Место и роль государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Содержание

Введение

1. Понятие политической системы

2. Понятие государства

3. Место и роль государства в политической системе

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы[[19]].

 

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.

 

В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы[[20]]. Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

 

во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

 

во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;

 

в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

 

в-четвертых, государство располагает разветвленной системой

 

юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

 

в-пятых, государство обладает суверенитетом;

 

Наконец, государство обладает единством законодательных,

 

управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

 

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.

 

Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

 

Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, который считает, что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти[[21]].

 

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

 

То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п.

 

 

Заключение

 

 

 

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

 

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).

 

Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

 

Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.

 

Рассматривая структуру политической системы, можно выделить один из её главных элементов – государство.

 

Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: государственная власть необходима для осуществления управления.

 

 

 

Литература

 

 

 

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Документ опубликован в издании "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

 

2. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.

 

3. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина,В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.

 

4. Дмитриев Ю.А.Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. -№7.

 

5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.

 

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций/Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.

 

7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.

 

8. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества.- М.: Изд-во “Наука,1974. – 275с.

 

9. Марченко М.Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). -М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.

 

10.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазрева. –С.74; Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – С.70.

 

11. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск.коммерч.ун-та. 1993.

 

12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М,1999г.

 

13. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред.Н.И. Матузова и А.В.Малько. –М., 1997.

 

14. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред.М.И. Марченко. – М., 1996.

 

15. Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,1995. – 385с

 

 

 

 

 

 

[1] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.74; Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред.В.М.Корельского и  В.Д.Перевалова. –С.70.

 

[2] Гадшиев К.С. Политическая наука. –М., 1994. –С.112.

 

[3] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и  В.Д.Перевалова. –С.70-71.

 

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.116.

 

[5] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.117.

 

[6] См.:Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государства и права. 1995. №5. –С.123-124.

 

[7] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова иА.В.Малько. –С.119.

 

[8] Там же. –С.122-123.

 

[9] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова иА.В.Малько. –С.123-124.

 

 

 

[10] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и  В.Д.Перевалова. –С.76.

 

[11] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и Н.В.Малько.-С.124.

 

[12] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и Н.В.Малько.-С.125-126.

 

[13] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и Н.В.Малько. -С.127.

 

[14]  Там же. –С.51.

 

[15]  Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.281.

 

[16] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова иА.В.Малько. –С.52.

 

[17]  Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –С.124.

 

[18] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.- с.48.

 

[19] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2- е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – с. 114.

 

[20] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –М.: Изд-во МГУ, 1993.- с.113.

 

[21] Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981.- с.82.



Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества