совершения нотариального  проведения. На взгляд автора, целесообразно  подробно излагать механизм осуществления  нотариального проведения в Законе "О нотариате", поскольку это  предоставит возможность разрабатывать  комплексный подход к внедрению  определенных законодательными нормами  материальных прав физических или юридических  лиц в практику деятельности нотариата, согласовать их с нормами нотариального  процесса. На этом основании есть возможность  сделать и обратной вывод, который в случаях, когда нотариальный процесс не в возможности обеспечить охрану или защиту прав граждан или юридических лиц через несовершенство (неопределенность) норм материального права, то в этом случае необходимо вносить соответствующие дополнения у нормы материального права с целью конкретизации правоотношений, изменения, если нормы права в этой области противоречат общим правовым нормам и т.п.

После вынесения постановления  о наложении ареста на недвижимое имущество органы Министерства внутренних дел, суды обращаются к государственным  нотариальным конторам о внесении ведомостей в Базовый реестр определенного  регистрационного округа. Таким образом, нотариальный процесс оказывает  содействие не только гражданам и  юридическим лицам в охране и  защите их прав, а и государственным  органам в их деятельности относительно защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Итак, нотариусы как лично должны выполнять  правоохранительную и правоохранительную функцию, так І на них полагаются обязанности относительно содействия в осуществлении другим государственным  правоохранительным органам их полномочий.

Нотариальный процесс  имеет тесная связь с гражданским  судопроизводством, поскольку лицам, которые считают свои права возбужденными  неверным совершениям или неправомерным  отказом в совершении нотариального  проведения, законодательством предоставленное  право обращения в суд за защитой  возбужденных прав и охраняемых законом  интересов. К суду обращаются и в  случае возникновения спора о  праве относительно распределения  наследственного имущества, продление  сроков на принятие наследства, обжалование  исполнительной надписи и в других случаях.

Но связь между нотариальным процессом и гражданским судопроизводством  должны быть более определенным. Так, в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами  предполагается, что нотариусы в отдельных случаях могут принять справки, выданные предприятиями, учреждениями и организациями по месту работы или проживание, если они вместе с другими документами подтверждают родственные и другие отношения наследников с наследодателем. На наш взгляд, Инструкция должна устанавливать, в каком конкретном случае они принимаются. Сразу возникает вопрос: предоставленное ли законодательством право нотариусу анализировать доказательства или доказательства, которые он должны принимать, должны быть бесспорными, однозначными.

В гражданском судопроизводстве предусмотрены установление фактов, которые имеют юридическое значение, которые не являются бесспорными  и нуждаются в судебном подтверждении  путем исследования и анализа  доказательств, и именно так в  порядке отдельного проведения в  гражданском судопроизводстве устанавливается  факт родственных отношений граждан  с целью получения наследства. Отсюда вытекает неурегулированность вопроса, если нотариус в этом конкретном случае не принял вышеупомянутую справку, куда лицу необходимо обращаться - к проведению по обжалованию нотариальных действий или за установлением юридического факта родственных отношений? Как в этом случае должен действовать судья? По нашему мнению, положение Закона и Инструкции должны излагаться таким образом, чтобы правоотношения, которые они регулируют, приобретали однозначность. В этом случае определить принадлежность юридических обстоятельств к полномочиям нотариата или суда будет несложно.

На основании вышеприведенного можно говорить о том, что благодаря  специфическим методам нотариальный процесс характеризуется как  самостоятельный бесспорный, что  непосредственно связанный с  такими областями права как гражданское, семейное, финансовое, земельное, жилое, международное, гражданское процессуальное право.

История Нотариата  РК:

1994 году была утверждена Государственная  программа правовой реформы в  Казахстане.

14 июля 1997 года был принят Закон  "О нотариате".

В декабре 1997 года Министерством юстиции  проведена аттестация государственных  нотариусов республики.

Аттестация стала проверкой  не только профессиональных знаний, но и ориентировала интеллект и  психологию аттестуемых на рыночное мышление.

25 апреля 1998 года - были выданы первые  лицензии на право занятия  нотариальной деятельностью.

С января по август 1998 года - разработано  более 30 нормативных актов по вопросам нотариата.

В сентябре 1998 года - в г. Павлодар проведен первый республиканский семинар для нотариусов.

В 1998-1999 годы - для регулирования  и координации частного нотариата  в областях республики образованы новые  органы управления - территориальные  нотариальные палаты (ТНП).

18 февраля 2000 года - проведен первый  учредительный съезд представителей  территориальных нотариальных палат,  по итогам которого была образована  Республиканская нотариальная палата.

В целях повышения профессионального  уровня нотариусов республики с декабря 2000 года по июнь 2001 года - проведены  региональные семинары по вопросам наследственного  права.

В августе 2001 года - приступил к  реализации Проект ТАСИС "Правовая реформа в Казахстане: реформирование нотариальной системы".

В сентябре 2001 года - Республиканская  нотариальная палата приняла участие  на Международной конференции Союза  Латинского нотариата в г. Афинах, в качестве наблюдателя.

Май 2002 года - Республиканская нотариальная палата приняла участие в Международном  симпозиуме "Социальная роль нотариата  в странах Восточной Европы, Российской Федерации и СНГ".

По данным на 30.06.2003 года в республике осуществляют нотариальную деятельность 143 государственных и 1007 частных  нотариусов.

Июнь 2002 года - Республиканской нотариальной палатой совместно с Министерством  юстиции разработан и внесен Законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О нотариате", направленный на дальнейшее развитие системы нотариата в стране.

Перед государством в настоящее  время стоит задача дальнейшего  совершенствования действующего законодательства в сфере нотариата, улучшения  профессионального уровня нотариусов, что позволит повысить статус и социальный имидж этой категории служащих Фемиды.

Информация о работе Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период