Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:47, реферат
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.
Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Легитимность власти
Дееспособность власти во
многом зависят от ее легитимности
(от лат. legitimus - законный). Это один из показателей
эффективности политической власти. В
легитимности отражается отношение граждан
к власти. Ее можно определить как состояние
власти, когда она признается большинством
народа законной и справедливой. Легитимность
и авторитетность власти - явления в определенной
мере совпадающие.
Легитимность
означает согласие народа с властью, когда
он добровольно признает ее право принимать
решения, которые должны выполняться.
Чем ниже уровень легитимности, тем чаще
власть будет опираться на силовое принуждение.
Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки
населением) не бывает. В любом обществе
есть люди, нарушающие законы или относящиеся
к власти апатично.
Источники легитимности.
В качестве основных источников легитимности,
как правило, рассматриваются три субъекта:
население, правительство и внешнеполитические
структуры.
Население. Легитимность,
которая означает поддержку власти со
стороны широких слоев населения, является
самой заветной целью всех политических
режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает
стабильность и устойчивость власти.
Правительство.
Легитимность может формироваться не
населением, а самим государством (правительством)
и пoлитическими структурами (проправительственными
партиями), побуждающими массовое сознание
воспроизводить положительные оценки
деятельности правящего режима.
Внешние факторы.
Легитимность может формироваться и внешними
политическими центрами — дружественными
государствами, международными организациями.
Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил
три возможных типа легитимности (господства)
в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность
опирается на традицию, на некогда установленный
порядок. Виды традиционной власти: геронтократия
(власть старейшин); патриархальная
(власть племенных вождей); патримониальная
(власть монарха, которая может быть освящена
религиозными нормами, а в современном
обществе проявляется в таких явлениях,
как верность присяге, кодекс чести и др.
Харизматическая
легитимность (с греч. charisme - божественная
благодать) основана на вере в руководителя,
вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся
личные качества: мудрость, святость, героизм.
Подобной властью обладают религиозные
пророки, революционные и тоталитарные
вожди. Харизматическая легитимность
строится на безоглядном доверии вождю.
Образцы харизмы Вебер видел в Христе,
Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине
и др.
Легальная (рациональная)
легитимность имеет своим источником
рационально установленные правила, нормы
(законы). В демократических странах это
основной тип легитимности, опирающийся
на конституции и конкретные правовые
нормы.
Веберовская типология получила всеобщее
признание, хотя ряд ученых дополняет
ее другими типами легитимности. Американский
политолог Д. Истон выделил идеологическую
легитимность, которая опирается на убежденность
индивидов в правильность тех идеологических
ценностей, которые провозглашены властью
(это наиболее эффективный тип легитимности); структурную
легитимность, вытекающую из доверия населения
к структурам и нормам режима (к законам,
органам власти), персональную
легитимность имеющую своим источником
веру граждан в компетентность лидера,
его способность должным образом использовать
власть и др. Французский политолог Ж.
Л. Шабо говорит о возможности демократической
(опирается на волеизъявление управляемых), технократической
(связана с умением властвовать) и онтологической
(соответствие власти универсальным принципам
человеческого и социального бытия) легитимности.
В реальной практике разные типы легитимности
могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности
обладают демократические режимы, в которых
дополнительными источниками легитимности
власти экономическая и социальная эффективность
режима, выражающаяся в высоком уровне
жизни населения.
Кризисы легитимности
и способы их урегулирования.
Легитимность обладает свойством изменять
свою интенсивность, т.е. характер и степень
поддержки власти (и ее институтов), поэтому
можно говорить о кризисах легитимности.
Под кризисами понимается такое падение
реальной поддержки органов государственной
власти или правящего режима в целом, которое
влияет на качественное изменение их ролей
и функций.
Так, ученые, связывающие кризис легитимности
режима с дестабилизацией политической
власти и правления, называют в качестве
таких критериев следующие факторы:
— невозможность органов власти осуществлять
свои функции или присутствие в политическом
пространстве нелегитимного насилия (Ф.
Били);
— наличие военных конфликтов и гражданских
войн (Д. Яворски);
— невозможность правительства адаптироваться
к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);
— разрушение конституционного порядка
(С. Хантингтон);
— отсутствие серьезных структурных изменений
или снижение эффективности выполнения
правительством своих главных задач —
составления бюджета и распределения
политических функций среди элиты.
Обобщая наиболее значимые подходы, можно
сказать, что в качестве основных источников
кризиса легитимности правящего режима,
как такового, можно назвать уровень политического
протеста населения, направленного на
свержение режима, а также свидетельствующие
о недоверии режиму результаты выборов,
референдумов, плебисцитов. Эти показатели
свидетельствуют о «нижней» границе легитимности,
за которой следует распад действующего
режима и даже полной смены конституционного
порядка.
В качестве основных путей
и средств выхода из кризисных ситуаций
для государства, где ценится мнение общественности,
можно назвать следующие:
— поддержание постоянных контактов с
населением;
— проведение разъяснительной работы
относительно своих целей;
— усиление роли правовых методов достижения
целей и постоянного обновления законодательства;
— уравновешенность ветвей власти;
— соблюдение правил политической игры
без ущемления интересов участвующих
в ней сил;
— организация контроля со стороны организованной
общественности за различными уровнями
государственной власти;
— укрепление демократических ценностей
в обществе;
— преодоление правового нигилизма населения
и т.д.