Место и роль теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:18, доклад

Описание работы

С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли – это, прежде всего, систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами)[3].
С точки зрения динамики, теория государства и права – это постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.

Работа содержит 1 файл

Место и роль теории государства и права.docx

— 29.48 Кб (Скачать)

Место и роль теории государства и права.

Теория государства и  права – одна из базовых научных  дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных  теорий. Эти теории представляют собой  конструкции идей, которые опираются  на различные данные о государстве  и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той  или иной теории[2].

С точки зрения статистики, теория государства и права как  форма существования научной  мысли – это, прежде всего, систематизированные  знания о государстве, о праве  в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами)[3].

С точки зрения динамики, теория государства и права –  это постоянный процесс критики  методологических позиций и выводов  одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к  большей рационализации знаний о  государстве и праве и их новой  концептуализации.

Теория государства и  права изучает государство и  право наряду с другими социальными  науками, для которых эти объекты  исследования не являются основными. Такой  интерес со стороны этих наук объясняется  тем, что государство и право  – это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений  заключается в их многогранности, что и предполагает возможность  различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство  как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.

Философский подход к изучению государства имеет древнюю традицию. Этот подход связывается:

-           с попыткой постигнуть трансцендентную идею государства (вневременную и внепространственную цель государства);

-           с попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (в качестве примера можно привести теорию общественного договора).

Философский  анализ очень тесно связан с рассмотрение государства через призму аксиологии, что предполагает рассуждения о ценности или антиценности государства для человеческого существования. Примером таких рассуждений может служить мысль Аристотеля (384-322 до н. э.) о древнегреческом государстве-полисе, обеспечивающем грекам «благую» жизнь. Или определения Гегеля (1770-1831) , для которого государство – это «действительность нравственной идеи». Особенность философского дискурса о государстве – это трудная верифицируемость (проверяемость) на практике философских концепций государства[4].

Подход социологов к изучению государства, напротив, более приближен  к социальной практике. Социологи  находятся под диктатом видимых  социальных факторов. Следствием этого  служит тот факт, что сами дефиниции  государства вырабатываются и ими  исключительно на конкретно-описательном уровне. Для представителей социологии государства (для французских социологов Б. Бади и П. Бирнбаума, например) характерно стремление уточнить концепт государства, признать за государством (национальным государством западноевропейского типа) лишь одну из возможных моделей политического развития общества, отличая ее, таким образом, от таких исторических моделей, как государство-полис, империя, сегментарная организация общества и др. Такое ведение проблемы государственного феномена позволяет этим исследователям анализировать не происхождение государства вообще, а происхождение западноевропейской модели государства-нации как одной из «постфеодальных версий универсального процесса централизации политических структур».

Проблема государства  своеобразно затрагивается также  в политической антропологии (этнографии). Выводы, которые делают политические антропологи, основаны на изучении политического  компонента в «архаических» обществах, в которых государство не конституировано  в чистом виде.

«Архаические» общества интенсивно стали изучаться в 20 веке. Был  собран большой материал полевых  исследований, который служит политическим антропологам убедительным основанием для теоретических построений. Причем, выборка политических антропологов является достаточно репрезентативной, так как она включает в себя большое географическое и историческое многообразие этих обществ[5].

Для политических антропологов дефиниция государства имеет  служебный характер, выступая в качестве  ориентира, с которым эти исследователи сверяют разнообразие политических организаций «архаических обществ». Политические антропологи пытаются найти общее политическое начало в таких разных политических обществах, как например, общество нуэров и – современное европейское государство. Поиск политического начала заканчивается выявлением управленческого момента, который является сквозным для обществ. Государство же для политических антропологов представляет собой лишь развитую модель управления – «управление профессионалами».

Политология (политическая наука) также включает в сферу  своей проблематики вопросы государства. Но область научного интереса политологов  значительно шире. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого очень трудно установить. По мнению французского правоведа и  политолога Ж. Бюрдо, политическая наука не имеет пределов, так как «политический коэффициент влияет на все виды человеческой деятельности».

Политология является наукой о мире политического, который определяется не только государством, но и политическими  партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, средствами массовой информации и т. д. Современное  государство для политологов  является лишь одним из элементов  политической систем общества.

Для теории государства большое  значение имеют разработки в области  такого раздела лингвистики, как  этимология, которая исследует происхождение  слов в различных языках.

Так, для теории государства  ключевым понятием является понятие  государства. Само же слово «государство»  в различных политических культурах  имеет особую историю развития[6].

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. ЕГО СУЩНОСТЬ.

Понятие и признаки права. Его сущность. Право – это правило  поведения, исходящее от государства. В праве закрепляются основные моменты  эксплуатирующего класса т.е. право санкционирует соц. неравенство, возводит волю одного класса в основу. Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. Признаки права: 1. системность 2. мера свободы и поведения человека 3. нормативность права т.е. что право представлено нормами. 4. государственная обеспеченность т.е. действие права невозможно без государства. 5. формальная определенность т.е. границы правомерности находят закрепление в том или ином источнике (закон, договор нормативного содержания) 6. право есть реально действующая система нормативной регуляции т.е. право существует поскольку оно действует. 7. право не тождественно закону т.е законодательство выражение норм права.



 

Гражданское общество — это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в  обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений  гражданское общество учреждает  государство — политическую власть этого общества

К элементам гражданского общества относят:  
- добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, куда входят семья, общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие), хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.  
" совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономические отношения, включающие собственность, свободный труд, предпринимательство, конкуренцию, образовательно-воспитательные, включающие систему народного образования, распространения духовных ценностей, религиозные, объединяющие церковь, процесс отправления религиозных культов, религиозные объединения, а также общественные отношения в сфере культуры, науки, массовой информации и т.д.  
" частную жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, отношения соседства, отцовства и материнства, взаимопомощи, обслуживания, любви, дружбы и т.д.  
" сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций.  
Таким образом гражданское общество представляет собой социально-экономическую жизнь человека, связанную с реализацией его частных потребностей и интересов и осуществляемую им без опеки насущного.  
Гражданское общество направлено на решение задач самоуправления и призвано снять с государства часть функций, которые ему заведомо не под силу. 

Структура политической системы


Политическая система  имеет свою структуру, которую можно  выразить в виде следующих подсистем (элементов):

  • институциональная подсистема , состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");
  • коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;
  • нормативная подсистема , которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);
  • культурно-идеологическая подсистема , включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;
  • функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной  подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует  нормативно-правовую базу и иные средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого выражались минимальным  количеством институтов (большая  часть функций была сосредоточена  в руках монарха), то современная  политическая система отличается более  сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением различных структур (институтов) по функциональному признаку.

Институты организации, входящие в эту подсистему, условно делятся  на следующие группы.

1. Собственно политические:

  • государство - фундаментальный элемент политической системы;
  • политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются оппозиционные партии и организации.

Государство и партии имеют  непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления  власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции  выявление интересов различных  групп общества и превращения  их в конкретные программы действий.

2. не собственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения, СМИ и т.д. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании, несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.

3. Неполитические организации выражены сообществами разного любительского типа (культурные, спортивные и т.д.). Незначительного политического оттенка в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других политических организаций, так и через свою способность оказывать давление на власть.


 

 

 

 

 

Государство занимает главное место в политической системе общества, это обусловлено  рядом обстоятельств:

— государство —  это единственная полновластная  организация в масштабе всей страны, которая охватывает все население, проживающее на его территории;

— государство —  официальное лицо (представитель) внутри страны и на международной арене;

— определяет основные направления развития общества, располагает  особым аппаратом, влияние которого обеспечивается принудительной силой, наделено особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто другой;

— государство обладает суверенитетом, верховенством по отношению  кдругим властям внутри страны.

Государство — главное  звено в политической системе:

— центральный аппарат  государственной власти (глава государства, правительство, парламент, Верховный  суд), образует высший уровень политической системы, здесь принимаются нормативные  акты, которые определяют правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

— аппарат управления и другие органы власти на местах образуют средний уровень политической системы, который является связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;

— нижний уровень  политической системы — это массовый уровень, который составляют политические группировки, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

Государство как  политическая организация имеет  открытые и теневые структуры, которые  призваны решать политические задачи гласными и негласными методами.

Теневые структуры  в решения государственных задач  используют негласные методы деятельности. Иногда официальные государственные  учреждения осуществляют негласные  функции.

Необходимость теневых  элементов и функций на внешнем  и среднем уровнях обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе.

Политическое общество в целом играет роль арбитра, так  как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Наибольшее влияние на государственную политику оказывают партии — политический инстумент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Профсоюзы — это организация, защищающая профессиональные интересы трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования. Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы имеют свои функции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся.

Информация о работе Место и роль теории государства и права