Материнский капитал в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:00, реферат

Описание работы

Демографическая проблема является одной из самых острых социальных проблем современной России. Сейчас, как никогда, актуально высказывание Д. И. Менделеева: «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского», опубликованное в знаменитом демографическом труде «К познанию России», вышедшем в 1906 г1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
Понятие материнского (семейного) капитала............................................ 5
Получение материнского капитала
2.1. Субъекты права на получение капитала............................................ 10
2.2. Порядок получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал................................................................................................ 13
2.3. Распоряжение средствами материнского капитала.......................... 15
Региональный материнский капитал.......................................................... 18
Судебная практика....................................................................................... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................ 28

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 464.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Семейное право»

Тема: Материнский  капитал в РФ 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: ст 

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита, 2011

  Содержание

  ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................   3

  1. Понятие материнского (семейного) капитала............................................  5
  2. Получение материнского капитала
  3.       2.1. Субъекты права на получение капитала............................................  10
  4.    2.2. Порядок получения государственного сертификата на материнский                                   (семейный) капитал................................................................................................  13
  5.       2.3. Распоряжение средствами материнского капитала..........................  15
  6. Региональный материнский капитал..........................................................  18
  7. Судебная практика.......................................................................................  20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................  25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................  28 
     

  •  

  • ВВЕДЕНИЕ
  •      Демографическая проблема является одной из самых острых социальных проблем современной России. Сейчас, как никогда, актуально высказывание Д. И. Менделеева: «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского», опубликованное в знаменитом демографическом труде «К познанию России», вышедшем в 1906 г1.

       В современный период, в соответствии с  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, к числу основных задач демографической политики РФ относится повышение уровня рождаемости в стране. В качестве основных стратегических ориентиров были определены: стабилизация численности населения России к 2015 г. на уровне 142-143 млн чел. и рост до 145 млн чел. - к 2025 г.; увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет. Соответственно этим целям определены и основные задачи, направленные на: сокращение уровня материнской и младенческой смертности; сокращение смертности в трудоспособном возрасте; укрепление здоровья населения; увеличение продолжительности активной жизни.

    В связи с этим была предложена программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Важное место занимают дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а именно предоставление материнского капитала – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Под материнским или, как его еще называют, семейным капиталом понимаются денежные средства выделяемые государством в из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Когда в семье появляется ребенок, появляются и новые расходы. Материнский капитал, конечно, не решит все материальные проблемы такой семьи, но сможет стать существенной поддержкой. Именно это, на мой взгляд, определяет актуальность выбранного направления исследования, объектом которого является такой важный государственный институт поддержки семей  как материнский капитал. Предметом  исследования выступают  вопросы правоприменительной практики, проблемы получения материнского капитала в реальной жизни. 

      Целью работы является всестороннее и полное раскрытие понятие материнского капитала, существующей правовой базы, регулирующей его предоставление, функции и проблемы, возникающие на практике. Данные цели будут достигаться посредствам решения следующих задач:

    1. Определения законодательного понятия материнского капитала как правовой категории;
    2. Исследование условий и порядка его предоставления.
    3. Выявление пробелов в законе, путём исследования и анализа судебной практики.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Понятие материнского (семейного) капитала

      Проанализировав рождаемость и смертность в стране, правительство пришло к выводу, что если в ближайшие лет пять ничего не сделать, то население России уменьшится на несколько миллионов человек, а это прямая угроза нации, экономике и вообще всему государству2. Вопрос о низкой рождаемости и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.  
    Введение материнского капитала преследовало комплекс целей — демографических, социальных, семейных. Материнский капитал должен способствовать не только увеличению рождаемости, но и улучшению качественного формирования нового поколения (здравоохранение, образование).  

        Так, к две тысячи седьмому году был подготовлен и принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому была введена материальная мера поддержки семей, решившихся на второго, третьего и более детей. За всю историю Российского государства ничего подобного не вводилось, да и ни в одной стране мира нет таких законопроектов. Принятый нормативный акт, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации), предоставляет право на материнский капитал в размере, ежегодно устанавливающимся государством, семьям, в которых, начиная с 1 января 2007 года, родились или были усыновлены вторые или последующие дети. Причем такое право ограниченно временными рамками с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. При этом можно сказать, что эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера, а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

      Размер  суммы материнского капитала.  Первоначально размер материнского капитала составлял 250 000 руб. Однако данным Законом предусматривается, что указанная сумма должна ежегодно пересматриваться (индексироваться) с учетом темпов инфляции и устанавливаться в соответствии с годовым бюджетом. Причем индексации подлежит как вся сумма, так и ее оставшаяся часть в случаях частичного использования на цели, предусмотренные Законом № 256-ФЗ. При этом указывается, что изменение размера капитала, а также его оставшейся части с учетом темпов роста инфляции осуществляется до перечисления денежных средств из федерального бюджета в бюджет ПФР, что позволяет государству своевременно спланировать сумму в средствах федерального бюджета, на которую был проиндексирован материнский капитал. ПФР должен извещать получателей МК ежегодно в срок до 1 сентября о его размере, с тем чтобы все изменения размера своевременно были известны его получателям, предоставляя тем самым возможность наиболее рационально его использовать. Поэтому в связи с индексацией в 2008 году материнский капитал равнялся 276 250 рублям, в 2009 году — 312 162 рублям, в 2010 году — 343 278 рублям, в 2011 году - 365 700 рублям. С 1 января 2012 года размер материнского капитала будет равен 387 000 рублей.

      Федеральный регистр. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на материнский капитал, и реализации их права создается соответствующий федеральный регистр. Регистр и его региональные сегменты являются государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет ПФР, который должен обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации о лицах, имеющих право на капитал в соответствии с Правилами ведения федерального регистра3. Федеральный регистр - это совокупность сведений о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержащих их идентификационные признаки, фиксируемые в установленном порядке.   Данный регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на материнский (семейный капитал): 

      1) страховой номер индивидуального  лицевого счета в ПФР (документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий предусмотренные Законом о персонифицированном учете сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР);   2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении (вносятся на основании паспорта лица или иного документа, удостоверяющего личность, либо свидетельства о рождении (в отношении детей до 14 лет)). Сведения о фамилии, которая была у лица, имеющего право на материнский капитал при рождении, заносятся со слов самого гражданина;      3) дата рождения (вносится на основании паспорта гражданина РФ или свидетельства о его рождении (в отношении детей до 14 лет));

    4) пол  (вносится на основании паспорта или свидетельства о рождении);

    5) адрес  места жительства в соответствии  с отметкой о регистрации, сделанной  в паспорте или другом документе,  удостоверяющем личность;

    6) серия  и номер паспорта или данные  иного документа, удостоверяющего  личность, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа;

    7) дата  включения в регистр; 

    8) сведения  о фамилии, имени, отчестве, дате  и месте рождения детей, очередности  их рождения (усыновления), гражданстве  (на основании свидетельства о  рождении);

    9) сведения  о материнский капитал (размер, выбранное направление распоряжения  им).

    Поскольку законом допускает расходование средств материнский капитал  по частям и на разные цели, а также  в связи с его индексацией  с учетом роста инфляции в регистре должны найти отражение сведения об оставшейся части материнского капитала, а также сведения о размере материнского капитала. Среди учёных существует мнение, что следовало бы закрепить необходимость указывать в федеральном регистре помимо перечисленных выше сведений еще и степень родства между лицами, имеющими право на распоряжение средствами материнского капитала (мать, отец или иной родственник, являющийся опекуном (попечителем) ребенка), и детьми, в связи с рождением которых это право возникло. Данная информация облегчила бы процесс систематизации сведений, содержащихся в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки;

    10) сведения  о прекращении права на дополнительные  меры государственной поддержки  вносятся в случаях полного распоряжения средствами материнского капитала. 

    Сведения  о лицах должны заноситься в регистр  в той же хронологической последовательности, в какой граждане, которым предоставлено  право на материнский капитал, обратились с соответствующим заявлением и необходимыми документами в местное отделение ПФР. Включение в регистр сведений осуществляется на основании заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, о распоряжении средствами материнского капитала  либо при принятии решения о пересмотре размера материнского капитала  не позднее чем через 7 дней после принятия заявления, вынесения решения об удовлетворении заявления либо вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете.

    Для уточнения  информации о лице, имеющем право на МК, на основании документов, представленных указанным лицом либо компетентными органами, территориальные органы ПФР в течение семи рабочих дней после приема этих документов осуществляют ввод данных в регистр. Территориальные органы ПФР осуществляют учет прав граждан на дополнительные меры государственной поддержки со дня вынесения решения о выдаче государственного сертификата.  
     
     
     
     

      2. Получение материнского капитала

      2.1. Субъекты права на получение капитала

    На материальную поддержку государства имеют разные категории граждан. Но у всех у них есть одна общая характеристика – родители и дети должны иметь гражданство Российской Федерации, независимо от настоящего места жительства. Учитывается также двойное гражданство, поэтому если лицо проживает за рубежом, но всё еще имеет российское гражданство, оно может претендовать на получение материнского капитала. Анализируя положения Закона № 256-ФЗ, определяющие субъекта, имеющего право на материнский (семейный) капитал, и порядок использования средств капитала, можно выделить ряд проблем как теоретического, так и практического характера, что в первую очередь связано с недостаточно проработанной концепцией Закона, также можно отметить и недостатки юридической техники.

    Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях).

      Исходя  из вышеуказанных положений, можно  сделать вывод, что право на дополнительные меры государственной поддержки  возникает первоначально у женщины, родившей или усыновившей детей, и только в случае прекращения  права у нее (смерть, лишение родительских прав) это право возникает у других лиц. Согласившись с тем, что поддержка семьи с детьми, несомненно, необходима, следует вспомнить, что когда было предложено понятие материнского капитала, то речь шла о поддержке женщины4. Однако при реализации этого предложения законодатель отошел от первоначального замысла, что может повлечь в будущем определенные трудности в применении Закона N 256-ФЗ. Это, во-первых, касается установленных направлений использования средств материнского капитала, а во-вторых, на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом. Здесь могут быть по крайней мере следующие пути решения этой проблемы: при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них, если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий. Здесь может быть и третье решение проблемы: право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им. Определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

      Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона № 256-ФЗ не должны иметь права на поддержку. Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным "привязывать" право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  право на материнский капитал  является новым видом социального  обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения. Полагаю, что Закон № 256-ФЗ нуждается в совершенствовании в части определения субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковым субъектом, вероятнее всего, должна стать именно женщина, родившая (усыновившая) второго и последующих детей. Это положение не затрагивает действующую редакцию Законом № 256-ФЗ (ст. 3) в части прав мужчин и детей на материнский капитал при прекращении права у женщины. Требует разрешения вопрос о правовом режиме средств материнского капитала. В частности, при решении гражданско-правовых вопросов, например при разделе совместно нажитого имущества. Такое решение позволит избежать споров между родителями о судьбе средств в случае распада семьи. 

        1. Порядок получения материнского капитала

    Право на дополнительные меры государственной  поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка, и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Субъекты права на получение капитала или их законные представители, а также законные представители ребенка, не достигшего вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. К ним относятся: паспорт или любой другой документ, в котором есть фотография мамы, указано ее место жительства или временной регистрации; Свидетельства о рождении всех детей; Гражданство ребенка, родившегося после 1 января 2007 года, должно быть подтверждено одним из следующих способов: 
    - в свидетельстве указано гражданство родителей ребенка; 
    - в свидетельстве есть штамп паспортно-визовой службы о гражданстве; 
    - в свидетельстве есть вкладыш, подтверждающий российское гражданство; 
    - в паспорте родителей есть отметка о российском гражданстве. 
       Сотрудник Пенсионного Фонда тщательно проверит предоставляемые документы и предоставит бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Если все документы в порядке, а заявление заполнено, он заберет все документы и объяснит дальнейший ход действий. В течение месяца все сведения, указанные в документах территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.  
    О своем решении Пенсионный Фонд должен уведомить заказным письмом (то есть в письменно виде) в течение пяти дней со дня его принятия. Кроме того, в письме будет указана дата повторного визита в Пенсионный Фонд. Если результат действительно положительный и все документы в порядке, то сертификат выдаётся именно в тот день, который указан в письме.

      Но среди всех претендентов на получение сертификата на материнский капитал есть процент тех, кто получит отказ в его выдаче. В большинстве Пенсионный Фонд отказывает в силу неправильно оформленных документов или документов, предоставляющих ошибочные сведения5. Прежде чем подавать документы на получение сертификата, нужно проверить не подпадает ли лицо под один из пунктов, по которому права на материнский капитал отсутствуют:  
    - в документах представлены неверные данные; 
    - произошло лишение прав относительно предыдущих детей; 
    - лицо уже получило сертификат на материнский капитал; 
    - у ребенка отсутствует российское гражданство; 
    -  если женщина, имеющая одного ребенка, усыновляет пасынка или падчерицу, материнский капитал ей не полагается. 
    В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.  

        1. Распоряжение средствами материнского капитала

    Как уже было сказано ранее средства, полагающиеся по сертификату на материнский капитал, не выдаются в виде наличных денег. При разработке закона и механизма использования средств государственной поддержки правительство постаралось максимально оградить себя и детей от возможных махинаций, мошенничества и корыстного использования детей в качестве средства получения денег. По закону, получив сертификат на материнский капитал, правообладатель может воспользоваться им по истечении трех лет. Эта мера была введена для обеспечения безопасности детей. Однако в связи с кризисной ситуацией в экономике, в 2009 году стало возможно использовать материнский капитал сразу после получения сертификата на погашение ипотечного кредита.  
      Также с целью обеспечения максимально эффективного использования средств материнского капитала законом установлены четыре направления, на которые можно потратить эти безналичные деньги. 
        1. Улучшение жилищных условий.

        Средства материнского семейного капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться6:  
          1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение  приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору  денежные средства. 
        2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
    При этом, может единовременно на эти цели выдаваться только часть средств материнского капитала (но не более 50 % средств всего капитала).  Остальная часть может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.            Указанные нормы позволяют лицу, имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, решать жилищную проблему различными способами, в том числе и оплатить кредит, полученный на приобретение жилого помещения. Однако действующее законодательство не определяет качественные и количественные характеристики улучшения жилищных условий: улучшение может рассматриваться как увеличение площади жилого помещения или приобретение нового помещения. В то же время улучшение может иметь место в тех случаях, когда меняются потребительские качества жилого помещения: при приобретении благоустроенного жилого помещения меньшей площади взамен неблагоустроенного, изменении места жительства (населенного пункта) при равной площади и т.д. 
    2. Получение образования одного или всех детей.

    Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет7. Материнский капитал может быть направлен на:

    1. оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;  
      2)  оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;  
      3)  оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.  

    Учитывая, что образование в современном  мире является одним из факторов, определяющих социальное положение гражданина, возможность достойного трудоустройства и будущего благополучия, такое использование средств будет, несомненно, востребованным. Такая мера позволит действительно поддержать женщину, повысить ее социальный статус, найти достойную работу, обеспечить материальное благополучие ее детям. 

    3. В качестве увеличения  накопительной части  пенсии для мам. Средства материнского капитала могут быть направлены на увеличение накопительной части пенсии для женщин8. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Средства могут быть размещены как в государственном, так и в негосударственном пенсионном фонде. Такой способ распоряжения средствами капитала действительно поддерживает женщину, что свидетельствует об определенных приоритетах законодателя. В то же время, далеко не во всех случаях принцип половой дифференциации оправдан. Направление средств на формирование накопительной части пенсии позволяет уравнять положение женщины, когда она не работала и в отношении ее не производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, но в случае, когда мужчина является единственным родителем (усыновителем), он также занимается уходом за детьми или ребенком и, возможно, не работает. В связи с чем в целях "уравнивания" прав женщин и мужчин, оказавшихся в одинаковых ситуациях, следует предусмотреть возможность для одиноких мужчин направления средств материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. 
    4. В 2009 году была утверждена поправка в закон, согласно которой была принята единовременная выплата на повседневные нужды для обладателей сертификата на материнский капитал в размере 12 тысяч наличными деньгами из средств материнского капитала. Подать заявление на эту выплату могут все владельцы сертификатов независимо от даты вступления ими в права на материнский капитал, то есть независимо от того, когда был рожден или усыновлен второй или последующий ребенок. Эта мера была введена также в связи с кризисными явлениями в стране. Эта программа действовала до марта 2011 года. 

                             3.    Региональный материнский капитал

    Многие  регионы РФ поддержали предложение  Президента о создании регионального материнского капитала. По существу это дополнение к Федеральному материнскому капиталу, устанавливаемый правительством конкретного субъекта Российской Федерации для поддержки многодетных семей.   Обычно это денежное пособие в размере примерно 100 тысяч рублей, которым можно распорядиться так же, как и Федеральным материнским капиталом. Однако в ряде субъектов РФ деньги регионального материнского капитала можно направить на покупку автомобиля, земли или лечение ребёнка. В других регионах муниципальные власти выдают землю при рождении второго или третьего ребёнка.

    В июне 2011 года депутаты Московской областной  Думы приняли закон, который дополняет  и расширяет закон №1-2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи  и детей в московской области».  Теперь родители, у которых второй или третий ребенок появится с 1.1.11 по 31.12.16, могут получить сертификат на "областной" материнский (семейный) капитал. Разумеется, лицо, которое претендует на этот сертификат, должно быть зарегистрировано по месту жительства в Московской области.  Областной материнский капитал можно будет потратить на улучшение жилищных условий, получение образования или на накопительную часть трудовой пенсии матери, когда ребенку исполнится три года. Почти все условия использования материнского капитала в Московской области списаны с условий использования федерального материнского капитала.  Размер материнского капитала в Московской области равен 100000 рублям и индексироваться не будет.

    По данным аппарата полпреда, во всех регионах Дальнего Востока вопрос о возможностях введения регионального “материнского капитала" проработан. Это поручение главы государства выполнено всеми органами власти субъектов федерации в установленный срок.

    В Амурской области выплаты по 250 тысяч рублей на улучшение жилищных условий при рождении третьего и последующих детей уже производятся. Также уже осуществляются выплаты в Сахалинской области. Здесь региональным законом "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей" установлен размер "материнского капитала" в сумме 150 тысяч рублей. В Республике Саха (Якутия) принят Закон "О республиканском материнском капитале "Семья". Его сумма составляет 100 тысяч рублей при рождении третьего и последующих детей. Использовать данные средства можно на улучшение жилищных условий и на образование.

    В Камчатском крае 24 мая 2011 года принят соответствующий  закон, устанавливающий размер материнского капитала от 100 до 250 тысяч рублей.В  Приморском крае постановлением администрации  края от 20.06.2011 определен размер "материнского капитала" для третьего и последующих детей 30 тысяч рублей.

         В Забайкальском крае также принимаются  меры по поддержке семей. Так,  Законом  «О внесении изменений в статью 2 Закона Забайкальского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае"», принятый Законодательным Собранием Забайкальского края 
    7 сентября 2011 года приняты дополнительные меры. Многодетным семьям, имеющим в своем составе двух и более рожденных или усыновленных детей, при рождении или усыновлении в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года третьего или последующего ребенка предоставляется краевой материнский (семейный) капитал в размере 50 000 рублей. При возникновении права на этот капитал не учитываются дети, принятые под опеку (попечительство). Краевой материнский капитал выплачивается единовременно по истечении трех календарных месяцев со дня рождения (усыновления) третьего или последующего ребенка.  Также как и федеральный капитал материнский капитал в Забайкальском крае  подлежит индексации, размеры и сроки которой устанавливаются законом Забайкальского края о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
     

    1. Судебная  практика

    Вместе  с появлением закона о материнском  капитале, применением его в реальной жизни появились ситуации, не урегулированные в нём. Так, постепенно стала появляться и судебная практика по поводу материнского капитала.

    1. В ситуации когда первый ребенок умер можно отстоять свое право на материнский капитал через суд. Препятствием не может стать даже отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка.  Главное - иметь документ о рождении ребенка. Требование о предоставлении именно свидетельства о рождении ребенка может быть обжаловано в суде. Одним из ярких примеров является Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2009 г. N 29-В09-6, в котором Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.А. Колычева, изучив надзорную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области по материалам истребованного дела по иску К. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на получение государственного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, установил: К. обратилась в Нижнеломовский городской суд Пензенской области к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на получение государственного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на то, что в январе 2009 года обратилась в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению приложила помимо остальных, документы, подтверждающие рождение детей, а именно: справку о рождении первого ребенка М., выданную 14 февраля 2008 года АМС Новоаширского сельсовета - территориального органа МО "Матвеевский район" Оренбургской области; свидетельство о смерти первого ребенка; свидетельство о рождении второго ребенка К.Т. 1 августа 2007 года рождения. Однако, в приеме документов ей было отказано. 3 февраля 2009 года на свое заявление получила письменный ответ за N 382 из ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области, в котором указано, что документом, удостоверяющим факт государственной регистрации рождения, является свидетельство о рождении, которое представляется одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что справка о рождении формы N 26 не поименована в перечне документов, установленном Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 873. По мнению представителя ответчика, К. было правильно отказано в приеме документов на том основании, что ею не представлены необходимые документы, в частности, свидетельство о рождении первого ребенка.
    2. Далее Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 15 апреля 2009 года исковые требования К. удовлетворены.  Определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 мая 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе и.о. начальника ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области просит принятые по делу судебные постановления отменить.

    Удовлетворяя  требования, К., суд первой инстанции  исходил из того, что истица, родив 01.08 2007 года второго ребенка в  соответствии со ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей" приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, и факт его смерти на первой неделе жизни, суд посчитал обстоятельством, не препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона. Из содержания указанной нормы следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года. При этом, статья 4 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство. Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае никем не оспаривается.

    Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. Разрешая спор, суды первой и кассационной инстанции обоснованно исходили из фактического рождения у истицы первого и второго ребенка, и правильно посчитали отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, обстоятельством, не являющимся основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за N 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

    Поэтому доводы ответчика об отсутствии свидетельства  о рождении ребенка, при наличии  других доказательств рождения первого  ребенка, не опровергают выводы суда. Кроме того, данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п. 6 ст. 5 ФЗ N 256-ФЗ не указано, в связи с чем, оспариваемые судебные постановления следует признать законными и обоснованными. Принимая во внимание вышеуказанное, оснований для передачи надзорной жалобы и.о. начальника ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции не имеется. В связи с этим, данным Определением Верховного Суда  было установлено право женщины на получение материнского капитала в случае смерти первого ребёнка.

    1. Верховный суд Башкирии признал право мужчины, в одиночку воспитывающего двух несовершеннолетних детей, на получение материнского капитала. Это судебное разбирательство, не имеющее прецедентов в России, длилось больше года. Отцу-одиночке Александру Афанасьеву, воспитывающему двоих детей, Управление Пенсионного фонда России в городе Нефтекамске отказало в выдаче материнского сертификата. Дело дошло до суда, который решил, что отец не имеет права на деньги, положенные, в сущности, даже не ему, а его детям. Жена истца умерла примерно год назад. На его попечении остались старший сын от первого брака и годовалая дочь от второго. Александр и его дети после смерти жены стали жить в двухкомнатной квартире с пожилыми родителями. Двухлетняя София растет очень подвижным ребенком и мешает старшему брату Максиму готовить уроки, из-за чего у мальчугана, по словам отца, резко снизилась успеваемость. Для расширения жилплощади, ясное дело, нужны дополнительные средства, которых Афанасьевым взять негде. Чтобы присматривать за детьми, строитель Александр вынужден был уволиться с постоянной работы и теперь перебивается случайными заработками. Материнский капитал, по закону полагающийся семьям, родившим и воспитывающим двоих детей, вполне помог бы решить эту проблему. Однако когда Александр обратился в Пенсионный фонд за сертификатом, получил отказ. Формальным поводом для отказа послужил тот факт, что по закону материнский капитал полагается женщине-матери, родившей двоих детей, а про мужчину-отца там ничего не сказано. Тем более у покойной жены Александра дочурка София была первым ребенком, а усыновить Максима, чтобы по праву считаться мамой двоих детей, Ирина не успела. Получалось, деньги Афанасьевым не полагаются. Александр посчитал такую позицию Пенсионного фонда неверной, на его сторону встала и городская прокуратура, обратившаяся с иском в суд.  В результате Решением Верховного  суда Республики Башкортостан. федеральным судьёй  Даутовым И.М. иск Афанасьева  был удовлетворён.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Анализ  содержания и условий возникновения права на материнский капитал свидетельствует, что нормы Закона № 256-ФЗ о материнском капитале нуждаются в доработке. Подводя итог, следует отметить, что необходимо определить субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковыми должны являться женщины, родившие (усыновившие) детей. Требуют изменения нормы о разрешенных направлениях использования материнского (семейного) капитала как в части уточнения порядка использования, так и направлениях использования. В связи с этим, уже сейчас рассматриваются вопросы внесения изменений в данный закон. Так, начиная с 2012 года, материнский семейный капитал могут начать использовать на содержание ребенка в детском саду. Проект постановления Правительства РФ об использовании материнского капитала для оплаты детского сада в сентябре 2011 года поступил в кабинет министров. С принятием поправок предполагается, что не будет разницы между образовательными услугами и платой за содержание, в том числе и в частных детсадах. На данный момент в Государственную думу внесено четыре законопроекта, касающихся материнского капитала.

      Первый  законопроект призван помочь семьям с их текущими нуждами. Предлагается предоставить возможность получить всю сумму материнского капитала на специальный счёт в банке, с которого деньги нельзя будет снять. Но ежемесячно будут выплачиваться проценты. Когда субъект права на материнский капитал решит распорядиться материнским капиталом по-другому (например, на образование ребёнка), он сможет изменить направление использования средств.  После предварительного рассмотрения законопроект был отправлен на доработку, так как в нём на данный момент есть ряд технических недоработок. Второй законопроект предлагает использовать МК на образование родителей. В настоящее время идёт обсуждение этого проекта.   Третий законопроект касается получения материнского капитала в случае рождения двух и более детей за один раз. Парламентарии хотят в этом случае давать материнский капитал на каждого ребёнка. Четвёртый законопроект, если будет принят, даст возможность получить МК женщина и мужчинам, у которых один (или несколько) из детей - пасынки или падчерицы.

    Поступило и довольно неожиданное предложение  – дать право на получение сертификата  на материнский капитал женщинам, не имеющим российского гражданства. Имеются в виду иностранки, состоящие в официальном браке с россиянами. По итогам слушаний правительству России поручено рассмотреть вопрос о расширении перечня направлений средств материнского капитала. Окончательные рекомендации должны быть подготовлены через месяц после получения откликов из регионов.Также обсуждается вопрос о продлении срока действия госпрограммы «Материнский капитал» с 31 декабря 2016 года до 31 декабря 2025 года. Обсуждению этого вопроса способствуют многочисленные исследовательские работы об эффективности принятия закона о материнском капитале. По материалам доклада Горшков В.А. — доктора технических наук, который был озвучен на Московском международном демографическом Саммите

      Рассмотрена перспектива увеличения рождаемости, в ситуации когда время действия данного закона неограниченно. Так как  закон о материнском капитале впервые был озвучен 10 мая 2006 г. Именно этот год принимается  как время импульсного воздействия для идентификации импульсной передаточной функции. Изменения рождаемости относительно этого года позволяет рассчитать импульсную передаточную функцию звена «Материнский капитал — Рождаемость», т. е. реакцию на озвучивание закона о материнском капитале9.  Данная импульсная передаточная функция, показанная на рисунке, позволяет рассчитать коррекцию рождаемости с учетом действия материнского капитала. В этом случае, ежегодный прирост новорожденных, обусловленный материнским капиталом, будет определяться суммой значений импульсной передаточной функции. Как показывают результаты, введение «материнского капитала» значительно увеличивает численность населения к 2030 году. Многие учёные, проводя исследования, приходят к общему мнению, что лишение женщин права на средства материнского капитала после 2017 года – момента окончания действия материнского капитала, размер которого к этому периоду составит около 500 тысяч рублей, будет способствовать резкому сокращению рождаемости с этого периода. В связи с этим парламентарии выступили с инициативой о продлении срока действия материнского капитала до 2025 года. Продление срока действия нормы о материнском капитале именно до 2025 года связывается со сроком действия Концепции демографической политики в РФ, к числу основных задач которой, в частности, отнесено и повышение уровня рождаемости.  
     
     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

           А. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

         1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант Плюс».

         2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон [от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ] ред. от 01.07.2011// СПС «Консультант Плюс».

         3. Семейный кодекс Российской Федерации:  принят Гос. Думой 08 декабря 1995 г. // М.: Эксмо, 2011. – 64с.

         4. О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: Постановление Правительства Российской Федерации [от 12 декабря 2007 года N 862] // СПС «Консультант Плюс».

         5. О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал: Постановление Правительства Российской Федерации [от 30 декабря 2006 года N 873] // СПС «Консультант Плюс».

         6. Об утверждении Правил направления  средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение  образования ребёнком (детьми) и  осуществления иных связанных  с обучением образования ребёнком (детьми) расходов:  Постановление Правительства Российской Федерации [от 24 декабря 2007 года N 926] // СПС «Консультант Плюс».

          7. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:  Указ Президента [11 октября 2007 года] // СПС «Консультант Плюс».

         8. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федер. закон [от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ] // СПС «Консультант Плюс».

         9. О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае: Закон Забайкальского края [от 7 сентября 2011 года].  

     

      В. ДОКТРИНАЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

      1.      Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009г. - №1;

      2.      Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. - 2007. - № 5;

      3.     Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Материнский капитал на жилище // ЭЖ-Юрист. -  2008. - № 1;

      4.     Гусаков К.Н. Право социального обеспечения К.Н. Гусов. -  М.: МГТУ им. Баумана. -  2009. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Материнский капитал в РФ