Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:12, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права и государства"
1.Понятие и признаки государства.
2.Функции государства.
3. Формы государства.
4.Правовое государство.
8. Виды юридических лиц.
1 Понятие и признаки юридического лица.
(ст.44 ГК)
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 ГК).
Таким образом, юридическое лицо должно обладать следующими признаками:
1)Организационное единство. Это означает, что юридическое лицо имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией.
2)Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества всех других юридических и физических лиц, государства и административно-
3)Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель, участник, член юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя или собственника.
4)Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде от своего имени. Это означает, что юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде, выступает в качестве самостоятельного субъекта права в отношениях с другими органами государственной власти и управления.
2.Порядок образования юридических лиц.
Юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством применительно к их определенным видам.
Большинство юридических лиц в Республике Беларусь образуются в явочно-нормативном порядке. Учредители свободно, по своему усмотрению принимают решение об образовании юридического лица, проводят необходимые процедуры и регистрируют его. Явочным этот порядок называется потому, что для признания организации юридическим лицом достаточно оформленного надлежащим органом самого факта объединения определенной группы лиц в организацию. При этом никаких специальных распоряжений или разрешений для этого не требуется. Регистрирующий орган проверяет соблюдение установленного законом полрядка образования таких юридических лиц и соответствие законодательству их учредительных документов. Явочно-нормативный порядок образования юридических лиц именуют также регистрационным, поскольку юридическое лицо образуется решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических или юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица. В этом порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, общественные объединения, фонды.
Разрешительный порядок образования юридического лица имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Установление разрешительного порядка возникновения юридического лица имеет целью проверку законности и целесообразности создания такого рода организаций. В разрешительном порядке возникают предприятия с иностранными инвестициями, жилищно-строительные кооперативы.
Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникает на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В большинстве случаев в таком порядке возникают государственные предприятия и организации. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения об образовании юридического лица.
Договорно-правовой способ (порядок) возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В этом порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.
При возникновении юридических лиц любым из названных способов должен быть соблюден определенный порядок. Прежде всего необходим один из вышеперечисленных актов, соответствующий характеру создаваемого юридического лица (распоряжение, разрешение, договор). Затем должны быть разработаны учредительные документы.
3.Учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация.
(ст. 47 ,48 ГК)
Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определены в статье 48 ГК. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации независимо от способа создания в порядке, определяемом законодательством. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо подлежит перерегистрации.
Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен Положением о государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 № 11 с изменениями и дополнениями. В соответствии с этим Положением государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
коммерческих организаций с иностранными инвестициями – облисполкомами (Минским горисполкомом);
банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальным банком;
страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями – Министерством финансов;
торгово-промышленных палат – Министерством юстиции
коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций, некомерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций – администрацией свободных экономических зон;
субъектов хозяйствования, за исключением вышеперечисленных облисполкомами (Минским городским исполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.
Регистрация и ликвидация государственных органов, религиозных организаций, политических партий и других общественных объединений осуществляется другими органами в соответствии с законами об этих организациях и объединениях.
Государственная организация осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов и заполнения собственником имущества анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для решения вопроса о государственной регистрации.
На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
4. Правоспособность юридического лица
(ст. 45, 49 ГК)
Правоспособность юридического лица – это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания, то есть с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица прекращается с момента завершения его ликвидации.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.
Гражданская дееспособность юридических лиц (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Юридические лица, выступая в гражданском обороте, приобретают гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Необходимо различать два вида реализации дееспособности юридического лица:
1)Выступление юридического лица в гражданском обороте в отношениях с иными участниками, то есть совершение различного рода сделок, заключение договоров, выступление в суде при защите прав юридического лица;
2)Внутрихозяйственная деятельность юридического лица по исполнению принятых им на себя обязанностей.
Юридическое лицо представляют органы и представители. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательством и учредительными документами. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличные– директор, управляющий, начальник, президент и т.п., коллегиальные органы – президиум, правление, совет и т.п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях) высшим органом управления является общее собрание участников (членов) или собрание уполномоченных. Органы юридического лица формируются по разному: избираются участниками (членами), назначаются собственником имущества юридического лица, нанимаются по контракту с собственником имущества и т.п.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Лицо, которое выступает от имени юридического лица, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
5.Наименование юридического лица, его местонахождение
(ст. 50 ГК)
В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица, которая осуществляется путем присвоения юридическому лицу определенного наименования. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, род деятельности данного юридического лица, его местонахождения, вышестоящий орган или собственника. Наименование может быть обычным, фирменным или условным.
Фирменное наименование имеет ту особенность, что юридическое лицо приобретает индивидуальное название, например, ЗАО «Милавица», ООО «Амалфея». Условное наименование может быть цифровым, например, завод 407 ГА. Условное наименование может выражаться в словесном сокращении полного наименования, например, объединение МАЗ и т.д. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах.
Юридическое лицо вправе выбрать любое фирменное наименование по своему усмотрению, требуется только, чтобы оно обладало новизной, то есть не было использовано до этого другим субъектом хозяйствования.
Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Право на наименование является личным неимущественным правом юридического лица и после регистрации юридического лица это право охраняется законом. Право на фирменное наименование неотчуждаемо, юридическое лицо имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию юридического лица обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Информация о работе Курс лекций по "Общая теория права и государства"