Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:28, реферат
Обзор органов власти в XV-XVII вв
Приказная
система распространялась и на места.
Именно в 20 - 30-е годы XVII в. формируется
тип местных приказных учреждений,
получивших название воеводских изб (приказных,
съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся
на временную и постоянную части.
Первая была представлена воеводами, дьяками,
иногда подьячими с приписью,
присылавшимися в город на 2-3 года. Вторая
состояла из местных подьячих, постоянно
работавших в приказных избах. Подьячие
с приписью назначались обычно из подьяческого
состава того приказа, в ведении которого
находился данный город. В большинстве
приказных изб не было ни дьяков, ни подьячих
с приписью, а лишь местные подьячие.
В это время подьяческие кадры съезжих
изб центральных и северных городов формировались
путем выбора и найма. В результате подьячие
находились в определенной зависимости
от выборщиков и нанимателей, иногда в
большей степени, чем от воеводы.
В первой
половине XVII в. сложилась система дворцовых
местных учреждений, из которых к учреждениям
воеводского управления приближаются
по типу местные дворцовые приказы Новгорода
и Пскова с дьяками во главе. Местные государственные
и дворцовые учреждения функционировали
одновременно и в тесной связи с рядом
существовавших в городах учреждений
другого типа -- таможнями, кабацкими дворами,
губными и земскими избами. Выборное начало
и бесплатная работа стоявших во главе
их голов, целовальников, старост, земский
наем как форма оплаты для писчих дьяков
ставили эти учреждения в известной степени
в независимое положение от воеводы.
Губные
и земские учреждения получили распространение
главным образом в городах европейской
части России. Но губное управление переживало
в XVII в. кризис. Воеводы нередко использовали
губные избы как дополнительный административный
аппарат. В губных избах чаще всего работал
один дьячок.
С середины XVII в. с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привела к созданию военных округов-разрядов, территориально значительно превышавших рамки старых уездов. В области управления это выразилась в образовании в центрах округов - разрядов промежуточного звена управления. Учреждения, сформировавшиеся на базе старых приказных изб, получили расширенные военно-административные функции. Их стали именовать разрядными избами. В 90-е годы ряд подобных учреждений стали называть приказными палатами.
В самом
низшем звене управления сохранялось
выборное начало. Земские старосты избирались
черносошными крестьянами и посадскими
людьми на сходах в городах, волостях,
погостах. Они ведали раскладкой податей,
осуществляли некоторые полицейские функции,
следили за соблюдением таможенных сборов,
за порядком. Делопроизводство велось
в земской избе, тоже подчиненной воеводе.
В полицейском отношении земские органы
управления были подчинены воеводам.
Результаты
перехода к приказно-воеводскому управлению
оказались неоднозначными. Негативной
чертой реформы стала резкая бюрократизация
управления, в том числе и местного. Положительной
чертой введения приказно-воеводского
управления было то, что оно не привело
к уничтожению самоуправления вообще,
так как земские и губные учреждения в
некоторых областях продолжали существовать
и функционировать и при воеводах.
Таким
образом, к концу XVII в. Государственный
аппарат в России в целом способствовал
укреплению самодержавной власти монарха...
ВЫВОД:
Сложность и пестрота местных органов
управления и самоуправления, особенно
при взгляде на неё с современных позиций,
была привычна для людей того времени.
Она отличалась устойчивостью и ей удавалось
обеспечивать жизненно важные для самого
существования государства внутри- и внешнеполитические
функции. Политика государства по отношению
к местному управлению
на протяжении XV-XVII вв.
была не однозначна, вследствие постоянного
и непрерывного исторического развития.
Автор: Самохин А. А.
2006
Проверил:
Кодинцев А.Я.
Информация о работе Местные органы управления и самоуправления (XV-XVII вв.)