Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:09, творческая работа
Марксизм и его влияние на судьбы людей Марксизм возник в 40-х годах XIX в. Центральной философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории. Основоположники марксизма разрабатывали ее в течение 50 лет -- со средины 40-х до средины 90-х годов, наполняя все новым и новым содержанием. В творческом развитии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) можно выделить три основных этапа.
1 Марксизм и его влияние на судьбы людей
2 Марксистское учение о государстве и праве
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Вельский |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | История правовых и политических учений |
Тема | Марксистское учение о государстве и праве |
Фамилия студента | Роянов |
Имя студента | Алексей |
Отчество студента | Александрович |
№ контракта | 13800080102002 |
1 Марксизм и его влияние на судьбы людей
2 Марксистское учение о государстве и праве
Приложения
1
Марксизм и его влияние на
судьбы людей Марксизм возник в 40-х годах
XIX в. Центральной философской идеей (философским
открытием) марксизма стала идея материалистического
понимания истории. Основоположники марксизма
разрабатывали ее в течение 50 лет -- со
средины 40-х до средины 90-х годов, наполняя
все новым и новым содержанием. В творческом
развитии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха
Энгельса (1820-1895) можно выделить три основных
этапа. Первый -- идеалистический, левогегельянский
этап длился с конца 30-х до начала 1843 г.
На втором этапе (1843-1845 гг.) К. Маркс, развивая
основные принципы антропологизма Л. Фейербаха,
разработал его чувственно-деятельную
форму, существенно отличающуюся от созерцательной,
в частности, яркой социально-политической
направленностью. Но в целом К. Маркс еще
не преодолел этот тип философствования,
ибо считал, что сознание входит в первичное
определение сущности человека, лежит
в основе общественных отношений, а не
наоборот. Собственно марксистский этап
начинается с “Тезисов о Фейербахе” К.
Маркса и совместного произведения К.
Маркса и Ф. Энгельса “Немецкая идеология”,
где общественные отношения получают
конкретно-историческое и материалистическое
истолкование. И в зрелый период можно
выделить несколько ступеней развития
взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Первая
из них закончилась в начале 50-х годов
обобщением хода и итогов европейских
революций 1843-1849 гг. На второй ступени
центральное место занимают политико-экономическое
обоснование исторической необходимости
и ограниченности капиталистического
способа производства, создание “Капитала”
и деятельность I Интернационала. С середины
70-х годов по 1895 г., на третьей ступени,
марксистское мировоззрение получает
итоговую разработку. К. Маркс и Ф. Энгельс
пытались выяснить и указать пути реального
освобождения трудящихся, от какой бы
то ни было эксплуатации, от любых форм
социального гнета, к преодолению бесправия
и неравенства. Они поставили перед собой
задачу наметить контуры строя, при котором
можно будет преодолеть отчуждение труженика
от собственности и власти, наиболее разумно
организовать общественную жизнь, обеспечить
свободное гармоничное развитие личности.
Увлеченные этой идеей, К. Маркс и Ф. Энгельс
обратились к широкому кругу прямо связанных
с ней вопросов государства, права, законодательства,
политики. Итогом такого обращения и явилась
разработка марксистской историко-материалистической
концепции государства и права. Ныне марксизм
переживает серьезный и глубокий кризис.
Одна из отправных его идей о всемирно-исторической
миссии пролетариата привела, с одной
стороны, к монополии власти и диктатуре
одного класса, воплотившись в определенной
общественной системе, с другой, став важным,
но не единственным фактором самосознания
и организации рабочих в классовой борьбе,
она в немалой степени способствовала
интеграции пролетариата в современную
цивилизацию. Таким образом, это положение
марксизма, по крайней мере, в той его части,
которая касается признания классового
антагонизма определяющей силой общественного
прогресса, требует существенных уточнений. Рассматривая
марксистское учение о государстве и праве,
необходимо, прежде всего, подчеркнуть,
что марксистская концепция происхождения
государства и права опирается на историко-материалистическое
учение об обществе и общественном развитии,
на классовую трактовку государства и
права. Марксистская теория происхождения
государства наиболее полно изложена
в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи,
частной собственности и государства”,
само название которой отражает связь
явлений, обусловивших возникновение
анализируемого феномена. В целом теория
отличается четкостью и ясностью исходных
положений, логичностью и, несомненно,
представляет собой большое достижение
теоретической мысли. Для марксистской
теории характерен последовательный материалистический
подход. Она связывает возникновение государства
с частной собственностью, расколом общества
на классы и классовым антагонизмом. Суть
этого вопроса марксизм выражает в формуле
“Государство есть продукт и проявление
непримиримых классовых противоречий”.
Отрицать влияние классов на возникновение
государства нет оснований. Но также нет
оснований считать классовые противоречия
единственной первопричиной его появления.
Как известно, государство нередко зарождалось
и формировалось до возникновения классов,
кроме того, на государствообразование
влияли и другие, более глубинные и общие
факторы.
2
Марксистское учение о
Приложение А | Марксистская философия права наряду с кантианской и гегельянской относится к классической философии права, все направления которой едины в том, что в отличие от юридического позитивизма они констатируют существование помимо позитивного права некоего метаправа, т. е. определенной совокупности изначальных принципов отбора правовых норм. Так, если право рассматривается как объективация воли, то воля понимается не как абсолютный произвол, характеризующийся вечной изменчивостью и непредсказуемостью, а как своеобразная естественная детерминация, действующая посредством объективных интересов. Марксистская философия права - это чрезвычайно широкое направление философско-правовой мысли, которое включает в себя множество внутренних школ. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего его существования научный интерес к нему только возрастает. Вопросы право-понимания принадлежат к “вечным” уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты в понимании других явлений и сфер жизнедеятельности социума. В концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в теоретической, в том числе философской, трактовке права не отрицается его связь с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, оно не считается лишь функцией экономического процесса. Вместе с тем в марксистской теории утверждается, что право - явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, в которой не отрицается ведущая роль в правотворчестве государства, однако считается, что само оно должно подчиняться законам, а не стоять над ними. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее, понимание права здесь ограничено лишь классовым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может. |
Информация о работе Марксистское учение о государстве и праве