Легальность и легитимность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная).

Содержание

1. Легальность и легитимность государственной власти.
2. Форма и структура правоотношения.
3. Что такое «правовой иммунитет»?
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

актуал.пробл.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

 

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их подавляющее большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой различных благотворительных общественных организаций и государства.

 

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

 

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

 

Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную.

 

Общая, например, относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

 

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И напротив, все дееспособные люди являются правоспособными.

 

Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

 

1. От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности.

 

В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной.

 

2. На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных лиц осуществляют их опекуны.

 

3. На дееспособность также в известной мере оказывает влияние родство субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому.

 

4. Следующим фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.

 

5. Содержание дееспособности зависит и от религиозных убеждений субъектов. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

 

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Индивидуальный субъект правоотношения не физическое, а чисто юридическое понятие.

 

Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения лица в целом, а термины «правоспособность» и «дееспособность» употребляются применительно 'к участию тех или иных лиц в правоотношениях.

 

Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни.

 

К организациям-коллективным субъектам правоотношений - относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. В отличие от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются и функционируют. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Несмотря на разнообразие этой деятельности, в целом она направлена на удовлетворение общих или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений.

 

Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой и осуществляется правоспособность и дееспособность этих организаций. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций. Действия таких представителей считаются действиями самих организаций.

 

Среди субъектов организаций особое место занимают юридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются прежде всего субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.

 

Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют - публичные или частные.

 

Государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, органы местной власти и другие), как правило, преследуют общие, публичные цели. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов.

 

Иное дело, если юридическое лицо строит свою деятельность на частноправовых началах (коммерческий банк, частная фирма или предприятие, акционерное общество). Оно преследует частные цели и интересы своих членов: вкладчиков, акционеров, пайщиков и, следовательно, может прекратить свое существование по воле этих лиц. Члены таких частноправовых юридических лиц являются полными их представителями: их воля является в полном смысле волей юридического лица.

 

Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

Объекты гражданских правоотношений: понятие и виды

 

Под объектом права надо понимать то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, т.е. «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» (ст. 128 ГК РФ).

 

По вопросу об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются самые различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданского правоотношения всегда выступают вещи. Между тем вещи не способны реагировать на воздействие со стороны правоотношения как определенного рода связи между людьми. Само по себе взаимодействие между людьми не может привести к каким-либо изменениям в вещах. Лишь поведение человека, направленное на вещь, способно вызвать в ней соответствующие изменения. Другие авторы полагают, что объект гражданского правоотношения образует поведение человека. Однако не всякое поведение человека составляет объект правоотношения. Так, нельзя рассматривать в качестве объекта поведение людей в процессе их взаимодействия в рамках существующего между ними правоотношения. Это поведение составляет содержание гражданского правоотношения. Только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные и нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения. По изложенным выше причинам нельзя рассматривать в качестве объекта гражданского правоотношения сами материальные, духовные и иные блага: вещи, продукты творческой деятельности, действия людей, результаты действий и т.д., как полагают некоторые авторы. Гражданское правоотношение может воздействовать лишь на строго определенные явления окружающей действительности поведение людей, направленное на различного рода блага, но не на сами эти блага. Сам по себе объект утрачивает какой-либо смысл, если на него нельзя оказать никакого воздействия См.: Гражданское право России. Курс лекций. Под ред. О. Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 1996. - С.32-34..

 

Однако гражданское законодательство России несколько упрощает приведенную нами систему гражданско-правового регулирования, устанавливая, что в качестве объекта гражданского отношения должно рассматриваться не поведение его субъектов, а то, на что это поведение направлено. В целом такая позиция вполне оправдана, так для реального регулирования гражданских отношений имеет значение лишь конечный результат механизма социального взаимодействия. Анализ поведения участников подробно рассматривается в каждом конкретном виде обязательств, поэтому не выделяется в законе в качестве непосредственного объекта гражданского правоотношения.

 

Объекты гражданских правоотношений можно разделить на четыре группы:

 

имущество;

 

действия (работы и услуги);

 

результаты интеллектуальной (творческой) деятельности;

 

нематериальные блага.

 

Под термином «имущество» в гражданском праве подразумевают:

 

вещь или совокупность вещей, находящихся во владении у собственника;

 

объединение имеющих денежную оценку как вещей, так и имущественных прав;

 

имущественные права и обязательства наследодателя, которые переходят к наследникам.

 

Во всех случаях право на имущество распространяется не только на вещи, но и на причитающиеся доходы и иные права.

 

3. Субъективное право. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность - это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности - это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково.

 

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем и права, и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни. В одном случае лицо или организация наделяются правами, в другом они несут обязанности. Если на лицо или организацию следует возложить определенные обязанности, то государство, руководствуясь общественными интересами, придает этим обязанностям правовую форму. Если те же субъекты нуждаются в правообеспечении, они наделяются субъективными правами.

 

Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные и правообязанные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом. Каждый из них обладает свободой поведения в указанных границах.

 

Субъективное право - это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

 

Субъективное право проявляется в трех разновидностях:

 

Во-первых, в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов. Тем не менее возможное поведение управомоченных не должно выходить за рамки права. Собственник не может пользоваться вещью в ущерб интересам других лиц. Гарантируя и охраняя права субъектов, государство в то же время не допускает злоупотребления ими. К лицам, допускающим злоупотребление своими правами, применяются меры юридической ответственности.

 

Во-вторых, субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов. Право требования объективно вытекает из сущности правоотношения, поскольку в ряде случаев невозможно удовлетворить интересы управомоченных лиц непосредственно, то есть через их субъективные действия. В праве требования заложена возможность фактической реализации субъективного права управомоченного.

 

В-третьих, субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Речь идет о принудительной реализации права участника правоотношения. Если обязанное лицо в добровольном порядке не выполняет возложенную на него законом обязанность, управомоченный имеет возможность защитить свои интересы, обратившись к помощи государства. Законодательство правового государства предоставляет субъектам правоотношений возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

 

3.Что такое «правовой иммунитет»?

Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет. Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.

Информация о работе Легальность и легитимность государственной власти