Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов.

Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:

1.Дать понятие правового регулирования;
2.Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3.Дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
4.Указать критерии эффективности правового регулирования.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие, содержание и методы правового регулирования. 5
2. Структура механизма правового регулирования. 12
3. Эффективность правового регулирования. 15
Заключение. 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования курсовая.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     1. Дозволено все, кроме прямо  запрещенного в законе. На этой  формуле построен общедозволительный тип правового регулирования.

     По  этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

     2. Запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

     Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

     Вместе  с тем достаточно очевидно, что  общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способом достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

 

  1. Структура механизма  правового регулирования.
 

     «Механизм правового регулирования – это  система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование  общественных отношений»1.

     С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы.

     К элементам, составным частям механизма  правового регулирования относятся:

     - юридические нормы, 

     - нормативно-правовые акты,

     - акты официального толкования,

     - юридические факты, 

     - правоотношения,

     - акты реализации права, 

     - правоприменительные акты,

     - правосознание,

     - режим законности.

     Каждый  из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

     Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

     Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы  права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

     Акты  официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

     Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

     Правоотношения  есть средство перевода общих моделей  поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

     Акты  реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

     Акты  применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

     В качестве своеобразных элементов механизма  правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

     Элементы  механизма правового регулирования  воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически.

     Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

     В реальной действительности специальные  юридические средства и способы  воздействия на поведение людей  сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

     Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где  право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

     Анализируя  разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

     Исследование  механизма правового регулирования  «вооружает» законодателя «набором» инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

 

  1. Эффективность правового  регулирования.
 
---

     Целью осуществления правового регулирования  является правопорядок.

     «Правопорядок – это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права»1.

     Правопорядок  еще принято рассматривать как  процесс соблюдения, исполнения и  применении законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

     Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.

     Определенная  часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

     Общественный порядок представляет собой «всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов»2.

     В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

     В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

     Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом  условий (гарантий).

     Под такими гарантиями понимаются такие  условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.

     Различаются материальные, политические, юридические  и нравственные гарантии законности и правопорядка.

     К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе.

     Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку  его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

     Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.

     Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

     К юридическим гарантиям относится  деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

     Основные  направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия.

     Непосредственную  же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Информация о работе Механизм правового регулирования