Личность и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
3. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 9
4. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 11
5. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 13
6. ФЕДЕРАЛИЗМ 14
7. ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
8. РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 18
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 20
10. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 21
11. ИДЕОЛОГИЯ 23
12. КОНСТИТУЦИЯ – КАК “ОСНОВА” ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
14. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

  Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

 

    1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
 

  Носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации  является ее многонациональный  народ (Статья 3).

  Данное  положение является исходным для  закрепления демократической природы  Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем  суверенитета является отличительным  свойством демократических государств с республиканской формой правления.

  Конституцией  устанавливается принцип неделимости  суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных  органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть  многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

  В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и  осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

  В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и  свободные выборы определяются как  высшее непосредственное выражение  власти народа. Тем самым устанавливается  наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.

  Непосредственное  осуществление власти народа путем  проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

  Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

  В ст. 3 Конституции также устанавливается  противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые  лица, совершающие действия, связанные  с захватом власти или присвоением  властных полномочий, несут юридическую  ответственность.

 

    1. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
 

  Конституция Российской Федерации  и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (Статья 4).

  Верховенство  федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность  и стабильность всей правовой системы  России.

  Верховенство  федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. ст. 72 и 76 Конституции). Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене.

 

    1. ФЕДЕРАЛИЗМ
 

  Российская  Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов  Российской Федерации (статья 5).

  Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

  Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации  является частью Федерации, и поэтому  принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

  Указание  на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов.

  Прежде  всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

  Масштабы  нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа.

  Федеративное  устройство Российской Федерации исходит  из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как  и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

  Закрепленный  статьей принцип равноправия  народов в Российской Федерации  гарантируется равноправием прав и  свобод человека и правом каждого определять и указывать свою национальность.

 

    1. ГРАЖДАНСТО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

  1. Гражданство Российской  Федерации приобретается  и прекращается  в соответствии  с федеральным  законом, является  единым и равным  независимо от  оснований приобретения.

  2. Каждый гражданин  Российской Федерации  обладает на ее  территории всеми  правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

  3. Гражданин Российской  Федерации не может  быть лишен своего  гражданства или  права изменить  его (Статья 6).

  Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности - объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

  Российское  гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

  В п. 2 ст. 6 Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

  Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому  государству иначе как на основании  закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

 

    1. РОССИЯ  – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
 

  Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное  развитие человека (Статья 7).

  Статья  провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

  В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное  развитие гарантируется каждому  независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

  Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам”.

  Следуя  нормам международного права, Конституция  устанавливает обязанность государства  проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.

Информация о работе Личность и государство