Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры.
Задачами данной работы являются:
Рассмотрение признаков и принципов организации, и деятельности государственного механизма.
Рассмотрение структуры механизма государства.
Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………....……....3
2. Понятие механизма государства и его признаки ………………………….…..……4-6
2.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства …………..….……...4
2.2. Признаки механизма государства ………………………………………..….……..4-6
3. Принципы организации и деятельности государственного механизма….….……..7-8
4. Структура механизма государства ………………...………………………….……..9-14
4.1. Органы законодательной власти …………………………………………..…….......10
4.2. Органы исполнительной власти ……………………………..…………………...10-13
4.3. Судебная власть …………………………………………………………….……..13-14
5. Заключение…………………………………………………………………...………15-16
6. Список литературы…………………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Механизм государства Денис нов.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Так же существуют государства со смешанным типом управления, при котором элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Обычно в республиках смешанного типа президент избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями; правительство формируется парламентским путем и политически ответственно перед президентом и перед парламентом.

Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом»[16].

Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители ведомств.

Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»[17]. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. По партийному составу различают: однопартийные, многопартийные, коалиционные, беспартийные правительства.

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а так же правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Эти органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.

Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов с многочисленным кадровым составом органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.

 

4.3. Судебная власть

 

Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством государства. А в странах, в которых судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.

Судебная власть принадлежит суду, а не судебным учреждениям, которые во многих странах включают в себя помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров.

Основными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, но в действительности закон устанавливает предельный возраст пребывания судьи в должности. В Англии – 72 года, высших судов – 75 лет; в Японии – 65 лет; в России – 70 лет; в других государствах возрастной ценз варьируется в пределах 65 –70 лет.

К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется большое количество других требований, в том числе и возрастные. Например, в России судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции – 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[18]. «Судьи независимы и подчиняются только закону»[19].

Рассмотрение дел в судебном заседании осуществляется на основе ряда принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а так же международных актах, относящихся к защите прав человека. Такими принципами являются:

1) независимость суда и подчинение его только закону;

2) свобода допуска к правосудию. Этот принцип означает, что любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов, причем какие-либо ограничения тут не допускаются;

3) коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично;

4) возможность обжалования судебного решения в другой суд;

5) ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба, нанесенного потерпевшему);

6) язык судопроизводства.

Результатом судебного процесса является судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым оно адресовано, обязаны его выполнить.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Большое внимание в данной работе уделено соотнесению двух, как казалось бы, равных понятий «механизм» и «аппарат» государства, однако мы выяснили, что «аппарат государства» входит в «государственный механизм», однако, каждый волен выбрать и другую точку зрения по этому вопросу.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц, которые в совокупности образуют государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией.

Органы государства так же обладают характерными признаками, которые позволяют отличать их от других органов. Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство, а так же и процесс усложнения общественных отношений.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение власти, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.

Так, разделение власти между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.


5. Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2009.

2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.

3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Спарк, 2000.

5. Окуньков Л.А., к.ю.н., Президент и Правительство (в механизме государственной власти), «Журнал российского права», 2001, №2.

6. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.

7. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2006.

8. Теория государства и права: учебник: в 2 кн. / отв. ред. А.С. Шабуров, В.С. Плетников. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2009.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2010.

11. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.

12. http://constitution.garant.ru/

13. http://www.allpravo.ru/

13

 



[1] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000. – С. 43

[2] Ст. 10 Конституции РФ 1993 года.

[3] Ст. 11 Конституции РФ 1993 года.

[4] Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2006. С.84

[5] Ст. 2 Конституции РФ 1993 года.

[6] П. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949 года.

[7] Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ 1993 года.

[8] Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ 1993 года.

[9] Ст. 10 Конституции РФ 1993 года.

[10] П. 2 ст. 20 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949 года.

[11] Ч. 4 ст. 32 Конституции РФ 1993 года.

2 П. 3 ст. 3 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949 года.

[12]3 Ст. 3 Конституции Итальянской Республики 1948 года.

[13] Раздел 2, 3 ст. 1 Конституции США 1787 года.

[14] Ст. 57, 56 Конституции Итальянской Республики 1948 года.

3 Ч. 2, 3 Конституции РФ 1993 года.

[15] 

[16] Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д.Перевалов.– 3-е изд. – М.: Норма, 2006.– С.88

[17] Ст. 116 Конституции РФ 1993 года.

[18] Ч. 1 ст. 120 Конституции РФ 1993 года.

[19] П. 1 ст. 97 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949 года.


Информация о работе Механизм государства