Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Теория государства и права является далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, объектом исследования которой являются государство и право. Изучением последних занимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД ТГП.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    § 2. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    Теория  государства и права является далеко не единственной наукой и учебной  дисциплиной, объектом исследования которой  являются государство и право. Изучением  последних занимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

    В процессе исследования государства  и права вполне естественно и  неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а также с теорией государства и права.

    Как соотносится, например, теория государства  и права с философией, имеющей  также отчасти дело с государственно-правовой материей? Отвечая на данный вопрос, следует сказать прежде всего, что философия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям.

    Теория  государства и права широко использует, в частности, философские категории  и всеобщие понятия, выработанные в  течение многих столетии представителями  этой науки. В свою очередь, философия  в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

    Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в  теории государства и права, в  качестве примеров можно назвать  такие, как "отношение", "функция", "прогресс", "свобода", "развитие", "эволюция", "связь", "целое" и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методологическое значение.

    Большое значение для развития теории государства  и права имеет также широкое  использование ею философских законов и закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И от того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

    В учебной и научной литературе совершенно справедливо в связи  с этим указывается на то, что "обращение  к передовым достижениям философии  при изучении проблем государства  и права" позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению "вечных" вопросов государства и права.

    Прямая  и остро ощутимая зависимость  государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества.

    Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических  государственно-правовых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно способствовала распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Рассматривая государство как идею разума, свободы и права, а его существование и функционирование - как "шествие бога в мире", Гегель предлагал в качестве образца такой "идеи разума" считать конституционную монархию. Развивая свои взгляды в далеко не демократических условиях Прусской монархии, Гегель рьяно отстаивал суверенитет наследственного конституционного монарха, отвергал демократическую идею народного суверенитета, восхвалял чиновничество как главную опору государства "в отношении законности и интеллигентности".

    Материалистические  основы мировоззрения в отличие  от идеалистических чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о "социальном институте", призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости человеком "ни при каких обстоятельствах" ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необходимости и важности установления и реализации принципа разделения властей и др.

    Справедливости  ради следует отметить, однако, что  не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических  теорий и идей в сфере государственной  и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

    В подтверждение сказанного можно  сослаться на идеалистические основы мировоззрения Т. Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиозными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его мировоззрения и социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократического по своей природе монархического строя, но, наоборот, подтолкнули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в своей знаменитой "Утопии" некоего идеально-демократического, фантастического по своему духу государственного строя.

    В отличие от других стран, повествовал  автор устами своего героя Гитлодея, где "повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о  своем собственном", при данном, единственном в своем роде, общественном строе, "где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами". Далее. Если каждый знает, что "как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично", то в силу необходимости он "должен предпочитать собственные интересы интересам народа".

    Что же касается данного общественного  строя, то здесь, "где все принадлежит  всем, наоборот, никто не сомневается  в том, что ни один частный человек  не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только позаботиться о том, чтобы общественные магазины были полны". Тут не надо тревожиться, продолжал автор, насчет своего пропитания, "не приходится страдать от жалобных требований жены, опасаться бедности для сына, беспокоиться о приданом дочери". Каждый может быть спокоен "насчет пропитания и благополучия как своего, так и всех своих близких".

    Говоря  о роли философского мировоззрения  в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о  том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.

    Наряду  с философией теория государства  и права имеет тесные связи  и с политологией. Политология - это  наука, занимающаяся изучением всего  многообразия политологического мира, именуемого политикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие законы развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической системы, политической идеологии, политического режима, политических отношении и др.

    Используя политологические данные, теория государства  и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом  зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать их не только самих по себе, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только "изнутри", но и "извне" - со стороны его связей с политической системой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, союзы и пр.

    Между теорией государства и права  и политологией существуют не только прямые, но и обратные связи. Это  означает, что не только политология  оказывает влияние своими знаниями на развитие теории государства и  права, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотношения государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права.

    Неразрывная связь существует также между  теорией государства и права  и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной  части общественных наук, включают политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия.

    Экономические науки, занимаясь изучением различных  средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы  и т.п., решают тем самым не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.

    Ведь  от того, например, как, на какой основе решаются проблемы производства, накопления и распределения материальных и  иных благ, вопросы соотношения производственных и распределительных отношений, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним и государства.

    Не  случайно поэтому данным вопросам в  экономических науках традиционно  уделялось повышенное внимание. А  проблему определения законов, которые "управляют" процессами производства и распределения, известный английский экономист XVIII в. Д. Рикардо считал "главной задачей политической экономии".

    Продукт земли, писал он, "все, что получается с ее поверхности путем соединенного положения труда, машин и капитала", делится между тремя классами общества, а владельцами земли, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается.

    Но  доли всего продукта земли, продолжал автор, достающиеся каждому из этих классов, именуемые "рента", "прибыль" и "заработная плата", весьма различны на разных стадиях общественного развития, "в зависимости главным образом от уровня плодородия почвы, накопления капитала и роста Населения, от квалификации и изобретательности работников и от орудий, применяемых в земледелии. Определить законы, которые управляют этим распределением - главная задача политической экономии".

    Опираясь  на основные выводы и положения, сформулированные экономическими науками, теория государства и права исходит из предпосылки, что экономика - материальный базис общества оказывает в конечном счете решающее воздействие на процесс формирования и развития соответствующей ему надстройки, одной из составных частей которой является государство и право.

    Многовековой  опыт существования общества показывает, что каждому типу или разновидности экономики (рабовладельческого, феодального или иного общества) должен соответствовать вполне определенный тип государственной и правовой системы. В этом смысле допустимо, с известными оговорками о несовпадении в мелочах, деталях, говорить об экономической обусловленности и даже об экономической заданности государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

    Из  этого следует, что не преувеличивая, а тем более не абсолютизируя характер прямой связи и обусловленности государственно-правовой материи экономической материей, тем не менее его не следует и преуменьшать. Опыт России и многих других стран со всей убедительностью показал, что даже в рамках одного и того же типа экономики и государственно-правовой системы учет характера этой связи и обусловленности имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение.

    Это означает, помимо всего прочего, что  успешное проведение радикальных политических или государственно-правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и соответствующих экономических преобразований, и наоборот.

Информация о работе Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук