Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:18, доклад
С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли – это, прежде всего, систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами)[3].
С точки зрения динамики, теория государства и права – это постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.
Место и роль теории государства и права.
Теория государства и права – одна из базовых научных дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий. Эти теории представляют собой конструкции идей, которые опираются на различные данные о государстве и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той или иной теории[2].
С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли – это, прежде всего, систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами)[3].
С точки зрения динамики,
теория государства и права –
это постоянный процесс критики
методологических позиций и выводов
одной научной школы с
Теория государства и права изучает государство и право наряду с другими социальными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право – это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.
Философский подход к изучению
государства имеет древнюю
- с попыткой постигнуть трансцендентную идею государства (вневременную и внепространственную цель государства);
- с попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (в качестве примера можно привести теорию общественного договора).
Философский анализ очень тесно связан с рассмотрение государства через призму аксиологии, что предполагает рассуждения о ценности или антиценности государства для человеческого существования. Примером таких рассуждений может служить мысль Аристотеля (384-322 до н. э.) о древнегреческом государстве-полисе, обеспечивающем грекам «благую» жизнь. Или определения Гегеля (1770-1831) , для которого государство – это «действительность нравственной идеи». Особенность философского дискурса о государстве – это трудная верифицируемость (проверяемость) на практике философских концепций государства[4].
Подход социологов к изучению государства, напротив, более приближен к социальной практике. Социологи находятся под диктатом видимых социальных факторов. Следствием этого служит тот факт, что сами дефиниции государства вырабатываются и ими исключительно на конкретно-описательном уровне. Для представителей социологии государства (для французских социологов Б. Бади и П. Бирнбаума, например) характерно стремление уточнить концепт государства, признать за государством (национальным государством западноевропейского типа) лишь одну из возможных моделей политического развития общества, отличая ее, таким образом, от таких исторических моделей, как государство-полис, империя, сегментарная организация общества и др. Такое ведение проблемы государственного феномена позволяет этим исследователям анализировать не происхождение государства вообще, а происхождение западноевропейской модели государства-нации как одной из «постфеодальных версий универсального процесса централизации политических структур».
Проблема государства
своеобразно затрагивается
«Архаические» общества интенсивно стали изучаться в 20 веке. Был собран большой материал полевых исследований, который служит политическим антропологам убедительным основанием для теоретических построений. Причем, выборка политических антропологов является достаточно репрезентативной, так как она включает в себя большое географическое и историческое многообразие этих обществ[5].
Для политических антропологов дефиниция государства имеет служебный характер, выступая в качестве ориентира, с которым эти исследователи сверяют разнообразие политических организаций «архаических обществ». Политические антропологи пытаются найти общее политическое начало в таких разных политических обществах, как например, общество нуэров и – современное европейское государство. Поиск политического начала заканчивается выявлением управленческого момента, который является сквозным для обществ. Государство же для политических антропологов представляет собой лишь развитую модель управления – «управление профессионалами».
Политология (политическая
наука) также включает в сферу
своей проблематики вопросы государства.
Но область научного интереса политологов
значительно шире. Политология претендует
на знание всего политического
Политология является наукой о мире политического, который определяется не только государством, но и политическими партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, средствами массовой информации и т. д. Современное государство для политологов является лишь одним из элементов политической систем общества.
Для теории государства большое
значение имеют разработки в области
такого раздела лингвистики, как
этимология, которая исследует
Так, для теории государства ключевым понятием является понятие государства. Само же слово «государство» в различных политических культурах имеет особую историю развития[6].
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. ЕГО СУЩНОСТЬ. | ||
|
Гражданское общество — это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство — политическую власть этого общества
К элементам гражданского общества относят:
- добровольно сформировавшиеся первичные
самоуправляющиеся общности людей, куда
входят семья, общественные объединения
(творческие, спортивные, конфессиональные
и другие), хозяйственные корпорации, профессиональные
союзы и т.д.
" совокупность негосударственных,
неполитических отношений: экономические
отношения, включающие собственность,
свободный труд, предпринимательство,
конкуренцию, образовательно-воспитательные,
включающие систему народного образования,
распространения духовных ценностей,
религиозные, объединяющие церковь, процесс
отправления религиозных культов, религиозные
объединения, а также общественные отношения
в сфере культуры, науки, массовой информации
и т.д.
" частную жизнь людей, их обычаи, нравы,
традиции, отношения соседства, отцовства
и материнства, взаимопомощи, обслуживания,
любви, дружбы и т.д.
" сферу самоуправления свободных
индивидов и их организаций.
Таким образом гражданское общество
представляет собой социально-экономическую
жизнь человека, связанную с реализацией
его частных потребностей и интересов
и осуществляемую им без опеки насущного.
Гражданское общество направлено на
решение задач самоуправления и призвано
снять с государства часть функций, которые
ему заведомо не под силу.
Структура политической системы |
Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):
Ведущая роль в политической
системе общества принадлежит институциональной
подсистеме, которая обеспечивает ее
целостность и стабильность, формирует
нормативно-правовую базу и иные средства
воздействия на общество. Если политические
системы прошлого выражались минимальным
количеством институтов (большая
часть функций была сосредоточена
в руках монарха), то современная
политическая система отличается более
сложной структурной Институты организации, входящие в эту подсистему, условно делятся на следующие группы. 1. Собственно политические:
Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявление интересов различных групп общества и превращения их в конкретные программы действий. 2. не собственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения, СМИ и т.д. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании, несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы. 3. Неполитические организации выражены сообществами разного любительского типа (культурные, спортивные и т.д.). Незначительного политического оттенка в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других политических организаций, так и через свою способность оказывать давление на власть. |
Государство занимает главное место в политической системе общества, это обусловлено рядом обстоятельств:
— государство — это единственная полновластная организация в масштабе всей страны, которая охватывает все население, проживающее на его территории;
— государство — официальное лицо (представитель) внутри страны и на международной арене;
— определяет основные направления развития общества, располагает особым аппаратом, влияние которого обеспечивается принудительной силой, наделено особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто другой;
— государство обладает суверенитетом, верховенством по отношению кдругим властям внутри страны.
Государство — главное звено в политической системе:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, правительство, парламент, Верховный суд), образует высший уровень политической системы, здесь принимаются нормативные акты, которые определяют правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
— аппарат управления и другие органы власти на местах образуют средний уровень политической системы, который является связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;
— нижний уровень политической системы — это массовый уровень, который составляют политические группировки, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами.
Теневые структуры
в решения государственных
Необходимость теневых элементов и функций на внешнем и среднем уровнях обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе.
Политическое общество в целом играет роль арбитра, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Наибольшее влияние на государственную политику оказывают партии — политический инстумент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Профсоюзы — это организация, защищающая профессиональные интересы трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования. Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы имеют свои функции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся.