Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:13, курс лекций
Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине «Государственное регулирование рекреационных услуг».
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский
государственный
университет
экономики и управления
Кафедра
туризма, гостеприимства
и курортного дела
Артамонова
М.В
Курс лекций
«Государственное
регулирование рекреационных
услуг».
2009
ТЕМА 1.
Государственно-правовое
регулирование отношений
в сфере социально-культурных
и туристских услуг.
Необходимость участия
Таким
образом, первоочередная задача, которая
ставится, видится в определении
роли государства и его
—
разработка законодательной базы, регламентирующей
основные вопросы развития туристской
сферы, включая экономическое
— разработка антикризисных программ, позволяющих смягчить неблагоприятные последствия неравномерного развития мировых экономических процессов. В целом туристская отрасль показывает более высокую устойчивость в кризисных ситуациях, чем большая часть других отраслей, в том числе благодаря значительной инерционности этой сферы (создание материально-технической базы, обеспечивающей удовлетворение потребностей развития традиционных видов туризма, занимает несколько лет, причем практически нет возможности быстро изменять предложение в соответствии с меняющимся спросом). Договорная практика, широко распространенная в туристской сфере, также способствует смягчению воздействия кризисных явлений. Вместе с тем на туристскую деятельность, как ни на какую другую, влияют факторы, находящиеся вне контроля представителей данной сферы (теракты, изменение политики, в том числе визовой, негативная информация о направлении, случаи массовых заболеваний, изменения климата, колебания курса валют и пр.);
— создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций в туристскую сферу. Стабильная государственная экономическая политика и разработка стратегии развития туристской отрасли на перспективу — наиболее значимые из них;
—выравнивание уровней экономического развития регионов с помощью определения приоритетов и размеров государственной поддержки;
— координация темпов развития туристской отрасли и смежных отраслей;
—
регулирование туристских потоков
путем формирования спроса и расширения
предложения в области
Чем же обусловлен интерес общественных и властных структур к туризму и действительно ли этой отрасли необходимо повышенное внимание?
Природа туризма, который представляет собой комплекс со сложной структурой и множеством компонентов средства размещения, предприятия питания, учреждения досуга, организации-посредники (турагенты и туроператоры), экскурсионные бюро и т.д. Можно сказать, что туризм объединяет несколько отраслей, относящихся с точки зрения государственного управления к разным министерствам. Поэтому туризм становится не только многоотраслевым, но и межминистерским понятием. С точки зрения государственного чиновника, туристский сектор лежит в горизонтальной плоскости, а другие секторы народного хозяйства имеют более привычную вертикальную структуру.
Министерства туризма в странах, где туризму придается большое значение, со всем разнообразием своих департаментов и отделов напоминают правительства в миниатюре: здесь, например, и налоговый отдел, и инвестиционный, и департамент управления имуществом, и отделы профессионального образования, экономики и статистики, сертификации, лицензирования. Для выполнения своих функций структура, руководящая туристской отраслью, должна устанавливать отношения с министерствами экономики, внешнеэкономических связей или внешней торговли, культуры, образования, сельского хозяйства и транспорта. Но роль национальной туристской администрации (министерства туризма) не сводится к простому взаимодействию с различными государственными структурами. Во-первых она должна определить круг своих полномочий и вопросов, относящихся исключительно к ее компетенции, а также добиться признания за собой права выполнения этих функций. Правительства стран, где действуют государственные органы управления туризмом, передают им эксклюзивные полномочия решать вопросы, относящиеся к регламентации туристской деятельности, продвижению страны как туристского направления, вопросы профессиональной подготовки, а также право выступать представителем отрасли в проектах и программах других ведомств в части, касающейся туризма.
В составе правительств стран, добившихся в 70—80-х год наибольших успехов в развитии туризма, находились сильные административные единицы, ответственные за развитие туристской отрасли. В правительствах Мексики, Марокко, Греции, Турции, Египта, Франции, Румынии и других стран туризм представлен на уровне министерств по туризму.
В ряде стран туристские администрации входят в состав министерств экономики, транспорта, промышленности, торговли, что позволяет обеспечивать необходимый политический и финансовый уровень для решения отраслевых проблем и говорит о значении туристской отрасли для этих стран. Сильные туристские администрации, входящие в состав других министерств существуют в Италии, Тунисе, на Кипре, в Испании, Австрии и других странах. Недаром туристское предложение этих стран получило мировое признание.
Основные рычаги государственного регулирования туристской деятельности — создание особого правового поля, в котором формируются условия, обеспечивающие цивилизованно развитие основных сфер, связанных с функционированием туристского комплекса. На практике помимо законодательных мер, определяющих права и обязанности участников туристского рынка, широко pacnpocrpaнены такие формы воздействия на туристскую сферу, как лицензирование, сертификация и стандартизация.
ТЕМА 2.
Лицензирование
как форма государственного
регулирования в
туризме и социально-культурной
сфере.
Сертификация и стандартизация — это не весь набор инструментов, позволяющих государству осуществлять процесс оперативного руководства отраслью. Наиболее простым и действенным рычагом регулирования деятельности предприятий туристской сферы является лицензирование.
Лицензия представляет собой документ определенной формы, выдаваемый на определенных условиях и подтверждающий тот факт, что получившее его предприятие может заниматься указанным видом деятельности.
Лицензирование — это наиболее оперативная форма государственного регулирования благодаря упрощенному (по сравнению с сертификацией или стандартизацией) процессу получения разрешения.
Проанализируем законодательную базу лицензирования в туризме в некоторых странах.
Испания. Турагентство должно иметь лицензию на право занятия туристской деятельностью, выданную туристской администрацией. Турагентства делятся на три категории:
майориста — туроператоры. Производят турпродукт и формируют пакет туруслуг для последующей его передачи агентствам «минориста», но не непосредственно туристам;
минориста—дистрибьюторы. Занимаются коммерциализацией продукта, произведенного агентствами первой категории, предлагая его непосредственно клиенту (туристу), а также организуют и (или) продают разного рода туруслуги напрямую туристу, но не другому агентству;
майориста —минориста — агентства, которые могут одновременно заниматься деятельностью, предусмотренной для каждой из первых двух групп в отдельности.
Заявка на получение лицензии должна подтверждаться:
— уставными документами турагентства;
— справками из финансовых органов об уставном капитале агентства;
—
гарантийным депозитом в
— страховым полисом;
— копиями договоров об аренде помещения под офис;
— договором с лицом, которое будет возглавлять агентство;
— бизнес-планом деятельности агентства.
Зарубежное агентство путешествий также может получить лицензию, чтобы действовать через испанские турфирмы, заключая с ними контракты на предоставление услуг.
Франция. Условия, на которых разрешено заниматься деятельностью, связанной с организацией и продажей путешествий и пребываний, определены Законом от 13 июля 1992 г. В этом Законе рассматриваются три типа операций по организации или продаже турпродукта:
1)
организация и продажа
2)
продажа услуг, которые могут
быть оказаны во время поездки
3) продажа услуг, связанных с приемом туристов, в частности с организацией посещений музеев или исторических памятников.
Заниматься
указанной деятельностью с
—имеют свидетельство, подтверждающее их профессиональную подготовку;
— не подпадают под действие каких-либо запрещений или ограничений;
— имеют достаточные гарантии финансовой состоятельности;
— имеют банковскую гарантию, способную покрыть расходы, связанные с наступлением обстоятельств профессионального или гражданского характера, повлекших за собой финансовую ответственность агентства;
— имеют собственный офис.
Действующее законодательство устранило преграды на пути развития предприятий туризма, которые ранее не имели возможности: заниматься никакой иной деятельностью, кроме турагентской. После 1992 г. лица, предоставляющие услуги средств размещения, транспорта, развлечения и другие услуги, получили возможность заниматься турагентской деятельностью в том виде, в каком она предусмотрена в названном Законе, при соблюдении рада условий:
— эта деятельность будет неосновной;
— существуют необходимые финансовые гарантии;
—имеется в наличии страховое покрытие на случай штрафных санкций к лицу, представляющему услуги, при несоблюдении им норм гражданского законодательства.
Общественные ассоциации и организации могут предоставлять туристские услуги только своим членам, а другим лицам — лишь на основании специального разрешения, которое выдается на условиях, близких к требованиям по выдаче лицензий.
Венгрия. Туристская деятельность в течение многих лет была монополией государства. До 1968 г. агентство «IBUSZ» было единственным туристским агентством.
После 1968 г. начался период реформ, которые были нацелены на внедрение элементов рынка в экономику страны. Тогда же были созданы новые турагентства, а вскоре появилась потребность в разработке нового законодательства, учитывающего рыночную специфику.
В1978 г. Правительство издало Постановление № 11/1978, которым в туристской деятельности в стране было введено использование контракта.
С
изменением политической ориентации страны
после 1990 г. начался мощный процесс,
который можно назвать
Информация о работе Курс лекций по "Государственное регулирование рекреационных услуг"